Начало

Егор Баженов
Страница Луга Врана
О месте и роли России в прошлом, настоящем и будущем.

Начало. (Ваны, Русь, Славяне, Киевичи, Варяги).

В рамках официальной традиции истории, Русские корни, с чем полностью согласны все исследователи, уходят в старейшие пласты индоевропейского (арийского) языкового единства и отчётливо прослеживаются в нём.
Вероятно, одной из древнейших областей разселения индоевропейцев была Малая Азия, район между Кавказскими горами и берегами Средиземного, Чёрного и Эгейского морей. Необыкновенно широкое разпространение во всём этом регионе этнонима Ван (Вен) даёт основание предположить связь корня ван со всей арийской общностью. Возможно, это слово было именем древних арийцев, их самоназванием. На этой территории существует множество таких названий, как озёра Ван и Севан, города Ван, Ереван, Иджеван, Абовян и Нахичеван, имена типа Завен и тому подобное... Но, может быть, это слово означало не всех индоевропейцев, а только их часть, населяющую конкретную местность (одним из названий урартов, местных жителей, было ван — наряду с хайя).
Мифы готов, одного из арийских народов, говорят, что в древности вели борьбу две группы богов: Асы и Ваны. Поскольку все народы обожествляли своих предков после смерти, можно смело предположить, что речь в готских мифах идёт об умерших людях. Готские предания определённо связывают происхождение готов именно с Асами. Но даже само слово асы осмысливается как предки, достаточно произнести его с ударением на второй гласной: асы–атсы–отцы. В прошлом языки были гораздо ближе друг к другу.
В Приазовье с древности обитал и народ ванов, и народ асов-ясов (аланы-осетины и булгары). От последних происходит название Азовского моря, города Азов (Асов, Асхов) и даже слово Азия (Асия). На языке ясов слово «ас» значит бог. Но ведь и в прибалтийском регионе (где поселились ушедшие из Приазовья готы, происходящие от асов) слово «гот» означает то же самое — бог! Очевидно, это просто калька слова ас.
Иными словами, готские мифы повествуют о реальной борьбе между собой разных частей индоевропейского (арийского) единства. После этой борьбы, по преданию, готы и были вынуждены покинуть приазовскую прародину и поселиться на Балтике.
Но в поход двинулись не только отцы готов, но и другие группы Ванов.
К северу от Чёрного моря арабским авторам известна страна Вантов (Антов) — Вантит. Ещё в 5-6 столетиях (до 602 года) византийские авторы называли антами в Северном Причерноморье многочисленный и сильный народ, близкий славянам. И анты (ваны!) во 2-4 веках вели упорную борьбу с вернувшимися из Прибалтики в Причерноморье готами (потомками асов), перемежавшуюся союзами и совместными походами.
Ваны разходились далеко во все стороны от своей прародины, оставляя след в языках всех народов. И всюду корень ван означал знатность происхождения, благородство, власть. Титульные приставки: ван (van) — в Голландии, фон (von) в Германии, пан в Польше, бан в Сербии — все однозначно венедского, ванского корня. Даже в далёких странах Китая пришедшие арийские завоеватели (динлины, ди) основали первое на той земле государство Шан (Инь) и оставили чёткий след в титуле китайских и корейских королей — ван.
От общего ядра Ванов в разное время отрывались волны родственных народов и катились во все стороны, образуя всё многообразие индоевропейской семьи народов.
Индоарии, иногда называемые просто ариями, были первым эшелоном арийской массы, и постепенно передвинулись несколькими волнами в направлении Индии, где сокрушили великую цивилизацию дравидов-дасов Дасья (известную по городам Хараппа и Мохенджо-Даро). Покорив своими колесницами ещё не знавшую лошади дравидскую Индию, арийцы открыли ведический период её истории (от слова веды — знания, ведать).
Опадающие волны индоариев освобождали территории, на которых величественно разворачивались волны следующего арийского эшелона — иранцев. Слово Иран (Iran), Айрон — и означает арийский, а также — железо (так как арийцы были одним из первых народов, совершивших железную революцию, и назвали себя железные). И в латинском слове ferrum (железо) чётко выделяется корень Ar–Er. Этот корень звучит и в имени бога войны: Арес-Арей, и в слове аристос (греч.: лучший) — откуда аристократия.
Иранская и индийская группы ванов (арийских народов) повсеместно враждовали, что нашло выражение в их мифологии. И те и другие делили богов на два класса: асов-асуров-ахура-агура и дэвов-дэва-дова. Причём, если иранцы считали асов-ахура своими, добрыми богами, а дэва — злыми, чужими, то у ведических индийцев всё было наоборот: дэва — свои, добрые, а асуры — злые, чужие («Русская цивилизация-2. Сарматия»).
Одна за другой арийские волны катились и в Европу, отстаиваясь там как народы: иллирийцы, фракийцы, италики, греки (кстати, на иврите — яван, ван!), кельты, балты, славяне...
В Малой Азии, на южном берегу Чёрного моря, издавна жили венеты-энеты, часть древних Ванов. Остатки энетов в Малой Азии известны историкам ещё во втором столетии до Р. Х. Приблизительно в 12 веке до Р. Х. в ходе переселения народов, связываемого обычно с Троянской войной, венеты передвинулись в Европу. Известны три области разселения венетов в этой части света:
на севере Апеннинского полуострова, долина реки Пад (По), Италия. Именем этой группы венетов названы города Венеция (Venetia) и Вена (Wien). От этих венетов — остатка одной из древнейших арийских групп былого великого единства Ванов — произошли на Дунае славяне-словене (что значит произошедшие от Ванов-Венов);
полуостров Бретань, Франция (бывшая Арморика, после переселения в неё бриттов, ушедших из Британии под натиском англосаксов, получившая имя Бретань). Древние венеты жили в Арморике. И ещё в наше время в этом районе существует департамент Вандея (Vendee);
южные берега Балтийского и, отчасти, Северного моря (легендарная Венета).
В Прибалтике венеты появились в последней четверти 2 тысячелетия до Р. Х. Антропологически они отличались от древнего автохтонного населения и окружающих народов узким лицом. Археологи и лингвисты назвали балтийскую группу венетов северными иллирийцами. Они дали начало целой ветви родственных народов, ошибочно считающихся в рамках норманистской традиции германцами. Это: фризы (Нидерланды), тюринги (Южная Германия), англы и юты (Дания), гельветы-герулы, вандалы, варины, руги и т. д. Все они вторгались в пределы разрушающейся Римской империи и разселялись на её землях.
Часть народов (фризы, англы) ещё сохраняла самобытность, другие подверглись с 6 века быстрой славянизации (вандалы, герулы-гельветы-гельведы). Руги же частью были романизированы (на юге и юго-западе), но в центре, на севере, востоке и юго-востоке Европы — славянизированы. Славянизированные руги назывались русами. Причём, на севере и востоке Европы разпространены формы руг-рус, а на юге и западе бытуют формы рог-рос. Начиная с эпохи Карла Великого большая часть славян центральной Европы (и русы) были христианизированы (германизированы). Они и стали немцами.
Часто всех северных иллирийцев называли венедами, вандалами, варинами. Они участвовали в этногенезе и некоторых балтских народов, особенно пруссов, а также финских (эсты). После славянизации Южной Прибалтики имя венедов-вандалов-вендов перешло на западную ветвь славян, на лехитов (ляхов). Славянизация многих венетских народов завершилась лишь к 8-9 столетиям. В польском Поморье до сего дня разпространено личное имя Ванда — женская пара имени Вандал.

