Алексей Мишарин. Лето в Кармыльке 9

Павел Черкашин
ЛЕТО В КАРМЫЛЬКЕ
Повесть


Сороки

Алёшке сегодня лень вставать. Приподнял голову, посмотрел на стенные ходики, снова укрылся одеялом. Кто знает, может, и до обеда проспал, если бы Ваня не разбудил. Он зашёл, запыхавшись, и спрашивает у бабушки:
– Алёша где?
– Спит.
– Спит? Пусть поднимается, около дома столько сорок летает!
– Нашёл чем удивлять. Клубнику нашу они воруют, спасу нет.
Алёша услышал разговор между Ваней и бабушкой, и сразу же поднялся. Быстренько оделся. Хорошо, что друг пришёл, а то всё мог проспать. За столом с полным ртом спросил у Вани:
– А пистолетом почему не испугал?
– Не боятся, только стрекочут: китш-китш, китш-китш.
– Конечно, у тебя же не настоящий пистолет.
Алёша взял две конфетки. Одну протянул Ване, а вторую себе в рот положил. Друзья вышли на улицу.
Сороки сидели на электрических проводах, между столбами, и внимательно поглядывали то в одну, то в другую сторону. Одна сорока стрекотала на заборе недалеко от мальчишек. Она не обращала никакого внимания на бабушкино пугало, которое стояло в середине грядки. Не испугалась и мальчишек. Даже тогда, когда Алёша замахнулся на неё кулаком, только крылья распрямила, будто взлететь собралась, но обратно сложила. А через мгновенье нырнула в гущу клубники и сразу же взлетела ввысь. Во рту виднелась довольно большая красная ягода. Сорока полетела, села на крышу дровяника.
Такое бесстыдное воровство Алёшу сильно разозлило. Мальчишка схватил с грядки ком земли и бросил в сороку. Но та проворно вспорхнула и тут же обратно опустилась.
– Надо рогатку сделать и расстреливать воришек! – воскликнул Ваня. – Сейчас, сбегаю домой и принесу резинку. У бабушки Марфы есть, я видел.
– Для меня тоже принеси.
Ваня побежал домой, а Алёша вскарабкался на крышу дровяника. В руках у него был бабушкин пастуший прут. Мальчишка подумал, что сможет прутом огреть наглую сороку. Он, пригнувшись, сделал несколько шагов по крыше сарая – сорока отдалилась настолько же. Хитро посматривала на мальчика, но ягоду изо рта не выпустила.
– Сейчас, я тебя! – замахнулся прутом Алёша.
Сорока вспорхнёт и снова садится. Как будто нарочно дразнит, всё дальше, к краю крыши отдаляется, где лежал старенький деревянный ящик. Когда-то ещё дедушка поднял его туда. Приблизилась сорока к ящику и выпустила туда изо рта клубнику. Оглянулась, хитро посмотрела на преследователя и взлетела. Села на провод, натянутый между столбами.
Посмотрел Алёша внутрь ящика и ахнул. Чего только там не было! Кроме клубники, валялись железные пробки от бутылок, гайки, стекляшки. А самое интересное – бабушкины, потерянные неделю назад, ручные часы.
Как раз неделю назад около бани бабушка стирала Алёшкины грязные штаны. Сняла часы и положила на стоящий рядом чурбак. Закончилась стирка, хотела взять часы, а их и след простыл. Везде искала, нигде их не оказалось. Мол, на минутку заходила в дом за стиральным порошком. Наверное, тогда и пропали, будто растаяли. Никто к ним не приходил. Даже у Алёши спрашивала бабушка, может, он взял. Так и не нашлись. А вот, оказывается, кто воришка.
Алёша схватил найденные часы, спустился с крыши и побежал в дом.
– Нашёл!
Он протянул часы бабушке и взахлёб начал рассказывать, где они были. Бабушка очень удивилась: вот, мол, чудеса какие!
Ваня прибежал с резинкой в руках. Два друга побежали к речке, где растут ивы, чтобы найти подходящие ветки для рогаток. Сломанные ветки построгали ножиком и привязали к ним резинку. Сделали пульки из старой газеты и начали искать, куда можно спрятаться, чтобы из укрытия выслеживать воровок.
А пернатые продолжали сидеть на проводе между столбами, зорко посматривая на мальчишек. Делали несколько взмахов, приподымались и снова усаживались на прежнее место. Наиболее отважные спускались на забор и оттуда поглядывали на грядку с клубникой. Им, наверное, невмоготу было удержаться от воровства. Сладкая красная ягода притягивает их, как магнит.
Мальчишки спрятались за кустом смородины и оттуда начали пулять по воришкам. Натянут резинку и отправляют пульки в сторону сорок. Сильно старались, но ни одна пулька не попала в цель. Сороки только стрекотали по-сорочьи:
–Китш! Китш!
Тут Алёша вспомнил, что в сарае висят дедушкины старые сети. Местами изорванные. Поэтому ими давно уже не пользовались.
– Ваня, – обратился он к другу. – Я думаю, надо клубнику укрыть. Тогда сороки не смогут воровать.
– Чем укрыть?
– У нас в сарае висят старые сети, спрошу у бабушки.
Бабушка не сразу поняла, что хочет внук. А когда дошло до неё, похвалила, мол, хорошо придумал.
Алёша рассказал другу, как он думает укрыть клубнику. После чего они дружно взялись за работу. По бокам грядки установили колышки. Соединили их между собой прутьями. На образовавшую клетку накинули развёрнутые сети. А концы сети прижали досками, чтобы ветром не сдуло. Теперь сорокам до клубники не добраться. Когда закончилась работа, Алёша вытер пот со лба, посмотрел на сорок и передразнил их:
–Китш, китш!
После этого сороки не стали засиживаться на старом месте. Они, стрекоча, полетели на другой конец деревни – наверно, надеялись найти грядку с клубникой в другом месте.


.                Литературный перевод с коми Павла Черкашина