Из истории поэзии Серебряного века

Елена Грислис
                Серебряный век — период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна. Такое его название распространилось лишь во второй половине XX века. В европейской культуре рубеж XIX—XX веков получил общепринятое французское наименование - «конец века».  Но Серебряный век — это не хронологический период. По крайней мере не только период. И это не сумма литературных течений. Скорее понятие «Серебряный век» уместно применять к образу мышления, который и сформировал специфическую атмосферу этого культурного явления.

               В наиболее концентрированном виде атмосфера Серебряного века получила своё выражение в первые полтора десятилетия двадцатого века. Это был расцвет литературы русского модерна во всём многообразии его художественных, философских, религиозных поисков и открытий. И это случилось на рубеже веков! Первая русская революция и мировая война, Февральская буржуазно-демократическая революция и Октябрьский переворот,а также гражданская по-своему влияли на формирование общественного умонастроения в стране. Но  представителей Серебряного века не успел захватить и поработить "марксизм-ленинизм", как официальная идеология большевизма: некоторые ещё с 90-х годов 19 века начинали с отказа от наследия «шестидесятников», отрицали материализм, равно как и идеализм.

               Серебряный век. Такое название этому культурному периоду, по мнению некоторых представителей русской интеллигенции, дал Николай Бердяев. Философ называл это время русским культурным ренессансом, а по утверждению бердяевского современника, известного литератора и критика Сергея Маковского, стоящего у руля культурных процессов, именно Бердяеву принадлежит и другое, более известное определение данного периода — «Серебряный век». Хотя есть сведения, что и сам Сергей Маковский оспаривал право на термин. Сын великого художника-передвижника стал подвижником на ниве просветительства, известным литератором и редактором самых элитных  журналов. В 1906—1908 годах читал лекции по истории искусства в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. С 1909 по 1917 год был редактором (и основателем) художественного журнала «Аполлон» в Санкт-Петербурге, к работе в котором привлёк известных русских поэтов начала XX века: Иннокентия Анненского, Максимилиана Волошина, Николая Гумилёва, Вячеслава Иванова. Журнал был преемником «Мира искусства». Издавал журналы «Старые годы» (1907—1917) и «Русская икона» (1913). Написал книги «Русская графика» (1916) и «Силуэты русских художников» (1921), последняя написана уже в эмиграции. Также опубликовал восемь книг по искусству, самые известные из которых «Страницы художественной критики» в трех томах и «Силуэты русских художников».

                И всё же понятие о культурной обстановке в стране в первое десятиление нового века лучше прочих даёт Николай Бердяев. Как известно, Николай Александрович Бердяев признан крупнейшим русским религиозным и политическим философом, представителем русского экзистенциализмa и персонализма. 29 сентября 1922 года он эмигрировал с десятками других видных деятелей русской культуры на так называемом «философском пароходе». А тогда, ещё до глобальных катаклизмов, Бердяев  в своей «философской автобиографии» «Самопознание», дал самую, пожалуй, яркую картину своего времени. Взглядом философа автор узрел, что многое из культурного "бума" того времени, для которого характерны - опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов - войдёт в дальнейшее развитие русской культуры и станет достоянием всех русских культурных людей. "Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори". Все это он  посчитал многими дарами для России и совершенно новой культурной полосой, которая  соединяла "чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни".
               

                По другим данным, словосочетание «Серебряный век» было впервые употреблено в 1929 году поэтом Николаем Оцупом. До эмиграции он был  известен, как талантливый переводчик и организатор литературного процесса новой России.  После Октябрьской революции был приглашён Горьким в издательство «Всемирная литература» в качестве поэта-переводчика, где познакомился с Николаем Гумилёвым и Александром Блоком; переводил Р. Саути, Дж. Н. Г. Байрона, С. Малларме. Наряду с Гумилёвым и М. Лозинским был организатором воссоздания «Цеха поэтов», в издательстве которого вышел первый сборник стихотворений Оцупа, «Град» (1921).               

              В любом случае, в конце девятнадцатого — начале двадцатого века Россия переживала интенсивный интеллектуальный подъём, особенно ярко проявившийся в философии и поэзии. Расцветает новая русская модернистская скульптура, философия (Вл. Соловьев, например, философы декаданса), живопись, поэзия, графика… Творцами серебряного века считается новое поколение, ярко проявившее себя именно с начала 1890-х годов. Искусство и философия Серебряного века отличались элитарностью, интеллектуализмом,  сбрасывали условности, рамки, ограничения с невообразимой скоростью. В живописи – новые манеры, например, картина, написанная видением близорукого человека. Только в изобразительном искусстве появляется около десяти художественных «группировок»: от авангардистов до кубофутуристов.

                Что же касается Поэзии, то Поэты Серебряного века отказывались объяснять, в противовес представителям реализма второй половины 19 века, поведение человека социальными условиями и средой. Для них Человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к Любви и Смерти в философском, метафизическом смысле.  Александр Блок в 1910 году утверждал: «Солнце наивного реализма закатилось; осмыслить что-либо вне символизма нельзя». Поэты Серебряного века верили в искусство, в силу слова. Поэтому для их творчества показателен поиск новых средств выражения.