Руны-Руги-Русы, Славяне
Руги — часть прибалтийских венетов-вандалов. Вместе с другими группами вандальской общности они воевали, сокрушали остатки римского могущества, захватывали и грабили. Своим тотемом (мифическим зверем-прародителем и покровителем) руги считали руга (медведя). Имя зверя, очевидно, было звукоподражательным, в нём отчётливо слышны рычащие ноты: «руг–рог». И по сей день словосочетание русский медведь воспринимается как естественное (см. Приложение 3).
Вероятно, что имя «рус», однако, гораздо древнее прибалтийских ругов-русов. Это имя заметно в этнониме причерноморских росомонов, и днепровских борусов, в именах целой серии царей древнего закавказского царства Урарту («Ар-ар-ат») на территории области Ван: Руса. Например, Руса Первый (735-713 годы до Р. Х.), Руса Второй (685-645 годы до Р. Х.)... Это имя звучит в названиях множества городов древности и в старейших пластах русских мифов (сюжет о праматере Русе: «Руса-Руса — чёрная коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трёх матерей дочка», живёт во дворце с высоким забором, увешанным головами неудачливых женихов), в обрядах хорутан-словенцев (вождение Белой Русы и получение причитающихся даров). Русские мифы называют праотца Руса, сына Богумира (Благомира, Квасуры) и Славуни — прародителей славян и многих других групп индоевропейских народов.
Известны ссылки на то, что князь Роша (Руса) Гог назван в Библии предводителем могучих северных народов, напавших на Ближний Восток (Иезекииль 38, 2): «Сын человеческий! Обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество». И там же (39, 1-5): «Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот Я — на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера и приведу тебя на горы Израилевы. И выбью лук твой из левой руки твоей и выброшу стрелы твои из правой руки твоей. Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым. На открытом поле падешь; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог».
Тем не менее, считаю такие ссылки некорректными и основанными на неточностях русских библейских переводов. Для уточнения будет полезным обратиться к ивритскому оригиналу Танаха: «Человек! Обратись к Гогу земли Магог, предводителю головы (или главному) Мэшеха и Тувала» (книга пророка Ихизкеля). Слово голова здесь может значить всё, что угодно, скажем, название головной (главной) части войска. Перевод ивритских текстов всегда представляет большие трудности из-за особенностей этого вида письма: отсутствия гласных и знаков препинания, что допускает слишком много возможных вариантов. Но навряд ли это слово есть некое личное имя. Слово голова («рош») написано традиционным образом: рэйш-алеф-шин (;;;). Трудно допустить, чтобы пишущий этот текст человек, ясно написав «рош», имел в виду имя вождя или название страны. В подобных случаях авторы всегда писали личные имена и названия как-то по-особому, отлично от написания общеупотребительных слов.
Вот этот спорный кусок текста:

.(“;; ;;; ;;; ;;;; ;;-;;; ;;; ;;;;; ;;;; ;;; ;;; ;;;;” (;;;;;;, ;;; ;”; ;;;; ;’

В русской транскрипции: «Бен адам! Сим панеха аль гог эрец а-магог наси рош мэшех вэ туваль (или тэвэль)». Если тэвэль, то это может означать Вселенную: «главному предводителю Мэшеха и Вселенной».
Крайне маловероятно, чтобы здесь говорилось именно о Русе или русах. Сейчас в иврите слово рус пишется всегда: рэйш-вав-самех (;;;).
Слово мэшех, мошех может означать всё, что угодно. Скажем, на иврите глагол тянет. А если это этноним, то чей? В те времена было известно кавказское племя, жившее на территории современной Аджарии и называвшееся мосх, мосхи. От этого этнонима заимствовали своё имя современные месхи (турки-месхетинцы). Другой народ, называвшийся мисийцами, переселился из Фракии (Тракии) в Малую Азию. Ассирийцы называли мисийцев мушку. Все эти варианты могли послужить источником для Ихизкеля. Известны усилия увидеть здесь Москву...
Кстати, в соседней части этого же текста Танаха, где упоминаются имена (?!) Тувал и Мэшех, нет и намёка на Роша: «Яван, Тувал и Мэшех торговали с тобою, выменивая товары твои на души человеческие и медную посуду. Из дома Тогарма за товары твои доставляли тебе лошадей (сусим) и строевых коней (парашим, — возможно, речь о всадниках) и лошаков (прадим)» (плач о Тире). Яван — традиционное название Эллады. Тогарма — название степных коневодческих народов, в дальнейшем стало обозначать тюркоязычные народы...
Таким образом, трудно усмотреть в цитируемом отрывке Библии упоминание Руса.
Возможно, речь в этом сюжете из Библии идёт о великом походе скифов на Ближний Восток, когда они, по сообщению Геродота, подтверждённому ближневосточными документами, с 672 по 623 год до Р. Х. разгромили Ассирию, затем Мидию и, в конце концов, дошли до самого Египта, и только фараон Псамметих откупился от их нашествия богатой данью. Скифы тогда ограничились разорением в городе Аскалон в Сирии Палестинской древнейшего в мире святилища Афродиты Урании, после чего вернулись в покорённую Мидию. Конечно, скифы-скиты внесли какой-то свой генетический вклад в формирование славян и русов. Но была ли в Скифском царстве некая область Рус (Рош)?
Такая форма имени Рус встречается в названиях множества топонимов, городов и областей: река Рось-Рша, город Орша, рушане (жители Старой Руссы), сербская область Рашка с центром в городе Рас, город Раша в Хорватии (на полуострове Истрия), города Ростов (Россов Стан), Рославль, Россошь, Росток. Полуостров в Объединённых Арабских Эмиратах Руус-эль-Джибаль («Вершины гор»), мысы в Персидском и Оманском заливах: Рас-эль-Бидния, Рас-Танура, Рас-Май. Йеменская местность Биляд эр-Рус («Страна Русов») и там же солончак Аба эр-Рус («Отец Русов»). В Италии есть города: Паджо-Руско, Руссеи, Перусса (по племени пирусков). В Пиренеях — город Руссильон и река с тем же названием в Южной Франции; в Шотландии — берег Западный Росс; в Ирландии — Роскоммон; в Бельгии — Руселаре; в Дании — Роскиль и Росдорф; в Болгарии — Русе; в Литве — Русне; в Грузии — Рустави; в Эфиопии — Росейрес; в Аргентине — Росарио. В европейских странах прикарпатского региона насчитывается более 70 таких названий, в том числе 10 рек: Русс, Рося, Рускава, Русо, Рось, Рускица, Ороз, Реусбах и др. (по книге «Откуда взялось название «Россия», В. Н. Демин, С. Н. Зеленцов. Москва, Вече, 2002).
Всё это может говорить о переселениях и завоеваниях различных эпох, но в любом случае свидетельствует о том, что имя Рус с древности было известно и прославлено.
Имена Гог и Магог, приведённые в Библии, могут быть объяснены из древнейших, возможно, ностратических, лексических слоёв. Гог, или Хох, — то же слово, что в современном немецком значит Высокий. Магог — могущественный, могучий (от корня маг — что означает мощь, сила, могущество). Русские офени объясняли значение слова маг просто: «кто может — тот и маг» (В. Н. Демин, С. Н. Зеленцов). В современном русском языке сохранилось слово мог («был в состоянии, был способен»). И немцы знают корень mag в значении «может».
Отдельные группы русов разселились по всей Европе, основав колонии во многих местах Азии и в Северной Африке. От таких групп русов, последовательно подвергшихся славянизации, а затем германизации, ведут происхождение древнейшие аристократические роды немецкой Пруссии, Верхней Германии и Австрии — обладатели «славянских» фамилий. Русы всюду кичились древностью своего рода, знатностью происхождения. В Западной Европе русские князья той поры неизменно называются королями, тогда как польские князья — лишь герцогами. Адам Бременский и Гельмольд отмечают, что у западных славян королей имеют только русы с острова Рюген (название Рюген означает «остров, земля ругов»; известна другая форма имени ругов — раны-руны, и, соответственно, имеется ещё одно имя острова Рюген — Рюен-Руен-Руян).
