Партия 2017 г. КТ. Коммуникации в плюс и в минус

Александр Корень
 
Партия 2017 г.  Коммуникационная теория. Коммуникации в плюc  и  минус.
 
 Проект продолжает изучение теории коммуникации в редакции Попеченцева.  Проектные здесь будут только комментарии - в них позиционирование проекта.
- - -
Вербальная коммуникация строится на лексически выделенных единицах, соответствующих реалиям мира.  . Визуальная коммуникация не обладает подобным набором заранее установленных единиц. 
Однако и на визуальном уровне существуют предварительные нормы, определяющие форму необходимого сообщения. 
 
Благодаря отсутствию заранее заданной определенности единиц визуальное сообщение несет большее число информационных прочтений.

Метакоммуникативные процессы должны соотноситься с теми или иными жанрами, с теми или иными типами дискурсов. Человек, владеющий речью, должен одновременно владеть набором принятых в данной структуре типов дискурсов, поскольку в каждом из них существует свой вариант коммуникативного поведения.  Определенные речевые ритуалы серьезным образом предопределяют наше поведение в этом смысле.

Коммуникация может быть иерархической (с приоритетностью прямой связи) и демократической (с приоритетностью обратной связи). Для иерархической схемы важен приказ, для демократической - убеждение. Для иерархической схемы наиболее важна чистота канала связи, поскольку в ней сообщение, если достигнет получателя, всегда будет выполнено. Не так обстоит дело с демократической схемой, теперь получатель имеет право выбора: выполнять или нет поступившее сообщение. 
- - -
Ком. проекта: К сожалению, автор не рассматривает общественную коммуникацию. Собственно, её в полноценном виде и не существует, как нет и полноценной общественной организации социума, как нет  и права, что могли бы создать некоторую основу нового общественного  порядка. На нет и спроса нет. К автору претензий нет. Это жизнь предъявляет претензии ко всем нам - нет условий для её развития, как она сама думает, а проект о том лишь сообщает.
Однако такая позиция проекта тоже относительна, ибо зачатки общественной коммуникации существуют. Вопрос же о том когда и при каких условиях она станет превалирующей. Вопрос не риторический,перевод коммуникации в общественный формат предполагает и формирование нового общественного порядка. Такая диалектика."Общественная коммуникация" формирует условия для самомобилизации активности населения во всех жизненных процессах - во всём бытие.
- - -

Можно считать, что эти два типа коммуникации принадлежат к разным социальным структурам: государству и обществу. Как считал Б. Чичерин, государство заинтересовано в единстве, общество — в разнообразии. Отсюда и возникает вышеотмеченная ориентация на монолог, который должен  по сути блокировать действия другого, или диалог, разрешающий подобные речевые или неречевые действия.

И реклама, и паблик рилейшнз порождают свои тексты в режиме общественной (демократической) коммуникации. Отсюда следует сложность этого процесса, поскольку такое порождение может идти в агрессивной коммуникативной среде из-за одновременного существования других источников информации. То есть это порождение сообщения в условиях, когда одновременно существует порождение противоречащих ему сообщений. Эта характеристика особенно важна в условиях информационных войн и психологических операций, когда против множества пропагандистских сообщений следует суметь породить одно-единственное, которое сможет привести к сдаче солдат противника в плен. То есть еще одной дихотомией становится агрессивная/благоприятная коммуникативная среда.
- - -
Ком. проекта:
Кому сегодня нужны в плен те солдаты, если способы коммуникационных войн сделали возможным и подчинение самого военного и политического  командования. Захват стран и их ресурсов, а также управления ими, включая экономическую и политическую сферу деятельность, на некоторое время отменило потребность ведения боевых действий на территориальных плацдармах, которые и были заменены коммуникационными полями.
Особенность "демократической коммуникации" заключается в формирование веры и согласия населения на определённые действия властных организаций под воздействием коммутационного манипулирования, в котором неравенство сторон определяется возможностями коммутационного вещания и превалирования в нём.
- - -
 
Наиболее распространенной и исследованной является дихотомия устной/письменной коммуникации. Они различимы по своему словарю (абстрактные — конкретные, длинные — короткие слова), по своему синтаксису (длинные - короткие предложения). Письменная коммуникация не включает в фиксацию такие явления, как хезитация (выражение сомнения), что иногда фиксируется как: "э-э-э" и т.д. Отсюда следует, что письменная коммуникация отнюдь не является простой фиксацией устной, поскольку она выбирает из нее исключительно характеристики, способствующие усилению авторитетности своего слова.
".
В случае явной враждебной борьбы выданная информация становится оружием.

"Враг предпочитает не выдавать, а добывать информацию, а поскольку ему приходится выдавать — он выдает ту, которая неприятна партнеру. При этом умный и расчетливый враг учитывает действительные интересы противника и выдает информацию о том, что существенно им противоречит, не растрачиваясь на мелочи, которые могут, раздражая партнера, активизировать его".

Друг свободно обменивается информацией, но он избегает выдавать подобные деморализующие сведения. Друг скрывает подобные сведения, оберегая партнера. Дружественность связана с разговорчивостью, даже болтливостью (ср. косвенное совпадение с моделью спирали молчания Э. Ноэль-Нойман). Это бесконтрольная выдача информации, результатом которой как раз и является болтливость.

Слабый партнер также многословен, тогда как сильный — скуп на слова.

"Слабый, чтобы противодействовать сильному, вынужден информировать партнера о сложной и трудной ситуации, которая вынуждает его бороться — настаивать на своем. Хотя в наступлении слабому нужно добыть информацию, практически его слабость обнаруживается в том, что он обильно выдает ее".

- - -
Ком проекта:
Партнёры взаимодействуют на коммуникационном поле в целях получения солидарного результата , а достижение его  указывает на полную завершённость коммуникационного цикла, равнополезного для сторон коммуникационного взаимодействия.  Сильный же партнёр определяется наличием властных позиций и превалированием в содержании и существе коммуникационного взаимодействия.
- - -

Слабый может выдавать информацию, надеясь заинтересовать сильного.
- - -
Ком.проекта:
Как правило, такой акцент коммуникационного взаимодействия не меняет расстановку  сил на коммуникационном поле.