Труден путь...

Сергей Полянский
  ...Лис очень удивился:
- А на той планете есть охотники?
- Нет.
- Как интересно! А куры есть?
- Нет.
- Нет в мире совершенства! - вздохнул Лис и продолжил,
- Но может быть, там есть Церковь!?
- Есть.
- А в ней есть истина? -  спросил Лис.
- Все относительно, - грустно ответил Маленький Принц.
             Вариации на тему Антуан  Де - сент Экзюпери.


               
  Израиль, Иерусалим, Храмовая Гора, Христианский квартал, входим на экскурсию в Храм Гроба Господне – главной святыни христианства и вот уже более 15 веков место паломничества верующих христиан всего мира. Архитектурно представляет собой несколько построек,  которые были в разное время возведены на месте Голгофы, где был распят, погребен и воскрес Иисус Христос. 

  Храм находится в совместном владении и управлении несколькими религиозными конфесиями по сложной схеме установленной еще много веков назад. Все помещения Храма,  а также имущественные и территориальные права  строго разделены между армянской, сирийской, греко - православной, коптской и эфиопской церквями и закреплено соответствующими договорами. Соответственно и паломники практически всех конфессий  едут со всех стран мира прикоснуться к святым местам.
    Приглушенное освещение, негромкий шум из голосов и шарканья сотен ног о тысячелетний каменный пол. Гид негромко  рассказывает о жизни Иисуса Христа, его рождении, распятия и чудесном воскрешении;  все внимательно слушают, послушно поворачивая головы в направлении рук говорящего. Небольшая группа поляков рядом очень красиво и проникновенно в пол голоса поют что-то из Библии. 
    Сам Храм снаружи, на мой взгляд, более логичен и привычен для нашего взгляда по архитектуре, в отличие от его внутреннего убранства. Это, на мой взгляд, вагнеровское  воплощение музыки, но уже в камне, густо сдобренное темными красками кувуклии в центре зала, как следствие наличие сажи от горения множества церковных свечей на протяжении сотен лет. 
    

   Все интуитивно разговаривают тихо, отдельных громких голосов нет, и налет торжественности и величия  момента для всех без исключения зримо присутствует. Многие наверняка впервые в этом главном Храме Православия, и далеко не факт, что смогут побывать здесь повторно. А потому значимость происходящего и все с этим связанное написано на лицах практически  всех  паломников.  Нет толчеи и суматохи, все подчеркнуто уважительно относятся  друг другу, все действо происходит чинно и с великим почитанием к этим святым местам, к месту последнего упокоения  Иисуса Христа.    
    Император Константин, в 300  ом году нашей эры возвел это строение, сама Кувуклия, как маленькая часовенка, была сооружена значительно позднее, в 19 ом веке.
    Экскурсионная группа, по сути, сборная солянка отдыхающих на Кипре и пожелавших слетать на пару дней в Израиль. Объединяет нас всех по факту только гид, еврей, выходец из Росиии. Надо отдать ему должное, дело свое знает, говорит доходчиво и главное интересно, его хочется слушать, в отличие от многих его коллег по цеху. Особенно импонирует его тонкий, можно сказать эстетский, еврейский юмор относительно арабского населения. И истинное отношение этого человека к арабам не вызывает ни малейшего сомнения, оно иронично негативное, но при этом не выходит за допустимые рамки. Он на работе и положение обязывает быть политкорректным.
    Стоим в очереди,   на возможность прикоснутся к могильной плите Гроба. Это можно сделать с двух сторон Кувуклии, в которой есть вроде как главный вход,  и находится он справа от входа в Храм. А вот слева есть маленький придел, его и входом назвать сложно, так, калиточка вроде. Но, зайдя туда, я смог выпрямиться и сразу увидел священника в черной одежде, который принимал подношение в виде денег от всех входящих.
    Еще в автобусе гид предупредил нас о подобном развитии событий, назвал желательную валюту и примерный размер в долларовом эквиваленте. Если инструкция гида по этому поводу не вызвали негативной реакции, то внешний вид священника, бесцеремонно принимавшего деньги от всех,  немного напряг и откровенно разочаровал.               