На Днепре русы вели себя столь же напористо и властно как и повсюду.
Разные группы русов-росов (ругов-рогов) принимали участие во всех европейских войнах того времени (см. Приложение 1). Например, в середине 6 века руги захватили власть в Италии, возведя на королевский стол своего конунга Эрариха.
Слово konung древнего ностратического корня «кн» (kan-kon-kun) и означает идущий впереди, вождь, вожак. Тюркские титулы: khan, kaan (хан, кан, каган) — означают то же. Семитский коэн («предводитель, священник») в этом же ряду. Того же корня индоевропейские титулы: кунг, king, konig-кёниг, балтийский kunigas, славянский кнес и князь, кунс-конс, латинский консул; в этом же ряду canis — «собака, поводырь». Хун, хон, хунно, хунни — «глава рода, вождь, командир сотни, сотник» у германцев (Хуннская держава). Хунта — «сотня». В европейских языках числительное «сто» (100) так и звучит: хундред (“hundred” — хандред) по-английски, хундерт (“hundert” — хандерт) по-немецки («Русская цивилизация-2. Сарматия»).
Руги-русы легко снимались с места, сплочёнными родовыми группами перемещались на огромные разстояния. Они оседали среди аборигенов, как правило, включаясь в местные этнополитические структуры на правах высшего слоя власти и воинского сословия (как шляхта в Польше, обитавшая в особых посёлках отдельно от местных земледельцев). Таким образом, на базе множества групп русов, разсеянных среди народов, повсеместно образовывались ранние государственные формирования с именем Русь.
Руяне-руги (поселившиеся на острове Руян-Рюген венеты) известны с первого века.
Руги в 307 году овладели римской дунайской провинцией Норик (ставшей с этого времени Ругиландом и называвшийся так с 4 до 8 века).
Роги надолго задержались и в Альпах.
Рутены, жившие компактными блоками, отмечены в районе Кале (Северная Франция), в долине реки Рона (Южная Франция), в устье Немана (Пруссия), на острове Сааремаа с прилегающей частью Эстонии (Роталия).
Русы — в области по границе Тюрингии и Чехии; в районе излучины в устье Дуная; на Киевщине; в устье Западной Двины; в Южном Приладожье; в районе от Чудского озера до верховьев Оки (варяги-русь); в низовьях Оки (Пургасова Русь); до 6 века существовала Рузика (русская область Вандальского королевства) в Северной Африке; точно не локализована Русь где-то на Каспии; и Русь в районе Северного Кавказа.
Росы с конца 5 века обитали в районе Керчи (Корчев) и Тамани (древнегреческая Гермопасса, затем — Таматарха, иудо-хазарский Самкерц, древнерусская Тмутаракань).
Росомоны воевали с готами в Северном Причерноморье в 2-4 столетиях.
Русины отмечены в верховьях Днестра (в этом карпатском регионе русины сохраняются и поныне, являясь важным элементом этнокультурной базы так называемого западенчества на Украине. Их вражда к москалям уходит корнями в давнюю политическую традицию высокомерно-пренебрежительного отношения богатого Галицко-Волынского княжества к «Залесской Украине», позднее Великороссии, и в раскол Руси на Южную и Владимирскую)...
Киевские русы отлично знали (что чётко показывают военно-политические планы Святослава) о своих сородичах в Подунавье, Прибалтике, Центральной Европе...

В 454 г. часть ругов примкнула к хуннам и вместе с ними потерпела поражение от гепидов и выступивших на их стороне племён, в том числе большей части ругов. После смерти в том же году Аттилы, вождя хуннов, побеждённые отступили вниз по течению Дуная, где, согласно Иордану, руги получили места для поселений в городах у Констан-тинополя. Кстати, до Аттилы царём хуннов был его дядя, которого звали Ругила (!).
В 493 г. произошло первое большое нападение славян на Византию. В царствование императора Анастасия Дикора (491 — 518) была череда непрерывных завоевательных походов (499 г., 502 г., и т. д.) славян против Империи. Среди славянских вождей этой эпохи выделился князь Мусокий, известный по византийским источникам 6 столетия.
Анастасий предложил вождю нижнедунайских русов князю Кию защищать рубежи Империи от натиска славян и поселиться на берегах Дуная. Империя обязалась платить за это дань русам. Русы стали охранять дунайскую границу Византии, и князь построил себе на Дунае столицу — город Киевец. Но очень скоро выяснилось, что русы не в силах сдержать натиск славян и закрепиться на Дунае. В городах, данных византийцами русам для проживания, уже были свои жители. И они не хотели себе на шею дополнительных захребетников. Происходили волнения и восстания. Всё это подрывало способность русов сдерживать славянский натиск. Тем самым Кий не мог выполнить договор с Империей.
Русы Кия традиционно были друзьями и союзниками хуннов (булгар-белояров) и самого Аттилы, вероятно, поэтому те пригласили Кия в свою страну в Среднем Поднепровье, где прочно обосновались несколько булгарских объединений: Поляне, Сувар (см. ниже).
Можно утверждать конкретно, что пригласили русов Кия не просто какие-то булгары (хунны), и не все булгары, а именно среднеднепровские поляне. Русы пришли к полянам без войны (как братья, как родственники), разселились среди полян и в границах страны полян. Сувары же остались несколько в стороне от этого. И всё это происходило безконфликтно!
Так Кий увёл своих русов с Дуная дальше на восток, на Днепр, в страну булгар-полян, где русы стремительно и мирно смешались с полянами, своими однополчанами (см. ниже о полянах). Полное слияние на Днепре большой массы местного полянского (булгарского) населения с немногочисленными пришельцами-русами было настолько быстрым, что всего через несколько лет (с 493 до первых 500-х) название страны Полян заменилось на имя «Русь».
А сокрушительные нашествия славян на Империю продолжались ещё почти столетие и окончились полным завоеванием и заселением славянами Балкан, включая Пелопоннес в 582 г.
При императоре Юстине Первом (518 — 527) анты (ванты) и славяне перешли Дунай большим войском, вторглись в пределы Империи, но были отбиты полководцем Германом. Вторжения не прекращались.
При императоре Юстиниане (527 — 565) до 530 года анты и славяне неоднократно переходили Дунай и вклинивались далеко вглубь Империи, доходя до Адриатики и Константинополя, брали в плен по 200 тысяч ромеев. Юстиниан платил славянам дань за мир и союз против степняков (булгар-кутургур, или кутургар).
В 530-е годы в причерноморские степи пришли авары (обры). Авары разгромили в Карпатах союз племён Дулебов. После разгрома аваров совместными усилиями Византии, славян и булгар славяне возобновили свои разрушительные походы в Империю.
В 550 году славяне подступили к Константинополю, неоднократно пытались овладеть им. В 551 году славяне прорвали Длинные стены. Византия использовала для нейтрализации славян дипломатические средства. В результате серии соглашений славянам отданы земли по Дунаю, пограничные опорные поселения; славяне за это должны прекратить набеги и охранять границы Империи от нападения аваров и булгар-кутургуров. Эти соглашения лишь на время ослабили давление славян на Византию.
Славяне заключили против Византии союз с готами, которые находились в состоянии войны с ромеями в Италии. Возможно, готский полководец Тотила дал славянам крупные денежные суммы, привлекая их князей к участию в своей войне.
553 год. Славяне воюют во Фракии, Иллирии, спускаются на юг до Эгейского моря и Эпидамна (Драч), доходят до Фессалоник (Солунь) и прорываются к Константинополю (Царьграду). Регулярные имперские армии разбиты и бегут.
