Алексей Мишарин. Лето в Кармыльке 5

Павел Черкашин
ЛЕТО В КАРМЫЛЬКЕ
Повесть


Кладоискатели

Дед Кузьма нашёл на своей морковной грядке тряпку с валерианой.
«Ну, Лёшка, – рассердился про себя дед. – Это тебе даром не пройдёт».
Однажды стоял он около изгороди и, опершись руками на калитку, поглядывал на дорогу: не пройдёт ли мимо Лёшка. Видит: мальчики вышли на улицу, собираются идти к речке. Дед Кузьма сразу же окликнул:
– Лёшка, Ваня, подойдите-ка сюда!
Когда мальчики подошли к нему, он сразу же затеял разговор.
– Вот вы всё время на речку бегаете, а не знаете, что под носом у вас золото лежит.
– Шу-утишь. Откуда золоту взяться? – недоверчиво протянули мальчишки.
– Нет, не шучу. Видите в конце деревни возвышенность, холм, покрытый лесом? Где сосны растут. Оттуда деревенские мужики песок берут, когда глину замешивают при укладке печки.
– Видим, – прищурившись, посмотрел туда Алёшка.
– Эта горка неспроста появилась, – продолжал дед Кузьма. – Туда много-много лет назад сами себя, со всем богатством, похоронили древние люди, «чудь». Золота и серебра бесчисленное множество с собой взяли.
– Что-то не верится, – сказал Алёша. – Если там столько золота, почему сам не ищешь?
– Куда уж мне в земле копаться? Еле живой хожу. Вчера вон в поясницу «стрельнуло», не согнуться и не выпрямиться, – потёр спину дед.
– И вправду, – встрял в разговор Ваня. – Нам в школе рассказывали про древних людей. Чудью их прозвали. Они, говорят, сами себя, со всем богатством, похоронили.
– Вот видишь, не шучу я, – обрадовался дед Кузьма. – Если бы не «прострел», сам бы взял лопату и пошёл искать.
Дед Кузьма, держа руку на пояснице, пошёл в дом. Теперь он уж наверняка знал, что мальчики пойдут искать золото.
«Пусть попотеют, в другой раз знать будут, кому тряпку с валерианой класть. Мол, грядку надо побрызгать. Слишком умный, оказывается, Алёша!» – про себя лукаво усмехнулся дед.
Два друга остались одни и стали думать, что делать. К речке идти, или золото искать. Ваня стал говорить, что сегодня лучше сходить на горку. Может, там и вправду золото зарыли? Если найдут, сколько можно всего купить! Даже компьютер. Давно у отца просит, но он всё говорит, мол, рано, глаза испортишь.
Алёшке вдруг тоже захотелось иметь компьютер и телефон, который можно в кармане носить.
Друзья больше не стали медлить. Повернули домой за лопатами. Алёша побежал в сарай. Когда брал лопату, бабушка увидела его и начала ворчать, куда, мол, с лопатой собрался? Но тот не стал откровенничать. Бабушка может невзначай кому-нибудь взболтнуть. А он в книжках читал, что при поиске золота надо рот держать на замке, не то услышат бандиты и отобрать могут.
На горке, мальчики стали гадать, где лучше начать копать. Один говорит, мол, лучше начать с середины. Другой предлагает с конца. В конце концов, договорились отойти с середины пару шагов и там начать копать. Вначале работа шла споро. Лопата в песок погружалась легко. В одном месте поковырялись, в другом. Ямы получились глубокие. Почти до вечера копали, но так ничего и не нашли. Только кусок ржавого железа и небольшую почерневшую кость. Мальчики даже не смогли точно определить, кому именно она принадлежала. Но по всей видимости, какому-то животному.
– Идём домой, – сказал Алёша. – Я сегодня больше не буду копать, устал.
– Я тоже устал, – опираясь на лопату, поднялся Ваня.
Идут мальчики в деревню, а дед Кузьма снова караулит их.
– Нашли что? – спрашивает он.
– Нет, – одновременно вырвалось у мальчишек.
– А где искали?