    Я видел  перед собой  откровенно  плутоватую физиономию;  его фигура  имела  весьма  избыточный вес,  про таких говорят, что у них щеки со спины видать.  У него был неопрятный вид, давно не мытые волосы и сальная физиономия. Он был на голову ниже меня, но весил явно больше 120 кг!!!  Но главная неприятность  было на его  лице!  Ну не должен такой человек с таким дебильным выражением быть в этом Храме, пусть даже и на самой незначительной должности!
    Вообще толстых представителей духовенства, на мой взгляд, и, к сожалению, в процентном соотношении всегда много относительно к другим слоям населения. Считаю, что это не красит церковь, которая по факту идет в разрез с ее же канонами, говорящими  о скромности и аскетизме. Появляются мысли о профанации основных заповедей христианства, утрачивается вера в слово Божье из уст священников с явными признаками ожирения.
    Все чаще священника можно увидеть за рулем мощного внедорожника, нежели пешком на улице. И остается только сожалеть, что Интернет пестрит откровенно компрометирующими данными о работниках церкви всех уровней. И люди, пытающиеся противостоять давно отлаженной схемы поборов наверх по любому поводу, обвиняются в ереси и изгоняются из церкви!
    Верующие все видят, от их взгляда ни чего не укроется, и видимо не случайно количество приверженцев христианской веры, по меньшей мере, не увеличивается. Люди все больше обращают свое внимание на ислам, буддизм и другие веры.
    И вот на фоне этих рассуждений, я, да прости меня Господь, решил высказать свое видение этого, слегка пройтись, можно сказать поерничать, по данной ситуации. А ситуация такова, что его величество «денюжка» всегда идет впереди слова Божьего. Без купюры, не важно, какого номинала, нельзя и шагу ступить в Храме, будь то Храм Гроба Господне и кончая любой церкви в России. Не отрицая существование РПЦ на пожертвования верующих, вызывает сильную озабоченность расценки и тарифы практически на все услуги предоставляемые церковью.  Согласитесь, пожертвования и тарифы - это далеко не одно и тоже, к слову сказать, эти тарифы постоянно растут.
    Ну не должно быть ситуации, когда в главном Храме христианства, при всем его огромном значении для христианского мира, отчетливо слышится своеобразный звук кассового аппарата! В крайнем случае,  можно было бы делать это более деликатно и тактичнее, без наличия таких личностей в Храме, как этот зажравшийся,  беспардонный и судя по всему,  весьма недалекий человек  в рясе! Назвать его священнослужителем язык не поворачивается.
    И вот на фоне таких размышлений, я вышел из Кувуклии и достал видеокамеру. Каюсь, захотелось поерничать маленько по этому поводу, прямо здесь и сейчас! Но исключительно  на камеру и только для себя, не для стороннего уха. И если что-то не понравится, то просто стереть потом и все.
    Вот уж и не помню, что я хотел сказать, скорее просто поприкалываться в стиле атеизма. Включил камеру и что-то хотел вроде сказать негромко, почти про себя, но не получилось!!!   Удалось открыть только рот и все! Уже на первом слоге в горле у меня просто заклинило. Хорошо, что еще мог дышать, но при этом какая - то невидимая сила, по ощущениям, мне просто закрыла рот!
   Только спустя минуту я смог говорить и вся христианская конфессия, если и не приобрела еще одного члена, то мои взгляды, как твердого атеиста, сильно пошатнулись.
   Я ни чего не стал стирать на видео в последствии,  несколько раз пересматривал и  внятного объяснения случившемуся со мною,  так и не нашел. Кроме одного, конечно… Что-то есть, стало быть, там, на небесах, не просто все это так произошло. Начинаю в это верить!!!

   И вот все выше описанное прокручивалось в моей голове, когда мы с приятелем, Евгением Пельц, ехали на машине в Енисейск из Красноярска по зимней дороге. За 5 часов прошли 330 км и заехали к Саше Жукову, получить от него некоторые консультации по тонкостям визита к старцу, отцу  Севастьяну, проживающему в селе Маковское. А это еще около 3 часов, но уже по зимнику, другой дороги в село нет, а в летнее время вообще только вертолетом или пешком по тайге.