578 — 582 годы (царствование императора Тиверия Второго). Славяне взяли множество крепостей и городов Империи и «поселились в стране свободно и без страха, как в своей собственной. ...Они берут в плен, убивают, сжигают; они разбогатели, имеют золото и серебро, табуны коней и много оружия и обучены воевать более, чем ромеи»
(Иоанн Эфесский, «Церковная история»).
582 год. Огромное войско «в 100 тысяч человек» завоевало Фракию, и славяне колонизовали многие области. Македонию заселили склавины; Фессалоники (Солунь) — сагудаты, ринхиты, дреговичи; Пелопоннес с Лаконикой (родиной античных спартанцев) — милинги и езерцы. Велегезиты, веуниты, верзиты — поселились в прочих областях.
С тех пор население Эллады стало славяноязычным. И лишь в 19 столетии, после обретения Грецией независимости от турецкого господства (в результате русско-турецких войн), был разработан и внедрён в употребление так называемый новогреческий язык. Переход на этот язык прежде славяноязычного населения Греции является примером успешного создания жизнеспособного (хотя и искусственного по происхождению) языка.
На рубеже 6 и 7 столетий славянские флотилии плавают по морям, разоряют побережья, терроризируют население; крейсируют вокруг Тессалии (Фессалии), Кикладских островов, Ахайи, Эпира, южной Италии и Крита.
Славянские князья и их дружинники накопили в грабительских походах огромные богатства, что стимулировало ускоренное социально-экономическое развитие славян, укрепило союзы племён (оформившиеся в совместной борьбе с Византией).
Приблизительно в 5 веке часть славян переселилась с Дуная на Днепр. Эта группа славян также принимала участие в походах на ромеев. Войны с Византией и интенсивное движение многих булгарских народов в Сарматии («Русская цивилизация-2. Сарматия») — всё это вовлекало княжескую и дружинную верхушку в «большую жизнь» и большую политику, и способствовало консолидации племён.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сведения иностранных источников о Ругах, Русах, Рутенах
Под 1-м веком Тацит (ок. 55 — 120) упоминает ругов на южном берегу Балтики.
2–3 века. Иордан (6 век) сообщает о борьбе готов с ругами в Прибалтике. Хотя руги были сильнее «телом и духом», они всё же были побеждены готами.
307-314 годы. В Веронском документе руги названы в числе римских федератов.
До 337 года. Византийский писатель первой половины 14 столетия Никифор Григор упомянул русского князя, занимавшего придворную должность при Константине.
Вторая пол. 4 столетия. Иордан упоминает рогов в составе державы готского конунга Германариха, а затем говорит о племени росомонов, или розомонов, вышедших из повиновения.
Между 379-395 годами Степенная книга 16 столетия говорит о «брани с русскими вои» императора Феодосия. Сведение — из жития Ивана Пустынника Египтянина. Здесь же — о нападении русов на «Селунский град».
434-435 годы. Руги появляются на реке Саве близ города Новиедуна (в Югославии), где приходят в столкновение с готами.
445 г. Нидерландская хроника (Антверпен, 1561 год) говорит о покорении франкским королём Клодием (Хлодвигом) племени тунгров, а затем моринов, живших на побережье Северного моря. Моринам оказали помощь кимвры и рутены. Полководец рутенов Голдер с его дочерью были взяты в плен. Дочь была выдана Клодием за его племянника Фландберта, который и стал правителем Бельгийского берега. Выгнав брата жены Голдера, Фландберт управлял кимврами и рутенами.
Вождь рутенов Хольдер упоминается также в «Истории бриттов» Гольфрида Монмутского (вторая четверть 12 столетия). Хольдер был союзником легендарного короля Артура, прообраз которого уходит в 5-6 века. Рутены Гольфрида Монмутского жили по соседству с Фландрией в нынешнем французском департаменте Па-де-Кале. Хольдер погиб и был похоронен в своём городе Теруан. Античные авторы помещали на этой территории племя моринов (поморян). Частью этих северных рутенов, вероятно, были рутены на реке Рона в Южной Франции. По археологическим данным, они пришли именно с севера.
454 г. Часть ругов примкнула к гуннам и вместе с ними потерпела поражение от гепидов и выступавших на их стороне племён, в том числе большей части ругов. Побеждённые отступили затем из Подунавья к Днепру и в Причерноморье, а частично отошли к Адриатическому побережью. По Иордану некоторые руги получили места для поселений в городах у Константинополя.
469 г. Руги уступают готам Паннонию.
476 г. Одоакр (по Иордану — руг, по другим источникам — скирр, либо — герул с острова Рюген-Руйян) во главе войска из ругов, скирров, туркилингов — низверг последнего императора Западной Римской империи. В позднейшей традиции он назван русским князем, и даже славянским князем. Потомки его правили в Штирии, а в 12 столетии также в Австрийском герцогстве. От Одоакра вели род и некоторые из знатнейших богемских фамилий.
487 г. Одоакр захватил короля ругов Фелетея и его мать Гизу и казнил их в Равенне за попытку по наущению ромейского базилевса (византийского императора) Зенона вторгнуться в Италию.
488 г. Одоакр разбил племянника Фелетея Фредерика и разорил его владения в Подунавье (в Норике-Ругиланде). Фредерик бежал к королю готов Теодориху.
489 г. Теодорих выступил против Одоакра. Руги есть в обеих армиях.
493 г. Теодорих убил Одоакра. Руги Фредерика участвовали в провозглашении Теодориха королём Италии.
Середина 6 века. Руги (роги) захватили власть в Италии, сделав королём своего конунга Эрариха.
568 г. Авары заняли Паннонию, а лангобарды прошли через Ругиланд в Северную Италию.
6 век. Сирийский автор Псевдозахарий упоминает народ Рос в Причерноморье.
6 век. Историк начала 11 столетия Ас-Са`алиби в разсказе о постройке Хосровом Первым (531 - 579) Дербентской стены называет наряду с турками и хазарами и русов.
6 век. Прикаспийский автор 15 века Захир-ад-дин Мар`аши упоминает русов на Северном Кавказе.
626 г. Византийский поэт 12 столетия Константин Манасси называет русских воев в числе осаждавших Константинополь вместе с аварами.
643 г. Арабский автор ат-Табари (838-923) дважды называет русов как врагов мира, особенно арабов.
765 (или 773) г. Византийский хронист Феофано (умер в 817 г.) упоминает русские хеландии (корабли). Норманисты истолковывают греческое та роусия («русские») как красные.
773-774 гг. Французская поэма 12-13 веков об Ожье Датчанине упоминает русского графа Эрно, возглавлявшего русский отряд, защищавший Павию — столицу лангобардов в Италии — от войска Карла Великого. В Северной Италии русы занимали район Гарды близ Вероны (варяги Гардами называли Северную Русь — Гардарика).
Около 778 г. «Песнь о Роланде» (записи 12-14 веков) называет русов в числе противников франкского войска. Упомянуты «русские плащи».
Конец 8 — начало 9 столетия. В поэме Рено де Монтебан (конец 12 — начало 13 века) среди приближённых Карла Великого назван русский граф.
В поэме конца 12 столетия «Сэсн» русский великан Фьерабрас выступает на стороне Гитеклена — Видукинда Саксонского против Карла Великого. «Фьерабрас из Руссии» — «исполин с прекрасной гривой русых и курчавых волос, рыжеватой бородой и рубцеватым лицом».
В поэме второй половины 12 — начала 13 века «Фьерабрас» богатырь Фьерабрас, сын эмира Балана, царь Александрии и Вавилона, правитель Кёльна и Руси. Попав в плен, становится верным слугой Карла Великого.
