Алексей Мишарин. Лето в Кармыльке 6

Павел Черкашин
ЛЕТО В КАРМЫЛЬКЕ
Повесть


Подарок

Вчера вечером к Ване ненадолго приезжал отец. Привёз маленький пистолет. Он, стреляя, издаёт громкий звук, и при этом на конце ствола вспыхивает лампочка. Ваня сразу же похвастался Алёше. Тот взял пистолет, попробовал его в деле. Посмотрел внутри на лампочку, что загорается при стрельбе, и сказал:
– Мощный! Я тоже бабушку попрошу такой купить. Потом можно будет в войну поиграть.
– Когда купит?
– Не знаю.
– Сегодня же попроси!
– Тебе легко сказать, отец всё покупает. А у моей бабушки просто так не выпросишь. Сразу скажет, мол, бесполезная трата денег.
– А я знаю, что надо сделать, – сморщив лоб, серьёзно изрёк Ваня. – Надо вначале бабушке что-то подарить. Я, если мне что-то надо, всегда рисую отцу подарок, отдаю, а потом уже начинаю просить.
– Как я сам не догадался? – Алёша почесал затылок. – Сейчас же пойду и нарисую что-то. У меня бумага есть.
Алёша не стал медлить. Ему очень захотелось иметь такой же пистолет, как у друга. Чтобы мог бабахнуть так, что все поблизости испугались бы. И при этом обязательно на конце ствола должна загореться лампочка.
Он быстро поднялся на крыльцо. Зашёл запыхавшись в дом.
– Ты что, с медведем повстречался? – удивлённо посмотрела бабушка.
– Не, – мотнул головой внук.
С комода взял листок бумаги. Поискал карандаш, но нашёл только шариковую ручку. Алёша сел за стол и начал рисовать. Бабушка покачала головой. Про себя подумала: «Что случилось сегодня с внуком?».
А тот старательно рисовал. Не получилось, оторвал кусочек листа, скомкал и бросил к печке. Потом снова рисовал. Снова кусочек оторвал. После этого остался маленький клочок бумаги, чуть больше ладошки. Наконец, по мнению Алёши, рисунок получился. Посмотрел ещё раз, почесал затылок. Подумал, чего-то не хватает. Взял ручку и вокруг рисунка написал:
«Тибе бабушка подарочек не большой. Я льубльу тибя очень сильно. Или ты штото мне купиш, я тибя очень льубльу».
Алёша в последний раз взглянул на рисунок. Перевернул листочек и нарисовал пистолет. Внизу, чтобы было понятно, написал: пистолет. Потом встал, подошёл к бабушке и протянул рисунок.
– Баб, тебе от меня подарок.
– Подарок? Чего ради?
– Просто так. Теперь ты мне что-то подари.
– Я? – с удивлением спросила бабушка, разглядывая рисунок и читая написанное. – Да, видно, хорошо учился в школе, грамотей, а это что, жабу или меня нарисовал?
Алёша покраснел, опустил голову и, пряча глаза, тихонько проговорил:
– Сзади ещё есть.
Бабушка перевернула листочек и громко прочитала:
– Пистолет.
– Ну да, пистолет мне нужен, – поднял голову Алёша, и вопрошающе взглянул на бабушку. – Ване вчера отец привёз, такой хороший!
– Ты ведь уже не маленький, в четвёртый класс перешёл. Да и надолго ли? Сразу же сломаешь.
– Не сломаю, буду беречь. Только с Ваней поиграю в войну.
– Из доски сделай. Мы с деревянными игрушками играли – ничего, и сейчас живём. В магазине такую игрушку покупать – только деньги транжирить, на ветер бросать, – в заключение произнесла бабушка.
Услышав это, Алёша расстроился. Про себя подумал, что напрасно подарок рисовал. Ване отец покупает. А его бабушку нелегко уговорить.
Он, расстроенный, вышел во двор, зашёл в сарай. На полке лежали дедушкины инструменты: ножовка, рубанок, молоток, даже самодельный, с деревянной ручкой нож. После кончины деда инструментом никто не пользовался.