   Саша ждал, напоил вкусным чаем с осетриной, посоветовал, с чем и как ехать в Маковское. Засиживаться долго было не с руки, зимний день короток и мы откланялись с Женей.
   По пути заехали в Елань, это еще один поселок на пути в Маковское. Там жил Суханов Артимон  Варфаломеевич, давнишний хорошо знакомый старовер. В свое время, в конце 19 го века, его предки бежали от преследования царского правительства из Томской Губернии по реке Кеть в эти края. По фамилии далекого предка Артимона, назвали и вновь образованную деревушку – Сухоново.
   Много воды утекло с тех пор, как и много, изменилось в жизни староверов. Щи лаптями уже не хлебают, конечно, но по мере сил стараются как-то сохранить остатки веры, эти приверженцы и адепты Абакума.
   Пять лет жизни со староверами в той, сухановской дыре не могу занести в пассив,  воочию посмотрел особый, скрытый для большинства нас уклад их жизни. Не спеша,  живут, нет той гонки, что у нас, не форсируют без особой необходимости испокон веков отлаженный образ жизни.  Попам не верят, в церковь не ходят, старшие посты  в основном соблюдают. Молодежь конечно,  уже не так рьяно придерживается всех их правил и это тоже вполне логично, телевизоры есть у всех. Понять умом, как всех русских, сложно, многогранные они во всех отношениях, иной раз диву даешься, порою просто  голова набекрень! 
    Во всех избах старинные библии, просто фолианты без преувеличения,  лет им по 200 и больше.  В книгах то одно, но в жизни часто  все не по писанному. Брагу  любят практически все, мужики еще и чужих баб, детьми на стороне хвастаются, на группировки по интересам разбиваются, дружат  друг против друга. Да и люди разные сами по себе,  своеобразный срез общества, и как всегда, есть среди них и откровенная скотина,  на редкость сволочной человеческий экземпляр, дерьмо полное, отрыжка от советской власти.
    Наибольшее же положительное  впечатление, оставил  Артимон,  вот уж действительно могучий русский мужик, самый уважаемый человек в округе. Всю жизнь работал как вол, хозяйство исправное держал, скота до 5ти голов бывало, пасека всегда была в огороде, охотился,  без мяса не сидел  никогда! По его словам, за всю свою жизнь не занял ни рубля, ни у кого,  и в это охотно вериться.
    Здоровьем Боженька не обидел, силушки было не меряно, разделанного сохатого за три раза из тайги один вытаскивал. Но это летом! А вот зимой было еще проще!!! Найдя след сохатого по снегу, Артимон, будучи молодым и здоровым, просто догонял зверя,  пользуясь тем, что он на лыжах, и в отличие от лося, ему не нужно было тропить снег. Зверь просто быстрее уставал, ложился в снег и сдавался на милость человека. Но таскать мясо домой за несколько километров по снегу тоже не входило в планы Артимона,  и он попросту гнал сохатого в сторону деревни. По его словам бывало так, что приходилось просто ружьем или любой, подходящей хворостиной толкать зверя, тем самым,  поднимая его из снега, вконец уставшего. Ну а перед самой деревней гнал зверя до полного изнеможения и под конец, можно сказать у первых домов,  ножом перерезал горло, еще и патроны тем самым экономил.
   По два мешка муки с баржи на берег носил, а мешки раньше были по 70 кг! Один раз, так получилось, что, загрузив себе на спину 2 мешка муки, отправился домой по деревенской улице. Где-то посреди дороги пристал пьяный сосед, Амосович, не в пример Артимону, хлипенький мужичонка: « Посади меня еще сверху, да посади!»   « Да садись, не жалко» - сказал Артимон и подошел к забору, тому легче было забраться на мешки,  так и принес всех и вся на свой двор.
   Жилистый мужик, кости на его теле можно разве на локтях и коленках прощупать,  все остальное сплошные мышцы, и они как железные, куда не тронь!!! Тут все срослось в известном смысле, и наследственность, которую он с лихвой передал детям и внукам,  каждодневный физический труд на протяжении всей жизни и режим питания, в котором все со своего огорода,  домашней коровы и окружающей тайги.