В поэме «Флоован» 12 пэров Карла Великого, находясь в плену, избивают сарацинских предводителей и русского короля.
В поэме 12 века «Фольк из Кандии» Ганита Прекрасная получила в удел Русь и аморавов. В отсутствие отца она сдаёт город франкам и принимает крещение.
Конец 8 столетия. В Житии Стефана Сурожского упомянут русский князь Бравлин. Не исключено, что имя связано с Браваллой, при которой в 786 г. произошла битва между данами и фризами. Фризы потерпели поражение, и многие из них покинули свою страну, переселившись на восток.
Около 821 г. Географ Баварский называет русов рядом с хазарами, а также неких росов (ротсов) где-то в междуречье Эльбы и Салы, перечисляя Аторосов, Вилиросов, Хозиросов, Забросов.
839 год. Бертинские анналы. «Народ Рос, и царь Хакан».
842 г. Житие Георгия Амастридского говорит о нападении росов на Амастриду, город в Малой Азии.
844 г. Ал-Якуби сообщает о нападении русов на Севилью в Испании.
846 или 847 год. Ибн Хордадбех называет русов видом или родом славян (известны две редакции его труда).
18 июня 860 года. Нападение росов на Константинополь.
861 г. Константин (Кирилл) Философ, будущий создатель славянской азбуки — кириллицы, обнаружил в Крыму Евангелие и Псалтырь, написанные «русскими письменами».
863 г. В документе, подтверждающем прежнее пожалование, упомянута Русарамарка (марка Русаров) на территории нынешней Австрии.
Около 867 г. Патриарх Фотий в окружном послании сообщает о крещении росов.
879 г. Упоминается Росская епархия Константинопольского патриаршества, находившаяся, видимо, в городе Росия. Епархия эта существует до 12 столетия.
До 886 г. Иоанн Скилица сообщает о крещении росов императором Василием. А хроника Далимила (начала 14 века) под этим годом называет архиепископа Моравии Мефодия — русином.
Чешский хронист Хагеций (умер в 1552 г.): Руссия прежде входила в состав Моравского королевства.
9 столетие. Ряд восточных авторов пересказывает сюжет о русах, живущих на острове «в три дня пути (~100 км.)»; правитель их назван хаканом.
912-913 гг. Арабский учёный середины 10 века Масуди разсказывает о походе русов на Каспий со стороны Чёрного моря.
Около 935 г. Устав турнира в Магдебурге называет в числе участников Велемира, князя (принцепса) Русского; а также: Оттона Редеботто, герцога Руссии, и Венцеслава, князя Ругии, — выступающих под знаменем герцога Тюрингии.
941 г. Византийские источники говорят о нападении росов на Византию. «Росы — это дромиты (возможно, переселенцы, или непоседы)».
954-960 гг. Руги-раны выступают в союзе с Оттоном Первым, помогая ему в покорении восставших славянских племён. Покорены все племена, жившие у моря «против Руси». Остров ругов лежит «против земли вильцев».
Вторая половина 10 столетия. Составленный в Южной Италии иудейский сборник Иосиппон (Иосиф бен Горион) помещает русов сразу на берегу Каспийского моря, и ещё раз — «по Великому морю-океану» рядом с англами и саксами.
965 г. Ибн Якуб: русы разполагаются к западу от владений польского князя Мешко, с запада на кораблях они нападают на пруссов.
968-969 гг. Ибн Хаукаль: Русы разгромили Волжскую Булгарию и Хазарию, после чего войско русов ушло к Византии и в Испанию, где русы разорили Андалусию.
969 г. Магдебургские анналы называют жителей острова Рюген русцами.
990-992 гг. Документ «Дагоме юдекс» упоминает место Руссе, смежное с Пруссией, граница Руси простирается до Кракова. Возможно, речь идёт о Карпатских русинах.
1010 г. Лев Остийский (конец 11 века), говоря о восстании Мело в городе Бари в Южной Италии против греческого господства, сообщает, что эти области были присоединены греками с помощью союзных датчан, русских и гуалан при Оттоне Первом (умер в 973 г).
1019 г. Французский автор первой половины 11 века сообщает, что французские норманны, прибывшие в Бари, были разбиты при Каннах «народом русским».
1024 г. Барийские анналы: византийский полководец Орест привёл в Южную Италию войско, состоящее из русов, вандалов, гуаланов, турок, болгар, волохов, македонян и др. Очевидно, что в 1019 году был другой отряд русов.
1062 г. Анналист Саксон — о браке графини Кунигунды Орламюнде и короля русов.
Орламюнд — город в Тюрингии на реке Сала (земля лужицких сербов-сорбов), рядом с известным позднее княжеством Русь (Рейс).
1075 г. Комментатор Адама Бременского: из всех славян только руны с острова Реуне имеют королей. Поскольку народ имел три формы имени: руги-руны-русы, постольку и имя острова имело три формы: Рюген-Руян(Руйен)-Русия.
1086 г. Мельхиор Гольдаст со ссылкой на Хагеция упоминает русское маркграфство (Тюрингская Русь).
1097 г. В «Истории Антиохии и Иерусалима» (13 век) говорится, что во время Первого Крестового похода в сражении под Никеей особенно отличились рыцари из Норвегии, Польши и Руссии. Как и выходцы из других стран, русы держались в походе компактной группой. Ими основан город, названный Русса (Росса, Ругия, Руйя, Рурсия) — ныне известный как Руйат в Сирии.
1147 г. В Крестовом походе против пруссов, по сообщению Магдебургских анналов, вместе с польким войском участвовали рутены.
В середине 12 столетия в устье Западной Двины жили язычники: селы, ливы, летты — находившиеся во власти русов.
1165 г. Архиепископ Кёльнский Рейпольд в грамоте городу Магдебаху назвал остров Рюген Рутией, или Руйей.
1175 г. Бенуа де Сент-Мор в «Хронике герцогов Нормандских» называет рядом рогов и унгров (венгров).
1186 г. Восставшим против Византии болгарам и влахам помогают русские — «ветвь тавроскифов из Вордоны, или поистрийские скифы».
1189 г. Фридрих Первый в послании Саладину последовательно назвал: Богемию, Австрию, Фрисцию, Рутонию, часть Иллирика. Фрисция — это Каринтия, Рутония — Штирия.
Начало 13 столетия. Фридрих Второй высказывает претензии австрийскому герцогу, задержавшему подарки от «герцога России».
1220 г. Иоганн Мессений, шведский историк 17 века, помещает эстонскую область Вик «в Руссии».
1229 г. Савва Сербский, первый архиепископ Сербии, остановился в Иерусалиме в «рушьском», то есть, русском, монастыре, считая монахов своими родичами.
1304 г. В письме к рюгенским князьям папа Бенедикт Девятый обращается к ним как к «возлюбленным сынам, знаменитым мужам, князьям русским».
1308 г. Землетрясение разрушило остров Рюген, и от него откололся остров Руден.
1343-1345 гг. Русские возглавили восстание против господства Тевтонского ордена в Эстонии (в Роталии и Вике). Восставшие оборонялись на острове Эзель.
14 столетие. В ряде документов упоминаются «русские сёла» в области Вик (Эсто-ния): Вендекуле, Квевеле, Вендевер; а также Руссен Дорп близ Вендена (Франция).
1373 г. Документ 1385 года помещает город Любек в Руссии.
1402 г. На острове Рюген умерла последняя женщина, говорившая по-славянски. Фамилия её — Голицына. Родным языком её детей и внуков уже был немецкий. Этот факт иллюстрирует процесс германизации острова.
15 столетие. Византийский историк Лаоник Халкондил: Россия простирается от страны скифских номадов до датчан и литовцев. Французский историк Манрик, упоминая крещение жителей Рюгена в 1168 году, называет остров то Ругия, то Русция.
