Речевое вербальное общение

Виктор Тарасенко
7.3. РЕЧЕВОЕ (ВЕРБАЛЬНОЕ) ОБЩЕНИЕ

Мы видим, что общение очень многогранно, и охватить весь спектр общения в данной работе не представляется возможным, да и такая задача не стоит. Говоря в дальнейшем о проповеди, мы будем соотносить её в основном к речевому (вербальному) общению с адресатом. А пока рассмотрим общие характерные черты речевой деятельности человека.

7.3.1. Определение речевой ситуации
Под речевой ситуацией учёные понимают сложный комплекс внешних условий общения и внутренних реакций общающихся, находящих выражение в каком-либо высказывании. (46.ст.37).
Речевая ситуация – это множество обстоятельств, пути которых осуществляют речевое общение и которые влияют на форму и содержание. В это множество входят: тема, цель речи, число и состав слушателей, помещение, время, погода, отношение говорящего к слушателям, к теме речи, готовность слушателей воспринимать речь, их отношение к говорящему, самочувствие говорящего и слушателей, их знание, опыт, умение использовать средства языка и т.д.
Все эти обстоятельства не равноценны – лишь некоторые из них выступают на первый план.
При образовании типичной ситуации публичной или обиходной речи, участвуют обстоятельства двоякого рода: объективные и субъективные. К объективным относится число слушателей и официальность обстановки, к субъективным – самочувствие говорящего, вызванного внешними элементами ситуации.(47.ст.17).
Речевая деятельность в свою очередь состоит из 4-х видов: два из которых производят текст – это говорение и письмо, и два из них осуществляют восприятие текста – это слушание и чтение. Обследование показали, что современный «средний человек» на чтение и письмо затрачивает 20% времени, а на слушание и говорение 80%. (45.ст.12).
Отсюда популярность устного общения в различных слоях общества, будь это корпоративные, или производственные совещания, обсуждения в очередях и базарах, посиделки на деревенской завалинке или городской скамейке и т.д.

7.3.2. Виды вербального общения
Речевое общение в своей сути распадается на три основных класса :
7.3.2.1. Закрытое (ограниченное) общение.
7.3.2.2. Открытое ограниченное общение.
7.3.2.3. (Открытое) Неограниченное общение.
Нетрудно заметить, что эти три класса общения хорошо соотносятся с тремя видами речи: неофициальной, официальной и публичной. (43.ст.17).
В речевой деятельности человек производит и воспринимает информацию «упакованную» в текст. В таком обмене действует по крайней мере двое, поэтому изучая общение, мы оцениваем речевое взаимодействие коммуникантов – адресата и адресата: достижение ими поставленных целей, удачи и неудачи коммуникации. В сущности, в любой речевой деятельности происходит общение. (46.ст.7).

7.4. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

У каждого участника коммуникации в механизме речи, выделяют три различные части, которые могут быть названы звеньями, или блоками речевого механизма. Это звено восприятия, звено произнесения и особое звено, центральное по отношению к двум первым. Оно не имеет непосредственного выхода во внешний мир, и поэтому заслуживает квалификации: внутри-речевого. Два других блока речевого механизма имеют непосредственную связь с внешним миром, переводя речь в объективно-существующий речевой продукт. Каждое из периферических звеньев имеет варианты. Существуют различные способы передачи информации.

7.4.1. Передача речевой информации.
7.4.1.1. С помощью звуков (обычная звуковая речь).
7.4.1.2. В виде письма.
7.4.1.3. В виде жестов.
7.4.1.4. Путём прикосновения.
Передача речевой информации была бы невозможна, если бы у человека не было бы системы внутренней речи.

7.4.2. Что такое внутренняя речь?
Главное назначение речевого механизма – это передача содержательной информации от одного коммуниканта другому. Содержание высказывания формируется к одного партнёра и воспринимается другим в звене внутренней речи, необходимом для каждого участника коммуникации. Понятно поэтому, что оно является смыслообразующим и заслуживающим квалификации центрального в структуре натуралистической, то есть, его можно охарактеризовать как психофизический процесс, состоящий в активизации речевых механизмов при отсутствии выраженных проявлений (внешней речи).