   Охотники они все знатные, местные жители,  иначе и нельзя, тайгой живут, понимают ее и без особой нужды лишнего не берут, да и зачем, когда все рядом и всегда можно добыть свежее по необходимости.
   Вспоминается случай, когда я отстрелял сохатого; тот можно сказать сам пришел на пасеку под выстрел. Я спокойно и без суеты разделал тушу, прибрал все мясо, получилось почти 5 фляг, выкинул в реку ноги и голову с рогами. Фляги с засоленным мясом перетащил в пустующий зимовник, закрыл его на замок. Плотно перекусил отваренными ребрами в скороварке со свежей черемшой, отмыл сапоги от капель крови и поехал в деревню.
   Стоим с Артимоном возле дома по приезду, разговариваем ни о чем. Но он ведет себя слегка странно, будто что-то ждет от меня. Я же продолжаю вести беседу ни о чем, явно не намеренный говорить о добытом лосе. Признаваться в браконьерстве без нужды совсем не обязательно было, делиться со всей деревней мясом тоже не хотелось. Да и к тому же в деревне жила откровенная скотина в человеческом обличье, да и рация дома у него была.  И давать очень весомый козырь в его руки, факт  мое браконьерство, учитывая наши с ним отвратительные отношения, просто не входило в мои планы.
   Артимон, между тем,  продолжал с легкой улыбкой, иронически на меня смотреть и он явно ждал откровений. Я не выдержал и напрямую спросил его, - Что так смотришь!?
 - Я вижу, ты сохатого добыл, - у него в глазах бегали веселые искорки!
   В голове тотчас пронесся весь мой сценарий первой половины дня, и я не смог найти причины своего столь быстрого разоблачения  в браконьерстве. Казалось бы, я все предусмотрел, мясо прибрал под замок, сапоги помыл, видеть никто не мог, бесполезные для меня рога и копыта утопил в реке.  Выстрел случайно совпал с шумом  рейсового  вертолета, прилетавшим до обеда,  и слышать его за 6 км от деревни не могли. Но Артимон с убедительно убийственной улыбкой продолжал смотреть на меня.  Пришлось сознаться в факте добычи лося, рассказать подробности.
   Вечером, после третьей кружки медовухи, закусывая жареной свежениной,  я закурил и напрямую спросил. – Ты как узнал то про сохатого, где я так прокололся!?
 - Да ты кровью свежей пах, от тебя несло ее аж за версту!- Артимон от всей души рассмеялся.
   Ну что сказать, он всю жизнь прожил на природе, не курил, ел исключительно натуральные продукты, и к моменту нашего с ним общения ему еще и 50 не исполнилось, вот и сохранил все природные чувства обоняния и осязания.
   И вот с думами про те, уже далекие события 30 летней давности, мы въехали в село Елань, и уже второй дом справа был домом Артимона. На наш звонок вышел сам Артимон, еще такой мощный, кряжистый мужик. В его походке, как и 30 лет назад, продолжала  чувствоваться  сила и уверенность и ни грамма суеты, как следствие всей его жизни в роли хозяина, добытчика, советчика, помощника всем нуждающимся, коих всегда хватало в деревни.
   Ну, здравствуй Артимон Варфоломеевич, сколько лет, сколько зим, дай Бог тебе здоровья! – приветствовали мы его.
   Артимон пригласил нас в дом поговорить, но предупредил, что чаем угостить не сможет, так как у них идёт пост, а его семья постится на «сухую».

   Крытый двор, высокое крыльцо, пока толкались перед дверьми, я вспомнил, как Артимон  сам мне говорил, что нужно каждый день делать добро, тогда и к тебе Господь будет благосклонным. Пусть даже и в мелочи разной, но обязательно твори добро каждый день, про милостыню не забывай!
  - Это как? - помнится, спросил я, когда он был у меня на пасеке.
   - А вот видишь, я сегодня рыбки поймал, вот и поделюсь с бабушкой соседкой, пусть порадуется, ей хорошо, да и мне приятно, - Артимон спокойно и без малейшей показухи говорил об этом.