16 столетие. Географ Меркатор называет жителей Рюгена рутенами. В русском переводе 17 века остров именуется Русцей.
Киевичи. Контакт Русов и Славян на Днепре
Русский князь Кий привёл русов на Днепр с Дуная после 493 года и стал на рубеже 5 и 6 столетий основателем Киева, «матери городов русских».
Известен другой, мифический Кий с братьями Щеком (Пащеком), Хоривом (Хорватом, Гороватом) и сестрой Лыбедью — дети Праотца Ария (Яра, Ория, Оседеня, Гуряна), предводители описанного мифами арийского, или скифского (скиты-скитальцы) исхода предположительно из Семиречья (ныне Жетысу в Южном Казахстане?) в 7 столетии до Р. Х.
Потомками Кия, князьями из династии Киевичей были в 6 столетии Лебедян (Славер), Верен и Сережень (упомянутые в Велесовой книге). Династия Киевичей существовала в Киеве со времён Кия (основателя Киева) и до последних из династии Киевичей: Аскольда (Осколда) и Дира — правивших в Киеве до конца 9 столетия, до варягов. При этом по булгарской (новосарматской) линии своих предков-полян Киевичи были Белоярами, булгарами-хуннами (смотри ниже о полянах). Таким образом, династия Киевичей-Белояров правила Киевской державой с 500 по 882 годы. Стараниями российских «историков» норманистской школы этот громадный отрезок времени, без малого 400 лет, стал пустой лакуной, превращён в своего рода чёрную дыру.
[Но есть версия (Ю. П. Миролюбов), согласно которой династия Киевичей почти сразу сменилась династией Белояров (по имени Белояра-Болояра-Болорева, жившего в 4 столетии), к которой относились, кроме прочих, оба Бравлина, Криворог и Святояр. Тогда Белояры (не Киевичи!) правили в Киеве 360 лет, до самых варягов.]

На Днепр русы пришли славяноязычными, но ещё не славянизированными полностью. На Дунае руги, прибывшие туда в 4 столетии с берегов северного Средиземного моря (так многие называли Балтийское и Северное моря), обосновались в римской провинции Норик, ставшей с этого времени Ругиландом. Там руги получили статус федеративного королевства, что лишь подтвердило их властные амбиции. В Ругиланде руги переняли славянскую речь у славян, населявших соседнюю Паннонию. Эта бывшая римская провинция по среднему Дунаю стала родиной славян, откуда они, согласно письменным источникам, разошлись в разные стороны, в частности, на Днепр.
Важно помнить, что на Днепр славяне пришли не какими-то густыми массами, не в громадном количестве, а по самой элементарной житейской необходимости лишь малыми группами (наиболее энергичные вожди со своими малочисленными дружинами — то есть те, кто не ужился с соседями и роднёй на Дунае, в Паннонии). Но эти немногие переселенцы шли в своего рода энергетическом поле могучего влияния — славянизации. Волны славянизации уже накрыли большую часть Европы, захлестнули Элладу и докатились до берегов Балтики и Северного моря. Нынешние немецкие города со славянскими именами (такие как Гамбург, Бремен, Берлин, Бранденбург и другие) были форпостами славянизации и опорными пунктами славян. Множество племён Северной Европы и даже Скандинавии очень быстро перенимало славянскую речь и становилось отныне славянами. Так же было и в Поднепровье.
Славяне селились по Днепру среди местного населения, называемого ильмерами (иллирами) и относящегося к древнему и ещё не разчленённому дославянскому старому индоевропейскому единству. Язык и вся культура ильмеров были очень близки к славянским (поскольку, по мнению лингвистов, славянский язык является самым молодым, но тем самым и наиболее архаичным из индоевропейских языков Европы; ведь он позднее других отчленился от общего для всех арийского корня, сохранив и арийских особенностей больше других языков) — что весьма способствовало достаточно лёгкой и быстрой славянизации обширной территории Поднепровья. Ильмеры, бывшие, вероятно носителями археологической зарубинецкой праславянской культуры, по историческим меркам мгновенно стали славянами и перешли на славянский язык, сохранив, тем не менее, в разных местных диалектах свои особенности речи.

На Днепре дунайские славяне и киевские (дунайские же) русы оказались практически одновременно, вероятно, в течение всего лишь одного столетия.
Иными словами, встретились старые знакомые, говорившие, к тому же, на одном языке. Однако, южные киевские русы сохраняли к этому времени ещё много неславянских черт, как антропологических, так и этнокультурных.
Так скажем, славянам были свойствены: территориальная община, трупосожжение, многожёнство (полигамия), свобода и невысокий статус женщин, слабые родственные чувства и малая семья, свобода молодёжи. Славяне стригли волосы на голове в кружок, носили окладистые бороды и усы; умывались под струёй воды. Славяне относились к единственному в Европе антропологическому типу, в котором сочетались долихокранность (длинная голова) и широкое лицо. Оба элемента по отдельности известны для других народов, но их сочетание уникально и является исключительно славянским признаком. У славян, как и у всех других народов арийской группы, был культ лошади, или, по-славянски, коня. Это животное считалось посвящённым богу Солнца Хорсу (Хорс-Хворз, по-алански Хварз, изображавшийся часто в виде белого коня. В английском horse — лошадь), играло важную роль в быту, хозяйстве, фольклоре, религии. Важное место отводилось коню в похоронном обряде, когда целую конскую тушу укладывали в могилу, а количество погребённых коней указывало на статус покойного. Для сравнения: культ лошади известен и у тюрок, но последние клали в могилу лишь шкуру, голову и ноги (копыта). Древние арийцы были кочевыми скотоводами, вели, так сказать, образ жизни ковбоев, ездили на конях и пасли стада коров, по-славянски говядо — «пища гов» (от общего арийского корня cow–коу–кау–гав–гов). Конь имел важное значение и на войне. Славянские князья, знать и княжеские дружины воевали верхом, в то время как люди сражались пешими. Тотемом славян был сокол (см. Приложение 4).
Для киевских русов, слившихся с полянами, были характерны: кровнородственная община, трупоположение, моногамия, высокий статус и несвободное положение жён, сильные родственные чувства и большая семья, геронтотимия (почитание старцев). Киевские русы выбривали бороду и волосы на голове, оставляя лишь клок волос на темени, наподобие оселедця позднейших казаков, и носили длинные вислые усы; умывались в посуде (в тазу с водой), как это принято в Европе и поныне. У киевских русов было узкое лицо венедского типа и длинный череп. Киевские русы были ярко выраженным конным народом, сражающимся и путешествующим только верхом. Тотемом русов был медведь (см. Приложение 3).

Сойдясь на Днепре, эти два народа стали жить совместно, разделив обязанности согласно природным особенностям каждого.
Славяне, быстро втянувшие в сферу своего влияния многочисленных ильмеров, более или менее равномерно заселяли речные долины, где занимались рыболовством и земледелием, поднимаясь в леса для охоты и бортничества. В обширных окрестных лесах славяне встречались с менее развитыми бродячими племенами, живущими охотой и собирательством. Лесные племена легко сдерживали разпространение друг друга, функционируя в одной среде, где были, в общем, равны. Славяне же жили и действовали совершенно в другой среде, чуждой и недоступной для лесовиков. Поэтому продвижение славян по рекам зависело только от самих славян и не зависело от лесовиков, от их желания или нежелания.
Благодаря культурно-экономическому превосходству славян лесные аборигены (финны и балты) подвергались мощной славянизации, а благодаря свободному движению славян по рекам процесс славянизации затрагивал самые глухие и отдалённые лесные углы. Тем самым активно подготовлялось будущее территориальное и культурное единство обширной и могучей державы. Помимо сельских поселений славяне строили и укреплённые грады типа тын (индоевропейский корень, означающий огороженное стеной убежище: тын, тон, тун, туна, таун-town, тен, стена).
