Таинственные встречи

Арутюн Акопян
Когда-то папу отправили в Шевченко на строительство АЭС. Город был удивительный, он раскинулся в живописном месте среди азиатских пустынь. Бригада, строящая Атомную Станцию была многонациональной. Директором был Григорян, который ценил и опекал молодого специалиста. Среди коллег были и русские, и евреи, и эстонцы, и латыши. Казахи не очень понимали, что там у них происходит, зачем приехали эти русские… Как сказал папе один пастух – « Лучше бы оставили нам поля для пастбищ, а Электростанция нам не нужна." Но, к счастью, у них никто не спрашивал. По вечерам после тяжёлого рабочего дня молодые ребята дружной компанией собирались в беседке и пили холодное белое вино с какими-то закусками. Казахи на них смотрели удивлённо. Они сидели в самую жару в своих шерстяных тулупах и пили горячий зеленый чай. Пот обильно стекал по их лбам. Так они спасались от жары! И думаю, это действительно помогало! Недалеко от стройки была тюрьма, зэки, естественно,  «помогали» в строительстве, и такое соседство не очень радовало молодых людей. Как-то папа столкнулся с одним из заключенных на узкой деревянной жердочке, висевшей на высоте. Они шли навстречу друг другу. Зэк зло на него посмотрел, ему ничего не стоило столкнуть папу вниз, никто бы об этом не узнал. Они постояли с минуту, пристально глядя друг другу в глаза. Через мгновение зэк  прошел мимо. Папу пронесло! Он до сих пор вспоминает этот случай.
Водителем у них был чеченец, он бежал из Грозного от «кровной» мести, так как «обидел» сестру одного соседа и не женился. Таковы были их обычаи, и Советская власть никак не могла на это повлиять. Стройка была длительной, им всем по тем временам хорошо платили, папа посылал деньги в Ереван маме, наконец, он мог помочь родителям. Конечно, в коллективе бывали и конфликты. Но с ними умело справлялся товарищ Григорян! Как-то папа у него спросил: « Альберт Николаевич, а почему в нашем общественном туалете всегда такой стойкий аромат одеколона? » Он с улыбкой ответил: « Наивный ты человек, Дорвард! Это наши рабочие ( наладчики очень «тонкого» оборудования, блестящие специалисты, они все были русские, из Москвы ) перед началом каждого рабочего дня «втихаря» пьют одеколон. ( С водкой тогда была напряженка! ) И потом идут на работу ». Тогда мой папа подумал: « Действительно, этот народ непобедим! » Оборудование, которым они занимались было сложным и требовало не только высокой квалификации, но и предельной трезвости.
В Шевченко у них была и культурная программа. В этих живописных местах когда-то жил сосланный украинский народный поэт и художник Тарас Григорьевич Шевченко. Папа часто бывал в его музее и наслаждался его удивительными картинами. Живопись его всегда особенно интересовала! Гидом в этом заведении была очень интересная, молодая и образованная женщина, еврейка. Она много рассказывала друзьям о великом поэте. В тот период она активно занималась кандидатской, чем и сподвигла отца на более интенсивную научную деятельность.
Много интересных встреч было в этом замечательном городе и много забавных моментов. Папа с радостью вспоминает те времена!