   -А вот вчера матери забор поправил да воды ей натаскал, на неделю хватит, - продолжил Артимон. Он уже внимательно смотрел на меня, ему была интересна моя реакция на сказанное им. Я разделял его точку зрения конечно, но вот чтобы «каждый день», было для меня некоторым откровением. Да и говорил он мне эти очень даже понятные вещи только потому, чтобы обозначить свою позицию во взаимоотношениях между людьми, своим кредо, можно сказать! И не в коем случае прихвастнуть, дескать,  вот, мол, я каков!
   Поинтересовался Артимон и целью нашего появления и, получив ответ, что, мол, просто путешествуем, походу не очень то и поверил.  Может и сложно ему понять нас, городских, которые просто вот так могут себе позволить неделями путешествовать по стране. Нет же у них скотины и своего хозяйства, требующего постоянного ухода, 24 часа в сутки и 365 дней в году.
   Артимон Варфоломеевич был бодр не по возрасту, очень интересно разговаривал со своеобразным говором, но все больше слушал. Разговор был обычный, про  жизнь, про общих знакомых  и про охоту.   Ещё хозяин поведал, что, не смотря на возраст — бьёт зверя. 
   Я, слушая мужиков, одновременно разглядывал внутреннее убранство  комнаты, куда нас пригласили,  и отметил, что хоть мы и у староверов в гостях, а вот современная стиральная машина и электрический чайник им не чужд. А ещё меня удивил православный календарь с Богородицей, висевший на стене. Вроде иконы не признают, а календарь повесили.
   Напоследок Артимон показал нам самодельные охотничьи лыжи  из елки, подбитые оленьим камусом.  Толи хотел заинтересовать нас, то ли похвастаться, но скорее просто еще раз и скорее для себя самого,  мол, не просто жив еще, несмотря на возраст,  но и вот, без дела не сижу. Жив нем  дух соперничества, не укатали его еще крутые горки!
   Но короток зимний день и мы откланялись.
   Сама дорога в Маковское, это зимник, который набивают в основном лесовозы и поддерживают в надлежащем состоянии 4-5 месяцев в году лесозаготовительные организации. Своих сил и средств у Маковского поселкового  совета нет и быть не может, дорогое это дело. По дороге несколько раз встретились лесовозы и пару легковых.   
   Возрождение монашеской жизни в енисейском районе началось с начала 90х годов, после многих лет коммунистического лихолетья. И с самого начала возрождения в енисейском монастыре  служил духовником  свою нелегкую службу отец Севастьян.
 Он единственный, кто во всей епархии мог совершать чин отчитки, изгонял бесов.
 На исповеди порою, человеку и не нужно было говорить о своих бедах и грехах,  Севастьян все это сразу сам видел как на ладони. И многим предлагает выход из сложившейся ситуации в жизни еще до того, как они начнут рассказывать сами о своем, наболевшем!
   
   В феврале этого года исполнилось 10 лет, как отец Севостьян переехал жить в Маковское. Можно только гадать о причине такого шага этого уникального в своем роде человека. Предположу, что имел место быть элементарный конфликт интересов между отцом Севастьяном и руководством енисейской епархии. Дело в том, что уже тогда про его уникальные способности узнали  многие,  и страждущий  народ поехал в Енисейск за советом и добрым словом Старца. И невольно получилось так, что он стал оттягивать на себя определенную часть прихожан, а почти все приезжие в Енисейск искали встречи именно с ним.  Его удивительные способности видеть человека, видеть его изнутри а по сути его уже прожитую на тот момент жизнь, истово за него потом молиться, не могут не вызывать искреннего восхищения и уважения.
    Видимо именно это и явилось яблоком раздора между старцем и епархией, и вполне  понятная зависть к известности этого человека среди верующих.  Возможно, что и финансовая сторона сыграла свою роль в уходе старца из монастыря. Видимо не пошел он на поводу руководства епархии, которая, очевидно,  хотела подмять под себя потенциальные и весьма ощутимые денежные поступления, останься отец Севастьян в Енисейске.
   
   Скольким людям он смог помочь, и все это практически безвозмездно, никогда не о каких деньгах и благах за свой труд вопросов не поднимал. Люди сами несли, кто деньги а кто продукты, понимая, что кормиться человеку тоже нужно.