В отличие от славян, южные русы, слившиеся уже с сарматами (булгарами-полянами), селились не сельскими, территориальными общинами, но сплочёнными родовыми группами, образуя укреплённые поселения: грады типа европейских burg`ов (предшественники будущих замков, являющихся резиденцией князя и жилищем его ближней дружины), почти не связанные с землёй хозяйственными связями. И основным занятием русов была война и торговля награбленным. Таким образом, сложился своего рода симбиоз славян и русов, но на основе политического лидерства русов. Славяно-русский контакт вряд ли, конечно, проходил совсем безконфликтно; но всё же серьёзных столкновений, таких что оставили бы след в истории, не было (см. Приложение 5).
Русы постепенно славянизировались всё полнее, но завершился этот процесс ещё не скоро, лишь через четыре-пять столетий.
Отметим, что группы русов-ругов, бродящие повсюду, контактировали с разным окружением, заимствовали самые разные обычаи. Это выражалось и в похоронном обряде. Многие русы и руги были христианами и хоронили своих покойников, другие, язычники, сжигали тела. Но для нас важна именно днепровская группа дунайских русов.
Властный и энергичный характер рода русского определил облик Киевской Руси, государства чрезвычайно агрессивного и напористого.
Русы построили свою столицу — Киев, ставший центром славяно-русской державы на Днепре; а до Киева у славян (или у ильмеров?) был свой центр — Родень (по имени верховного бога Рода), разположенный в устье реки Рось (приток Днепра). Ещё несколько столетий, до Второго крещения Руси, Родень сохранял значение религиозного центра...
Киевская Русь
В 610-641 гг. киевские русы участвуют в армяно-персидских войнах.
В 735 году русы вместе с хазарами (витязями Великого Булгарского царства — Хазарского каганата) дрались против армии арабского полководца Марвана (Мервана), проникшего до Приазовья. Война кончилась победой арабов и установлением политической зависимости Хазарского каганата от Халифата. Кагана в 737 году принудили принять ислам и разрешить эту религию в каганате. Как следствие, в пику агрессивному Халифату одна из придворных групп булгар (кабары) под влиянием крымских иудеев попытались принять в качестве официальной религии иудаизм. Но эта попытка была подавлена силой булгарской военной аристократии.
К концу 8 века Киевичи образовали Русский каганат — могучую державу. На Крымское побережье обрушилась русская рать во главе с князем Бравлином («Рать велика и князь силён зело»). Русы разграбили византийские владения в Крыму от Корсуни (Херсонес) до Корчева (Керчь) и после десятидневной осады штурмом взяли город Сурож. Разграбив его, русы заключили договор с ромеями, а князь Бравлин крестился.
Киевские русы продолжили традицию военных походов на Византию с северных берегов Чёрного моря, сложившуюся во втором веке, когда здесь образовалась Готская держава. Готы долгое время боролись с жившими в этих местах антами. Время от времени анты вступали в союз с готами, и союзники вместе совершали походы на юг. За 238-302 годы готы и анты произвели 22 совместных похода на Империю. Грабительские набеги направлялись по суше, за Дунай (якобы силами до 320 тысяч воинов, по римским утверждениям) и по морю (до двух тысяч кораблей), достигая Родоса и Крита.
В 257 году дружины племени боранов (борусов?) напали на Трапезунд.
Киевским русам, таким образом, оставалось только поддержать старый добрый обычай славных предшественников.
В первой трети 9 столетия русская рать прошла от Пропонтиды (вход в Босфор) вдоль малоазиатского побережья Чёрного (Русского) моря в Пафлагонию — одну из богатейших византийских провинций — и взяла штурмом торговый город-порт Амастриду.
В 838 г. Русь отправила посольство в Византию («Их народ зовут Рос, и их царь по имени Хакан послал их к Феофилу ради дружбы»). Из Константинополя посольство двинулось дальше на запад и в мае 839 года прибыло к франкскому императору Людовику Благочестивому в город Ингельгейм.
В 860 году Русь совершила морской поход на Византию. 18 июня со стороны крепости Иерон сушей и морем к Царьграду подошла огромная русская армия. Ромейские войска во главе с базилевсом (императором) Михаилом Третьим в это время воевали с арабами в Малой Азии, а военный флот ромеев боролся с пиратами у острова Крит. В разпоряжении патриарха Фотия и патрикия Никиты Орифы было мало воинов и лишь старые суда. Русы обложили столицу Империи с суши и моря. Осада длилась неделю. Император Михаил с трудом пробрался в осаждённый Константинополь и вступил с русами в переговоры. Русы ушли с громадным выкупом и военной добычей. По словам патриарха Фотия, «город не взят по их милости». Выполняя условия договора, Византия послала на Русь архиепископа, который крестил Киев в 867 году.
Это — Первое крещение Руси (867).
Киевская Русь мощно вышла на международную политическую арену. По договору 860 года Киев заключил военный союз с Империей и вступил в войну с арабами. В середине 60-х русы нанесли удар в тыл арабским армиям, сражающимся с Византией, в район города Абесгун на южном берегу Каспия. Войска правителя города Хасана ибн-Зайда были разбиты, русы взяли огромную добычу.
В 872 году была война Киева с Чёрными Булгарами, в которой погиб сын Аскольда. Осколд (Аскольд), прегордый каган Русов, последний из династии Киевичей, которая правила 716 лет.
Впервые варяги пришли из-за моря в 864 году и взяли дань с Чуди, Словен ильменских, Мери, Веси, Кривичей. Варяги построили центр своей будущей колонизации — Новгород. Для сравнения: город на балтийской родине варяжских русов, на Ютландском полуострове, назывался Старград, ныне Ольденбург («Старград» по-датски).
Опять варяги пришли в 867 году, но северные племена не дали им дани и, якобы, прогнали варягов за море. После начавшихся у Словен раздоров варяги вернулись и под предводительством Рюрика разселились на землях ильменских Словен. Сам Рюрик сел в Ладоге. По норманистской традиции он был женат на Урмайской княжне Ендвинде и имел от неё сына Игоря.
В 870 году Рюрик захватил власть в Новгороде (совет старейшин, будто бы, просил его княжить). Это было нарушением варяжских обычаев, согласно которым город должен иметь республиканское правление. В 872 году в Новгороде под предводительством Вадима Храброго произошло восстание демократической партии (варягов, стоящих за старину, за республику) против узурпатора Рюрика, поддержанного монархической партией. Рюрик победил, его сторонники казнили руководителей восстания.
В 873 году Рюрик разширяет экспансию, подчиняет Полочан (один из славянских союзов племён, бывших уже под рукой Киева). Ответная акция Киева:
«Того же лета воеваша Осколд и Дир Полочан и много зла сотвориша».
В 874 году Киев предпринял поход на Византию, закончившийся поражением русов под Царьградом. Видимо, поход был вызван нежеланием Империи соблюдать унизительные условия договора 860 года.
В 875 году — война Руси против печенегов и победа над ними:
«Избиша множество печенег»
(Последнее свидетельство летописи рождает вопросы. Первое появление печенегов на Руси отмечено под 915 годом, когда князь Игорь Старый заключил с ними мир. В 875 печенеги жили ещё за Доном. Был ли совершён донской поход Аскольда на печенегов, тем более, что в этом же году он произвёл поход против Кривичей — в противоположном направлении? В 872 году Киев совершил поход на Чёрных Болгар, в Приазовье, приблизительно на такое же разстояние. Тогда погиб сын Аскольда).