Алёша потрогал пальцем острие ножа. Чуть не поранился. Нож оказался острым. Попробовал лезвие рубанка и приготовился строгать. Взял доску, что лежала в сарае. Строгать было тяжело. Доска выскакивала из рук. Пока работал, занозил палец. Как раз, когда вытаскивал занозу, появился Ваня.
– Что делаешь? – с порога спросил он.
– Не видишь? Занозу вытаскиваю. Вон строгаю, пистолет буду делать.
– Значит, бабушка не купит?
– Нет. В лавке покупать – только деньги транжирить, – передал бабушкины слова.
Вытащил занозу, вытер пот со лба и, уперев доску в стенку сарая, попросил Ваню подержать, чтобы не падала. Ваня ухватился двумя руками за доску. Наморщил лоб и поджал губы. Со стороны было видно, что он прикладывает огромные усилия, чтобы удержать доску. Но это удавалось с большим трудом.
Два друга долго копошились. Наконец, доска с обеих сторон побелела и стала гладкой. Алёша погладил рукой и сказал:
– Теперь доска не занозистая. Сбегаю в дом, ручку принесу.
Стряхнул с себя стружки и побежал домой. Потом друзья принялись рисовать на строганной доске контуры пистолета. Попробовал Алёша, не получилось. И у Вани ничего не вышло. То ствол получился кривой, то ручка маленькая. Напоследок Алёша хлопнул себя по лбу:
– Вот тупой! Ваня, сбегай за своим пистолетом, по нему нарисуем.
Ваня принёс пистолет. На ходу стрелял, вызывая лёгкую зависть у друга. Алёша взял пистолет и вначале тоже пострелял. Потом положил его на доску и по нему начертил силуэт. Взял ножовку и распилил по чертежу, прострогал ножом. Получилась почти копия пистолета. Только не стреляет, и лампочки на конце ствола нет.
– Придётся самому говорить, когда будешь стрелять, – Ваня показал пальцем на самоделку.
– Зато не сломается, – подбодрил себя Алёша и направил оружие на Ваню. – Бах, бах.
Мальчики вышли из сарая. Направились было на улицу, к берёзовой роще, но услышали голос бабушки:
– Кому стружки оставили, ну ка, живо уберите!
Алёше пришлось вернуться и подмести пол в сарае. Ваня помогал. Потом вдвоем собранные стружки отнесли в банную печь.
Около берёзовой рощи мальчики начали спорить, кто будет фашистом, а кто партизаном. Алёша говорит:
– Я буду партизаном, в кино видел, у них вначале пистолета тоже не было. У тебя купленный в магазине, поэтому тебе придётся фашистом быть.
– Так нечестно! – размахивал руками Ваня. – Кому охота быть фашистом? Давай по очереди, или я не играю.
– Тогда по очереди.
Мальчики начали играть, прятались друг от друга, стреляли. Вспотели, лица покраснели. Алёша побежал на солнечную сторону рощи. Пригнулся и притаился. Вдруг ему на глаза попались кусты земляники. Спелые ароматные ягоды росли на пригорке то там, то сям. Алёша схватил одну и съел.
– Ваня, иди сюда! – окликнул друга.
Ваня прибежал и сразу же кинулся на землянику. Во вкуснятине он знает толк.
– Столько земляники! Никто ещё не был здесь! Бабушке я тоже соберу, – воскликнул Алёша и засунул пистолет под брючный ремень, чтоб не мешал.
– Почему? – удивился Ваня. – Она же тебе пистолет не купила.
– Ну и что. Она ведь моя бабушка!
Алёша по-другому не умел объяснить своё желание. Для него достаточно и того, что она просто бабушка. А Ваня собирал ягоды и всё сам съедал. У них, мол, и так сладкого достаточно, вчера ещё отец из города привёз.
Алёша пришёл домой и протянул бабушке целую горсть земляники. Некоторые ягоды, когда нёс, раздавились, но бабушке они показались очень вкусными.
– Такую сладкую землянику мне ещё не доводилось пробовать, – она с благодарностью посмотрела на внука.


.                Литературный перевод с коми Павла Черкашина