Мой крестный микаэль

Арутюн Акопян
« Когда я переехал во Францию, первым делом я направился в то место, в котором когда-то работал мой отец. Это сельская местность, в 12 км. от города Валанса . Там проживало немного людей, я нашел нескольких стариков, французов, и что удивительно, они помнили моего папу. Один из них, Жозеф расплылся в улыбке, узнав, что я сын доктора Айка Дер-Мкртчяна и сказал:
«Вашего отца мы очень любили, он был прекрасным врачом и многим помог в нашем округе». У меня на глазах навернулись слезы.
Мой старший брат когда-то совершил, практически, «паломническую» поездку в город Ван. Там находилось родовое гнездо моего деда и отца. В Ване, среди развалин и небольших домов он встретил пожилого курда, ему было ( с его слов ) 97 лет. Он помнил семью Дер-Мкртчянов и моего деда, и повел брата в его родовой дом. Там, конечно, мало что сохранилось – полуразрушенное достаточно большое здание в самом центре Айгестана ( это элитный район Вана, где жили в основном представители местной аристократии ) с множеством комнат, в которых обитали крысы и змеи. В залах, естественно, уже не было ни мебели, ни вещей, ведь прошло с момента геноцида почти сто лет. Тем не менее мой брат все снял на видео.  Так из прошлого нам пришло послание.
Фамилия моего крестного Дер-Мкртчян, он происходит из старинного армянского рода Арцруни, сыгравшего немалую роль в истории Армении. Одна из ветвей этого известного рода пошла по духовной стезе. В нескольких поколениях его предки были священниками в городе Ване, последним был его дед  — Тер- Карапет. (За это им и присвоили фамилию Дер-Мкртчян, приставка «Дер» означает принадлежность к духовному сословию.).Айк после окончания школы, ещё до геноцида уехал в Армению. Католикос Хримян Айрик, который тоже был из Вана, предоставил ему рекомендательное письмо, с которым он, будучи человеком образованным, легко поступил в Эчмиадзинскую семинарию. Шли годы, еще до окончания семинарии в Османской империи произошел переворот — свергли Султана Абдул-Гамида . Малые народы и интеллигенция ликовали, к власти пришли младотурки, повеяло демократией. Айк вернулся домой. С братом Ервандом они открыли достаточно известную в Ване газету «Вантосп»,направленную против деятельности партии Дашнакцутюн .Идеологическая борьба тогда была серьёзная, на двух братьев даже как-то напали ночью представители этой партии .Но, слава Богу, они выжили. (Армянский писатель Гурген Маари рассказал эту историю в одном из своих произведений). Через какое-то время, опять-таки ещё до геноцида, мой отец решил всё-таки стать врачом и уехал во Францию.Так как он не знал еще в совершенстве французского, год просто жил в Париже, готовился к экзаменам в Сорбонну. В это время он поступил на службу в главную армянскую церковь Парижа, которую кстати построили на деньги известного русского мецената армянского происхождения Манташева. Среди прихожан этой церкви были видные представители армянской интеллигенции, к примеру, Аветик Исаакян, или генерал Андраник, на свадьбе которого в Париже гулял мой отец. Его родной брат Ерванд также покинул отчий дом ещё до трагедии, он уехал в США, там занялся бизнесом, основал 2 типографии и был очень зажиточным человеком. Будучи историком он также написал двухтомный труд " Сокровища Васпуракана ", о видных жителях Вана. Потом начался геноцид, отец и мать были убиты турками, дети остались одни в эмиграции. Айк поступил в Сорбонну на медицинский факультет, выучился на врача гинеколога и после окончания уехал в местечко близ города Валанса, где много лет проработал доктором. Когда в СССР появилась республика Армения, при Сталине активно стали зазывать армян из-за рубежа, цели были благородные — усилиями диаспоры поднять родной край. Однако заманивали они в Армению «неправедным» способом, представляя, как будто на Родине всё прекрасно и Советское государство предоставляет репатриантам и условия, и деньги, и работу. Мой дядя Ерванд, зная, что это всё ложь, отговаривал отца от переезда. У папы тогда была семья — жена и шестеро детей, но папа, успешный врач, был непреклонен. Он  мечтал увидеть родную Армению. И вот мы приехали в СССР. Папу и нас, пятерых детей (старший остался во Франции) поселили в одной из больничных палат. Квартиры нам, видимо, не полагалось. Папа в этой больнице был заместителем главного врача.Так мы жили в течение нескольких лет. Однако из-за слишком хорошего образования и зависти коллег отца быстро уволили из больницы. Он потерял работу, не было денег на пропитание. В общем, всё было так, как говорил ему родной брат. В результате мой папа перенес инсульт и умер, не выдержав увиденного. Мама устроилась работать на какое-то предприятие, и этого едва хватало на еду, собственно говоря, не хватало. Одежду нам, детям собирали всем классом. Прошли годы, я поступил в ереванский институт, выучился на инженера. После окончания, наконец, получил работу. Всё постепенно стало налаживаться. В итоге я стал главным инженером оперного театра в Ереване, общался со многими интересными людьми. А когда рухнула Советская власть, естественно, первым делом эмигрировал во Францию. Я имел право на французское гражданство, так как там родился. Там же жил мой старший брат Гий, он был видным ученым, математиком. Его именем назван институт «Метеорологии и статистики» в Тулузе. Ещё в школе, когда я был в первом классе, я познакомился с двумя моими очень близкими друзьями, с которыми связь до сих пор не прервалась. Один из них — известный петербургский художник Дорвард Акопян, чей сын, мой крестник, и записал эту историю.Другой — Араик Варжапетян, он со своей семьей проживает в Ереване.
Гехануш — мама Микаэля, в девичестве Багдасарян, дочь священника отца Матевоса, он служил в небольшом присредиземноморском городке Партезаке ( Османская империя ), ныне Бахчичек. Там любила отдыхать армянская интеллигенция. Во время геноцида родителей убили, и маленькая девочка Гехануш, чудом спасшись, вместе с братиком бежала в Египет. В Александрии она окончила армянский колледж и потом, переехав в Каир, работала учительницей армянского языка в армянской школе. Во время Великой Отечественной войны Гехануш поехала навестить брата Сирака Багдасаряна в Гренобль ( Франция ). Он был активным участником французского сопротивления, там он возглавлял отряд Мисака Манушяна. В Гренобле она и познакомилась с Айком Дер-Мкртчяном.