«Избежаша от Рюрика из Новагорода в Кыев много новогородцких мужей».
«Ходи же Осколд и на Кривичи и тех победи».

Олег Вещий
2. Олег Вещий — член рода Рюрика, стал регентом при сыне Рюрика Игоре.
С 879 года Олег правил в Новгороде.
Провёл серию захватнических походов в южном направлении.
В 882 году Олег обманом захватил Киев (возможно, при политической поддержке хазар, напуганных дальними конными походами Аскольда), войдя в город под видом купеческого каравана, и убил Аскольда и Дира.
Первое крещение Руси на время было забыто. В дальнейшем Олег присоединил земли Древлян, Северян, Радимичей. Лишь Вятичи, не вошедшие ещё в состав Руси, платили по официальной версии русской истории дань Хазарскому каганату.
Став правителем Киевской державы, Олег непрерывно воевал и правил до 912 года. При нём в Киеве встретились две волны Руси: южная (киевские русы) и северная (варяги-русь), возглавляемые соответственно Киевичами и Рюриковичами. С того времени власть династии Рюриковичей разпространилась на всю страну русов в Восточной Европе, то есть, на всю Русь в нашем теперешнем понимании.
Борьба Киева и Новгорода — двух важнейших центров Руси — продолжалась с тех пор то явно, то тайно до окончательного сокрушения Киева суздальцами и затем Ордой.
В 898 г. к Днепру с востока подошли угры (венгры, хунгары, мадьяры) во главе с вождём Альмошем. Они отступили с Дона под натиском печенегов (паджанак, кангар). Мадьяры разбили Олега и преследовали русов до Киева, где Олег заперся. Альмош взял с Киева тяжёлую дань «в 10 тысяч марок» и увёл свой народ через Днепр дальше на запад, в Этелькузу (или Ателькузу — междуречье Днепра и Дуная), а затем и в Пушту.
В 907 году Олег предпринял большой поход на Царьград. «На конех и на кораблех» шли войска киевской руси, варяжской руси, северян, словен ильменских, кривичей, древлян, радимичей, хорватов, дулебов, тиверцев, вятичей, чуди, мери и т. д. Царь Булгарский Симеон Великий, уже 11 лет находящийся в состоянии войны с Империей, оказал Олегу всяческую помощь. Момент для нападения был выбран удачно. Основные силы ромеев, как обычно, сражались с арабами, столица была почти беззащитна. Ромеи откупились огромной данью. Договор «о мире и любви» (союзе) подписали 5 русских послов: Карл, Фарлоф, Вельмуд, Рулав, Стемид.
В 909-910 годах русы совершили поход против Юсуфа ибн-Абу с-Саджа, наместника Багдадского халифа в Южном и Юго-Западном Прикаспии; а также против Саманидов — владетелей Мавераннахра, Хорасана и Табаристана. Был разорён город Абесгун, сожжён город Сари. На обратном пути русы были разбиты войсками гиляншаха и ширваншаха и вернулись с большими потерями.
2 сентября 911 года заключён новый договор Руси с Византией, развивший положения договора 907 года. Закреплён военный союз двух держав.
Когда наследник Рюрика Игорь достиг совершеннолетия, его опекун (регент) Олег ушёл из Киева и умер неведомо где. Известны три или четыре могилы Олега Вещего в разных частях Восточной и Северной Европы.
При Олеге на территории Руси «от полуночи до полудня» разпространилась новая форма особой славянской письменности — кириллица, Азбука.
Азбука представляет собою не просто перечень несвязанных друг с другом слов, как все прочие системы письма, но — связный осмысленный текст, который, по мнению Я Кеслера, вполне можно считать молитвой:
Аз Буки Веди — Я буквы знаю (ведаю),
Глагол Добро Есте — Слово есть достояние.
Живите Зело Земля — Живите усердно, земля (земляне),
И Иже Како Люди — И, как подобает людям,
Мыслите Нашъ Онъ Покои — Размышляйте о нашем мироздании.
Рцы Слово Твердо — Неси слово убеждённо (твёрдо):
Укъ Фърътъ Херъ — Знание — дар Божий.
Цы Червь Шта — Точи, червь, (вникай), чтобы
Еръ Юсъ Ять — Сущего свет понять.

Утверждение основных принципов Русской цивилизации
После встречи на гигантских территориях Восточной Европы двух волн Руси (южных киевских русов и варягов-русь) и становления единой Русской державы под властью династии Рюриковичей Русская цивилизация, вобравшая в себя силу славян, обеих групп русов, степные традиции булгар, обрела основу своей культуры — принцип включения («Русская цивилизация-6. Характер»).
Если Русский каганат Киевичей был ещё типичным государством западного типа, каких немало возникло в варварской Европе, то новая Русь Рюриковичей строила себя на совершенно других принципах. И эти принципы были взяты на месте, если можно так выразиться, из безкрайних просторов континента. Фундаментальный для Рюриковичей принцип княжеской лествицы, в своём роде династическое выражение принципа включения, был известен в Азии, во всей Великой Степи — у тюркютов, например. Причём, тюркюты, как впоследствии и русы, не использовали этот принцип изначально, но восприняли его как бы из самой земли, на Алтае.
Континентальный принцип включения, лёгший в основу всей Русской культуры, был зарождён на степных и лесных просторах Азии. Русь взяла этот заимствованный принцип и положила в основу новой великой цивилизации, резко усилив его.
Киевская Русь со времени Олега Вещего имела этот принцип включения как своего рода духовную основу державы, всей своей культуры. Собственно, лишь с этого исторического момента можно констатировать возникновение самобытной, совершенно оригинальной Русской цивилизации как важной составной части человечества. Этот принцип сохранялся и во Владимирской Руси, и в Московии, сохраняется и поныне.
Но, кроме этого, Русская цивилизация имеет ещё несколько важнейших основ.
Русская держава сложилась на территории, лежащей вне поля наследия римской империи (а вся Европа, весь Запад сложился на базе римского наследия), на своего рода цивилизационной целине (с точки зрения узколобого европоцентризма), на мощной базе Сарматской цивилизации. Это придало Руси характерную сарматскую самобытность.
После исторического периода, получившего известность как «иго», Московия органично впитала татарский (сарматский) принцип Орды, имперского порядка, державы.
В дальнейшем, уже на стадии Московской Руси, Великороссия приобрела ещё и характер северной, холодной культуры.
На стадии Московской Руси оформилось заложенное ещё за пятьсот лет до того русское православие, ставшее полноценной религией Богоматери — небесной заступницы России. Культ Богородицы принципиально отличает русское православие от западного католического христианства с его женоненавистничеством и культами партеногенеза Девы Марии и святых Петра и Павла («Русская цивилизация. О православии»).
Эти пять обстоятельств:
возникновение Киевской Руси на цивилизационной целине, свободной от римского наследия, но на поле наследия Сарматии — обстоятельство места, внешнего;
принцип включения, заимствованный на азиатском континенте, усиленный необходи-мостью сочетать стереотипы славян, южных конных русов (с поляно-булгарскими элементами), варяжских корабельных русов, многочисленных сарматских народов Арии-Азии, наконец богатейшего в культурном и этническом плане автохтонного населения России (праславян-ильмеров, балтов, финно-угорских племён), — как основа всей Русской традиции;
владимирско-татарский принцип Орды, имперского порядка, державы;
русское православие как культ Матери Божьей;
[три последних фактора (включения, державности, православия) есть обстоятельства внутреннего, духовного качества континентальной цивилизации, державы-континента]
холодный, северный характер России — обстоятельство места, внешнего;
— делают Русскую цивилизацию оригинальной, самобытной и непонятной басурманам из Европы. И дают России своё собственное (и очень значимое!) слово в делах человечества.