7.4.3. Есть несколько уровней организации внутренней речи, различающихся между собой по их специфическим функциям. На относительно низком уровне (уровне базовых элементов) организуются структуры, соответствующие словам конкретного значения. Это структуры сложны и включают по крайней мере следующие компоненты:
7.4.3.1. Фиксирующие впечатление от называемых предметов объективного мира (референтов).
7.4.3.2. Формирующиеся понятийные структуры, обобщающие и классифицирующие эти впечатления.
7.4.3.3. Специфические паттерны, соответствующие звуковой характеристике слова и его моторной программе для произнесения.

Названные компоненты интегрируют и образуют целые единицы «базовые элементы», долговременно сохраняемые в памяти и служащие основой построения следующего уровня внутренней речи.
«Базовые элементы» внутренней речи не остаются изолированными, а интегрируются, объединяясь множественными временными связями и образуют при этом обширную долговременно сохраняемую систему взаимосвязанных структур. В психофизиологии эта система получила название «вербальной сети», которую можно рассматривать как следующий уровень структуры внутреннего механизма.
В результате развития связей между словесными сигналами создаётся новый уровень обобщения и отвлечения с помощью слова. Появляются слова, значение которых определяется не через соотнесение к непосредственным впечатлениям, а через сеть с другими словами. Иначе говоря, создаётся основа для формирования словесных понятий.
Активизация тех или других вербальных структур связана с осознанием, говорящим или слушающим человеком их семантики.
Люди могут общаться, когда у них есть нечто общее. Таким единым звеном при коммуникации является естественная матрица речевого опыта – вербальная и грамматическая сеть. Говорящий человек возбуждает у слушающего образы, аналогичные передаваемому, поскольку вербальная матрица служит им обоим общим алфавитом.
Обращение к коммуникативному уровню существенно потому, что циркулирование речевой продукции внутри замкнутого речевого контура не самоценно, речевой механизм должен быть открыт внешнему миру, поскольку один человек всегда сообщает другому информацию о мире, о своих чувствах, мыслях, отношениях, оценках. Этот аспект рассматривается на коммуникативном уровне, связанном с формированием уже не предложений, а текстов.
Для того, чтобы человек мог предать другому текстовое сообщение, он должен позаботиться о предварительном наличии или формировании общего багажа знаний (контекста).
Требуется ввести предмет описания (тему) и затем удерживая его в сознании слушающего, путём периодического напоминания, уточнения, осуществить его характеризацию (предицирование).
Наряду с реализацией той или иной формы описания предмета сообщения, говорящий организует собственно коммуникативный аспект разговора: применяет приёмы привлечения и удержания внимания, оформляет своё представление о характере и социальном статусе партнёра и аудитории, выражает свою самооценку по отношению к собеседнику, принимая официальный, дружеский или снисходительный тон общения. (44.ст.16).
Между членами аудитории, состоящих из самых разных людей: молодых и старых, богатых и бедных, мужчин и женщин, образованных и необразованных есть нечто общее, как у членов одной человеческой семьи. Каждый из них что-то знает о болезнях и смерти, мечтах и разочарованиях, любви и ненависти. Мы называем эти переживания универсальными, потому, что раньше или позже их испытывают все люди.
Есть определённые психологические и духовные факторы, существующие в каждом человеке: жизненные нужды, не удовлетворяются полностью социальными улучшениями или материальными благами.
В любой жизни человека без Христа есть огромная пустота, которую заполнить может только Господь.
Паскаль писал: «В каждой жизни есть вакуум в виде Бога, который заполнить может только Бог».
Мы можем предположить, что у наших слушателей есть чувство одиночества – «космическое одиночество» - одиночество без Бога. Мы говорим с людьми, которые испытывают чувство вины, и им также хорошо известен универсальных страх смерти. (16.ст.130).
Для успеха вербального общения в проповеди говорящего проповедника с аудиторией, необходимо учитывать приведённые принципы механизма действия вербального общения, и обращаясь к слушателям, делать акцент на эти вечные и общие категориям, которые мы рассмотрели, показывая людям  их беспомощность и безнадёжность попыток самостоятельного решения этих вечных проблем,   духовный тупик их поисков и попыток обрести внутреннюю гармонию без  помощи Бога.