                Мир поэзии обогатили новые имена подвижников, которые заботились не только о смысле, но и о стиле — для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию.   Причём, нельзя отождествлять всю поэзию конца XIX — начала XX веков с Серебряным веком. Это более узкое понятие. Иногда, правда, предпринимая попытку определить сущность идейного содержания Серебряного века через формальные признаки (литературные течения и группировки, социально-политические подтексты и контексты), исследователи ошибочно смешивают их. На самом деле в хронологических границах этого периода сосуществовали самые различные по происхождению и эстетической направленности явления: модернистские течения, поэзия классической реалистической традиции, крестьянская, пролетарская, сатирическая поэзия.

                Имена поэтов, составивших духовное ядро Серебряного века, всем известны: Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Владимир Маяковский, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Анна Ахматова , Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Вячеслав Иванов, Игорь Северянин, Борис Пастернак, Георгий Иванов и многие другие. Поэты Серебряного века и в своём художественном творчестве,как правило, уделяли внимание Природе и Человеку в ней и подвергали сомнению идею прогресса для литературы. Например, один из ярчайших творцов Серебряного века, Осип Мандельштам писал, что идея прогресса — «самый отвратительный вид школьного невежества».

                Особняком стоят имена Сергея Есенина и Марины Цветаевой.
Об "имажинисте" Есенине Всеволод Родественский в  данной связи писал: "С символистами и акмеистами у него были давние счёты.В молодости Есенин, несомненно прошёл через увлечение символизмом, и как ни отрицал этого впоследствии, стихи первых лет революции выдавали его с головой, но сам он предпочитал отказываться от этого родства". По его словам поэт говорил: "Ну, к чему мне они? Я этот "символизм" ещё в школе мальчишкой постиг. И знаешь откуда? Из Библии. ... Было мне лет двенадцать - и я всё думал: вот бы стать пророком и говорить такие слова, чтобы было страшно и непонятно, и за душу брало. И  из Исайи целые страницы наизусть знал. Вот откуда мой "символизм". Он у меня своим горбом нажит". Вс.В. Родественский. Сергей Есенин// Избранное. В 2 т. Л. Художественная литература. 1974, с.82

                Юная Цветаева поначалу была страстной поклонницей  символизма и посещала собрания и места  выступлений поэтов. А взгляды и поэзия основоположника символизма Валерия Брюсова на какое время представлялись ей путеводной звездой.  Но в силу  её художественной обособленности и самоуглублённости, первые юношеские стихи стали "последышами" -  чудесными подснежниками, выросшими, по её словам, из романа с собственной душой. Там есть и символы, и романтическое упоение юностью, и детальное описание окружающего. И, конечно, обращение к истории... предков, событий и дат. Сочинительнице, не считающей себя литератором, захотелось «вытащить» из толщи  песков старинное, позабытое, но дорогое и близкое сердцу. И, как бы невольно, всплывала и тема Смерти, что будет сопровождать её уже до конца. Всё  это не оценит мэтр Брюсов, но зато поддержит и поймёт Волошин, которому она будет обязана осознанием себя, как Поэта.  А дальнейшее , ну, просто не умещается в рамки какого-то течения, либо периода.  Уже в ранние годы у Марины проснулся пророческий дар. Поэззия Цветаевой всевидяща и всеобъемлюща. Она не писала, а вещала.



*         *        *               
               
                Время Серебряного века в русской культуре началось с 1890-х годов. Серебряным век зовется образно – ведь в этот период произошел  невиданный взлёт развития искусств, многие русские творческие люди стали известны широкой публике, смогли реализовать свой талант. Как и образный «век золотой», век серебряный стал периодом подъема, возрождения. Одновременно с этим, говорят о декадансе, некоем падении культуры по сравнению с веком «золотым» русской культуры, пушкинским и лермонтовским.

                Понятие "серебряный век" не столько научное, сколько эмоциональное, вызывающее тут же ассоциации с другим коротким периодом истории русской культуры — с «золотым веком», пушкинской эпохой русской поэзии (первая треть XIX века). Поэтому неслучайно, что серебряный век по отношению к золотому казался упадком. Но все искупало и преумножало другое - обращение к внутреннему и внешнему миру Человека. Существовал культ Жизнетворчества - неразделимости личности творца и его искусства.

                У поэтов Серебряного века были различные судьбы: кто-то из них вместе с «белым движением» покинул родину, кто-то был выслан из Советской России и жил в эмиграции, кто-то подвергся репрессиям и погиб в сталинские годы. А, кто-то просто не смог "вписаться в жизнь" и свёл с ней счёты сам. И пусть Поэты Серебряного века были редко счастливы, как люди, само творчество и было их настоящей жизнью.

                6.07.2018.