Шутливые истории

Арутюн Акопян
Арпеня в старости жила у нас, и много с нами, детьми, возилась. Я, будучи ребенком с богатой фантазией, много «интересного» рассказывал о себе. Часто я «приезжал» из важных командировок, бывал на встречах с известными людьми. Как-то я ей «наплел», иначе не скажешь, что я почетный член нескольких европейских Академий, владею 20 языками и т.п. Арпеня слушала внимательно и с интересом. Тогда она ещё выходила на прогулку одна, без сопровождения. Однажды днём, она приходит домой и  говорит: «Арутенька, золотце, я договорилась, тебя примут в потрясающее учебное заведение», -  она говорила о гимназии, одной из первых в городе, которая находилась прямо напротив нашего дома. Оказывается, она пошла к директрисе этой школы и «всё» про меня рассказала. Изумлённая директриса естественно попросила привезти такого талантливого ребенка! Я часто шутил над ней, и к счастью, она не обижалась. Арпеня очень плохо относилась к большевистской власти и вообще к коммунистам, по понятным причинам. Я уже писал, когда она мне что-то «интересное» рассказывала, обязательно закрывала окна.  Как-то я ей сказал, « по секрету», что через некоторое время к нам домой должны придти Лаврентий Берия, Ленин и Сталин. Она не на шутку испугалась. Я ей предложил спрятаться в пространство между диваном и окном, но немного не рассчитал.  Арпеня, конечно, туда поместилась, а вот вылезти уже не смогла! Застряв в этом проеме, и, уже понимая, что никто не придет, она начала кричать: « Помогите, помогите я не могу вылезти!» Я тоже перепугался, так как при всем желании не мог ей помочь. Благо, вскорости пришла мама с работы.  Мне потом очень досталось! Но Арпеня на меня не обиделась.
 Она жила недалеко от Некрасовского рынка в коммунальной квартире. Ее соседкой была Фрида Розенберг, две восточные женщины очень не ладили! Фрида, действительно, была еще тем экспонатом! Но с нами у неё были хорошие отношения. Арпеня ее называла «моя дурочка». Не знаю уж, что там между ними произошло. Она жаловалась, что та  у нее периодически подворовывает вещи. Хотя, конечно, это было неправдой. Во-первых у Арпени к тому времени брать уже было нечего, а во-вторых она просто забывала, куда кладет вещи, а потом не могла их найти. Жили они в этой «любви» не один десяток лет. А куда деваться?!  Как-то мы с братом на аудиокассету, тогда они уже появились, записали «новости», где говорилось, что Фрида Розенберг -  известная рецидивистка, что ее разыскивает Интерпол и тому подобное. Арпеня слушала, раскрыв рот. В конце она нам торжественно объявила: «Дети, я же вам говорила, надо что-то делать!» Арпеня была в ажитации. Сделали мы это на свою голову, так как потом она какое-то время боялась ходить к себе домой, и мы ее сопровождали.
Лечилась она всегда или с помощью гомеопатии, или индийской медицины. Когда-то, в двадцатые годы ее родной сестре Розе гомеопаты помогли с очень серьезным заболеванием, которое не лечится европейской медициной. ( В Петербурге до революции, во многом благодаря немцам, была очень сильная школа гомеопатии ). Арпеня постоянно носила с собой сумочку, она как и все женщины, любила изящные сумки и, если что не так, доставала, как из аптечки, оттуда какой-нибудь препарат, и приговаривала: « Арутенька, если хочешь, у меня есть хорошее индийское лекарство! Бери! » Мы тогда над ней смеялись. А сейчас я понимаю как она была права!
До последних дней Арпеня следила за своим внешним видом. Она всегда изысканно одевалась, обладая хорошим вкусом. Особенно она любила шляпки! Как-то, она вспоминала, видела Крупскую на Невском, на ней была роскошная французская шляпа с большими полями и белыми розочками. Арпеня говорила об этом с трепетом, хотя Ленина не любила. После наших «исходов» из общественного транспорта, в особенности в часы пик, она всегда спрашивала: «Душенька, на мне шляпа сидит?» И периодически это повторяла. Я, естественно, ей отвечал: « Арпеничка, ты как всегда прекрасна! » Я как-то у неё спросил, ей уже было сильно за 80 : «Арфочка, дорогая, извини, немного некорректный вопрос, тебе сколько лет?» Она засмущалась, тогда я ей помог: « Тебе 30? »  « Кошенька, -  она засмущалась еще больше, -  нет, я старше -  мне 42 ! » Она часто вспоминала,  как в гимназии их «классная дама» каждый раз ее и ее сестру ругала, думая, что они завивают волосы. Арпеня рассказывала об этом с обидой. «Она подводила нас демонстративно в крану, и мочила волосы, чтобы их выпрямить, а они завивались ещё больше и так каждый раз!»
Много историй связано с этой удивительной женщиной, всех не расскажешь. Она была очень светлым и душевно щедрым человеком! Царство ей Небесного! И спасибо за всё!