Первый в мире воздушный таран

Виталий Чумаков
26 августа 1914 года, на Юго-Западном фронте русские армии развертывали наступление против мощной австрийской крепости Перемышль. В этот день в районе местечка Жолква близ Львова в воздухе появился австрийский самолет "альбатрос", разведывавший расположение наших войск. В Жолкве тогда находился аэродром, на котором стояли самолеты типа "ньюпор" и "моран", принадлежавшие 11-му авиационному отряду под командованием прославленного русского летчика Петра Николаевича Нестерова, того самого Нестерова, который в свое время впервые выполнил в воздухе "мертвую петлю", позднее названную его именем.

(См. картинки в https://cont.ws/@vita1chuk/996041)

 Надо было во что бы то ни стало помешать противнику вернуться домой и сообщить своему командованию сведения, собранные во время разведки. И как только враг был замечен в небе, командир отряда Петр Нестеров вскочил в кабину легкого самолета "моран" и взлетел навстречу австрийцу. Собравшиеся на аэродроме боевые товарищи героя-летчика наблюдали, как разыгрывался этот воздушный бой. Самолет Нестерова быстро набрал высоту и оказался на сотню метров выше "альбатроса".


Потом русский летчик резко направил свою машину вниз и устремился на врага. "Моран" с силой врезался в австрийский самолет.У "альбатроса" отвалилось крыло, и он упал на землю. Но и Нестерову, который был тяжело ранен во время столкновения самолетов, не удалось посадить машину, и он жизнью заплатил за свой подвиг. Так была вписана в историю авиации новая страница.



Впервые в мире был введен в практику воздушного боя таранный удар. Этот дерзкий, безудержно смелый прием, пожалуй, не случайно родился именно в России, так как был чем-то сродни удалому, бесстрашному характеру русского человека. Во всяком случае, до сих пор не известны случаи воздушных таранов в боевой практике авиации других стран, если не считать смертников - "камикадзе" в японской армии времен второй мировой войны. Но те заведомо шли на смерть, тогда как наши летчики, начиная с Нестерова, всегда верили, что при таране останутся живыми.


Однако трагическая судьба Петра Нестерова надолго поставила печать
смерти на воздушный таран. В течение многих лет авиаторы были убеждены в
том, что таран неизбежно ведет к гибели пилота и его машины. Только в годы
Великой Отечественной войны это неверное убеждение было начисто опровергнуто нашими советскими летчиками. Их отвага, решительность и большое искусство дали возможность сделать таранный удар довольно распространенным приемом в практике воздушных боев на всех фронтах. И если в одних случаях при этом летчик оставался жив, спускаясь на парашюте, то в других - и это бывало
нередко - прочность советских боевых машин позволяла сохранить самолет и
посадить его после воздушного тарана.

Именно такой таран совершил в первые дни войны летчик комсомолец Петр
Харитонов.
27 июня 1941 года Петр Харитонов, барражируя в воздухе на своем
истребителе, охранял воздушные подступы к Ленинграду. В этот день к городу
пытался пробраться фашистский бомбардировщик "юнкерс-88". Перехватив
вражеский самолет, Харитонов вступил с ним в бой. Несколько раз атакуя
противника, советский пилот вскоре израсходовал все патроны. Между тем
"юнкерс", спасаясь от преследования, повернул на запад и быстро удалялся к
линии фронта.

Молодой летчик решил любой ценой уничтожить врага. Фронт был уже
недалеко, когда Харитонов пошел на воздушный таран. Нагнав врага, он
осторожно подвел свой истребитель вплотную к хвосту немецкого
бомбардировщика и ударом винта своего самолета обрубил "юнкерсу" хвостовое
оперение. Вражеская машина круто пошла вниз и рухнула на землю. Сильный удар
потряс и самолет Харитонова, но летчик сумел выровнять свою машину.
Оказалось, что она, несмотря на таран, еще держится в воздухе. С трудом
Харитонов все же довел машину до аэродрома и благополучно совершил посадку.
8 те же дни на подступах к Ленинграду совершили воздушный таран еще два
летчика-комсомольца - Жуков и Здоровцев.
Но, как позже было установлено над Брестом в первый же день ВОВ был осуществлён воздушный таран.
 Вот что записано в истории 123-го истребительного авиационного полка о воздушном таране над Брестом :

"22.У1-41 г. 4 истребителя - капитан Мажаев, лейтенанты Жидов, Рябцев и Назаров - вступили в бой с 8 "Ме-109". Самолет лейтенанта Жидова был подбит и пошел на снижение. Три фашиста, видя легкую добычу, сверху стали атаковать его, но капитан Мажаев, прикрывая выход из боя лейтенанта Жидова, меткой пулеметной очередью сразил одного "мессершмитта", а второй фашист былподхвачен лейтенантом Жидовым и подожжен.

В конце боя у лейтенанта Рябцева был израсходован весь боекомплект. Лейтенант Рябцев, повел свой самолет на противника и таранным ударом заставил его обломками рухнуть на землю. В этом бою было сбито 3 фашистских истребителя при одной своей потере".

Затем эскадрильям этого полка поручили охранять воздушные подступы к Ленинграду, и Петр Рябцев вместе со своими товарищами оказался на аэродроме Едрово. Немецкие самолеты рвались к городу Ленина, в ленинградском небе шли непрерывные бои, и молодой летчик в эти дни принял участие в десятках жарких воздушных схваток. Один из обычных боёв того времени.

"В воздушных боях, проведенных при выполнении прикрытия ж.-д. узла Бологое, летчики группы уничтожили 19 немецких самолетов, свои потери при этом - 7 самолетов. Только 30 июля группа летчиков - лейтенанты Жидов,Рябцев, Сахно, Грозный, Фунтусов и др. - при отражении штурмового налета на аэродром базирования сбила 4 самолета "Ме-110" и один самолет "Хе-111".В момент налета 18 "Ме-110" на аэродром Едрово в самолетах дежурило звено лейтенанта Рябцева с летчиками Калабушкиным и Фунтусовым. Получив сигнал"Воздух!", дежурное звено моментально взлетело и с ходу в лоб врезалось в группу фашистских штурмовиков, с первой же атаки заставив их перейти в круговую оборону.

 Тем временем успела взлететь и подойти пятерка лейтенанта Жидова, и, соединившись со звеном Рябцева, группа завязала ожесточенный бой. Фашистским стервятникам некогда было и думать о штурмовке аэродрома. Они не успевали отражать крепкие удары наших славных истребителей и заполнять свои ряды, заметно редевшие от падавших и горевших "Ме-110". Отважная восьмерка мастерски провела этот воздушный бой, завершив его блестящей победой: 4 "Ме-110" и 1 "Хе-111" нашли себе могилу в районе Едрово. Наши потери - только один самолет, летчик которого спасся с парашютом".

На следующий день, 31 июля 1941 года, отважный летчик Петр Рябцев погиб героической смертью в бою над своим аэродромом.

Петр Сергеевич Рябцев родился в 1915 году в большой рабочей семье, которая жила в Донбассе. Окончив семилетку, шестнадцатилетний комсомолец Петя Рябцев поступил в школу ФЗУ, а потом работал, электромонтером. Когда комсомол призвал молодежь вступать в ряды Воздушного Флота, Петр Рябцев сразу же откликнулся на этот призыв. В 1934 году он становится курсантом авиационной школы и успешно заканчивает ее.

С 1938 года Петр Рябцев - кандидат, а с 1940 года - член ВКП(б). Из этих сведений,  встаёт образ хорошего советского юноши, смелого защитника Родины в годы войны. http://lib.ru/PRIKL/SMIRNOW/he...