– В середине холма.
– О, конечно, не найдёте! – лукаво посмотрел дед Кузьма на мальчиков. – Надо с начала, с этой стороны холма копать. Там, говорят, хоронились древние люди.
– Врёшь, – вырвалось у Алёши.
– Честное слово, не обманываю. Завтра с этой стороны копайте.
Мальчики недоверчиво посмотрели на деда, но ничего не сказали. Только головы ниже опустили, и домой поплелись.
На второй день Алёша проснулся поздно. Усталость не прошла. Через силу кое-как позавтракал и вышел на улицу. Начал смотреть, как бабушкины курицы копошатся у крыльца. Вскоре подошёл Ваня. Он тоже пожаловался на усталость, мол, все мышцы болят. Сегодня мальчики решили отдыхать, а завтра ещё раз сходить на раскопки. Будут искать там, где дед указывал.
День спустя, как и договаривались, мальчики начали копать с краю, что ближе к деревне. Поработают, отдохнут и снова лопатами машут. В этот раз они про покупку компьютера уже и не заикались. Им всё чаще приходила в голову мысль, что копают напрасно. Уже собрались было идти домой, но тут Лёшкина лопата стукнулась обо что-то твёрдое. Мальчик стал осторожно выгребать песок. Наклонился и увидел глиняный кувшин.
– Нашёл! – крикнул он.
Ваня подбежал к другу. Вдвоем они вытащили кувшин. Такого они ещё не видели. Край кувшина был отломан. Видимо, от удара лопатой повредился. Мальчики вытряхнули песок. Внутри ничего не было. Ваня даже руками всё перещупал, но ничего не нашёл. Потом снова осторожно лопатой стали выкидывать песок из ямы, где обнаружили ещё одну находку. Вытащили три глиняные чашки.
– А где золото? – прозвучал Ванин недовольный голос.
– Надул нас дед, – угрюмо посмотрел Алёша на находку. – Куда теперь их?
– В музей можно сдать. Такие чашки я там видел.
Алёша взял кувшин, а Ваня подобрал чашки. Пришли домой и показали находку бабушке. Бабушка разглядывала, дивилась. А потом позвонила в городской музей и рассказала о находке.
Следующим днём к мальчикам приехали двое работников музея. Алёшке с Ваней пришлось заново всё рассказать и даже показать место, где нашли. Их рассказ записали на диктофон, а самих сфотографировали. Уже уезжая, сказали, что находка дорогая. Алёша удивился: как может быть дорогим глиняный кувшин? К тому же край у него отломан.
А через три дня, когда почтальонша принесла газету и бабушка открыла её, на первой странице увидела портреты мальчишек. Оба улыбались, а в руках держали кувшин и чашки. Внизу снимка было написано, что в следующем году на месте древних захоронений проведут раскопки. А мальчиков решили наградить мобильными телефонами.
Друзья очень обрадовались, когда получили обещанные подарки. Телефон можно держать в кармане, идти с ним хоть куда, отовсюду можно звонить. Вдобавок им можно фотографировать.
Алёша сделал снимки всех домочадцев: бабушки, куриц, кота Васьки. Даже коза Маня попала в объектив. Потом юные кладоискатели разговаривали друг с другом до тех пор, пока не кончились деньги. После этого телефоны замолкли.
Бабушка сказала, мол, чтобы вновь пользоваться ими, надо заплатить. Для этого надо ехать в город или районный центр. Взяла Алёшкин телефон, поместила в коробку и положила в шкаф. Пусть, мол, отдохнёт. Когда поедешь домой, тогда и заберёшь.
Дед Кузьма, услышав о находке мальчишек, вначале усмехнулся: глиняный кувшин – это не золото. А когда рассказали ему, что Лёше и Ване за это подарили мобильные телефоны, да ещё и в газете с фотоснимком про них напечатали, стало завидно.


.                Литературный перевод с коми Павла Черкашина