Сон на пустой желудок

Ирина Ефимова
        Однажды мне приснился странный сон. Будто бы я, голодная, иду по какой-то незнакомой улице, и вижу целую череду продуктовых магазинов. Подошла к первому, попавшемуся на пути, а на нем большая, правда, порядком обшарпанная, надпись: «Социализм». «О! - подумалось мне. - Я пенсионерка, и это как раз мне подходит!»
        Вхожу, а там по стенам висят ряды полок, совершенно пустых, хоть шаром покати. Над полками тянется несколько полинялый картонный плакат с лозунгом: «От каждого по способностям, каждому — по труду!» Около полок скучают какие-то почти одинаковые люди с угрюмыми лицами. Я поразилась увиденному и спрашиваю:
        - Почему у вас тут ничего нет? Вот мне, пенсионерке, есть очень хочется! Так ведь можно и с голоду умереть...
        - Это ваше личное дело и нас не  касается! - зло отвечают мне явно чем-то недовольные сотрудники магазина. - Вы что, неграмотная? Вывеску надо читать!
        Вышла я несолоно хлебавши, недоумевая, а есть-то хочется... Направилась в следующий магазин. Над ним красуется вывеска — большая, яркая, с неоновым освещением. Читаю: «Капитализм», и ниже: «Супермаркет».
        «О! - у меня поднялось настроение. - Уж тут я суперхорошо отоварюсь, сытно поем!»
        Захожу. Боже, даже дух захватило! Чего тут только нет! Калачи и кренделя, багеты и булки, бублики и круассаны, торты и пирожные всех видов — словом, праздник кондитерского изобилия. Глаза разбегаются, слюнки текут. Я уже была готова набрать  этой аппетитно пахнущей сдобы, но остановили ценники с умопомрачительными цифрами.
        - Простите, - обратилась я к широко улыбающейся сотруднице магазина. - В какой валюте указана цена этой маленькой булочки?
        - У нас все продается в любой валюте! Можете заплатить по карточке или наличными, в соответствии с курсом доллара. К примеру, сегодняшний курс русского рубля указан на табло.
        Пот прошиб меня. Выходит, эта малюсенькая булочка стоит баснословных денег, и с моей жалкой пенсией мне здесь делать нечего... Нет, их капитализм не для меня.
        А голод делал свое дело, все время напоминая о себе. И пошла я к третьему магазину, на котором значилось: «Коммунизм». Чуть ниже, на красном полотнище аршинными буквами было выведено: «От каждого по способностям, каждому по потребностям!» Я уже готовилась переступить порог, как здоровенный, усатый, по-видимому, охранник, преградил дорогу:
        - Магазин закрыт! И вообще... Если заведение и откроется, товар будет не для всех! Хотя и бесплатно.
        - Как это понимать? - удивилась я. - Что значит, не для всех? А для кого?
        - Наше правило таково: кто не работает, тот не ест!    
        - А я читала про коммунизм другое... Хорошо, а больные, старики, да и ленивые, они что, обречены у вас на голодную смерть? - вскричала я.
        - Мало ли, что вы читали! У нас — реальный коммунизм. А магазин у нас гуманный: примерно работавшие имеют достойную старость. А бездельников, разного рода балласта в нашем магазине не должно быть! Поэтому он и закрыт...
        - Значит, ваш магазин так никогда и не откроется? - ехидно полюбопытствовала я.
        - Почему же? Когда сознание потребителей и прогресс достигнут нужного уровня, и...
        Поняв, что тут ждать придется ого-го, как долго, я, не дослушав, пошла далее. Голод еще пуще разыгрался, и мне пришлось ускорить шаг.
        Следующим оказался магазин с вывеской: «Фашизм». «А что у этих творится?» - заинтересовалась я, и направила стопы туда.
        Внутри заведения меня ожидал поразительный прием. Сразу, с порога, крепко сбитые, снова одинакового вида взвинченные люди огорошили заявлением, что магазин предназначен не для всех. Хотя в витринах немало товаров, но они - только для избранных. Лишь рафинированные сверхчеловеки могут ими пользоваться. Поэтому, для начала, мне надлежит сдать анализы на чистоту крови и пройти тест на ДНК.
        - А что означает «чистая кровь»? Она что, должна быть без бактерий или грибков? - наивно поинтересовалась я.
        - О, нет! Наличие или отсутствие их не имеет значения. Наш превосходный магазин предназначен для определенной, главной касты землян. А все иные, и со смешанной кровью, пользоваться жизненными благами не имеют права.
        - Так выходит, они должны сгинуть, умереть? - обескураженная услышанным, вскричала я.
        - Ну да. Но, до поры до времени, пока у недочеловеков есть силы и они способны приносить пользу для избранных, их терпят. Разумеется, затем, когда эти твари вырабатывают свой ресурс, они поступают в топку. Нашему магазину не нужен балласт!
        - «Я это слово уже сегодня слышала...» - подумала я. Но голод опять напомнил о себе. Постаравшись изобразить из себя дурочку, я спросила:
        - А стариков, пенсионеров, обслуживаете?
        - Вам же было сказано — только избранных! Остальные, любого возраста — в топку! Печь должна работать круглосуточно, как домна, без перерывов утилизируя балласт. Suum cuique - каждому свое!
        Я заметила, что на меня стали посматривать как-то нехорошо... Голод безжалостно мучил, но хотелось побольше узнать об этом магазине.
        - И где вы находите столько балласта? - не удержалась я от еще одного вопроса.
        - А когда наши собственные ресурсы начинают давать сбой, мы обращаем взор на соседей и находим там питание для топок, очищая...
        Я, не дослушав, поспешила унести ноги из этого магазина.
        Через дорогу  симпатично зазывала вывеска следующего продовольственного рая, которая заманчиво гласила: «Демократия».
        Я поспешила туда, прибавив шаг, полная уверенности, что уж тут избавлюсь от голода. Порукой тому было название, ведь «демос», как всем известно, означает народ. Но вдруг, оступившись, стала падать и... проснулась.
        Все еще оставаясь под влиянием сновидения, я задумалась. А какова должна быть вывеска «магазина», в котором нахожусь наяву? Кто я в нем, с моими устаревшими понятиями о справедливости и порядочности, добре и зле? Уцененный экспонат с этикеткой «Анахронизм»?..