 Вот и едут к Севастьяну со всей страны, летят на вертолетах, зимой на машине. И все, начиная от простого человека и кончая начальством всех уровней, получают свой совет от Старца.
    Рассказывают, что однажды прилетел к нему вор в законе, который отсидел больше 20 лет в тюрьме из своих неполных 50 ти. Весь в наколках и на гоноре, освободившейся недавно из тюрьмы, вальяжно  вышел из вертолета в сопровождении своих шестерок, которые рады не рады были угодить своему старшему буквально во всем. Он снисходительно смотрел на подошедших к вертолету местных жителей, в его взгляде читалось, что он выше их во всем, что оказывает всей деревне просто великую честь только одним своим появлением здесь.
     Так они и дошли своей группой до дома Севастьяна, а поскольку была предварительная договоренность по рации об этом визите, то, оставив своих сопровождающих мерзнуть на улице, этот пахан, по своей природе,  все также на пантах, беспрепятственно и без очереди   вошел в избу к Старцу.
   Через час из избы вышел совершенно другой человек, словно смог самым чудодейственным способом переродиться в нормального человека, невесть,  где успевшего за это короткое время избавиться от шелухи и гонора, которые слетели в одночасье,  и которые он годами впитал в себя в местах заключения.
   Остановившись перед своими дружками, некоторые из которых обладали не менее  синими руками от наколок, он смог только и выговорить на первых порах, - Как, откуда он про меня столько знает!?
   Раздел его  старец Севастьян, образно говоря, по полной и до самой подноготной, остался в одних трусах можно сказать, и далеко не факт, что даже и они у него остались! Не помогла богатая дубленка с полным марафетом и золотыми зубами, и весь богатый опыт разговора с себе подобными на зоне. В очередной раз смог Батюшка разглядеть за годами наработанной паханской наружностью, нечто человеческое, а может и некие моменты в ранней жизни заблудшего человека, про которые он и сам с удовольствием бы забыл!?
   Гениальная прозорливость в разговоре с людьми, вот это, на мой взгляд,  главное качество в человеческом общение со стороны отца Севастьяна. И все это помноженное на исключительную добродетельность в дальнейшем.
   Поговаривают, что у него и пенсии даже нет, а ведь ему уже за 90!!! И годы не прибавляют здоровья, слабеет Старец, плохо видеть стал, отдыхать чаще стал. Но всегда, даже когда и сил уже, кажется,  нет, редко кому откажет во встречи.
   Вот и смену себе уже назначил, своего приемника после смерти и говорят, что хороший человек, но будет ли он соответствовать масштабу личности как отец Севастьян!?
   Мы ехали не спеша, но и не тихо, понимая, что ещё будет обратная дорога и возможно по темноте. Конечно, тайга зимой, это особое зрелище, которое можно описывать бесконечно, но можно и просто сказать «Всё сказочно». Каждый участок дороги по тайге, каждый поворот, открывал свои удивительные природные сюжеты.  Пару раз на встречу нам попадались лесовозы,  и это радовало, потому что в таких глухих местах не дай Бог сломаться и встать — погибель.  А, зная, что хоть изредка, но кто - то ездит по тайге, есть надежда.
    
   Село Маковское, рядом с тем местом, где находился Маковский острог и  где я в конце восьмидесятых годов — пчеловодил в районе села Суханово. Много я слышал и читал об этом удивительном месте,  о староверах, коих уже осталось немного, о церкви первой половины 17 века и Свято - Покровском храме, построенном в 1847 году.  И всё это  хотелось увидеть, посмотреть, что сохранилось и  чем дышит сегодня  окраина.
   Для справки, немного истории об этих местах. Маковский острог, был срублен в 1618 году, как крепость для охраны волока (Волок,- это участок суши между двумя озёрами или реками, через который тащили суда «волоком» люди) между бассейнами, Оби и Енисея.
   Двенадцати километровый волок между рекой Кетью (бассейн Оби) и рекой Кас (приток реки Енисей на уровне города Енисейска) заходили суда с продовольствием  прочими припасами. Из Маковского товары на волокушах доставляли в Енисейск, откуда шло снабжение других сибирских поселений: Красноярского, Абаканского, Саянского, Мотыгинского, Тасеевского и даже Якутского острогов. Этим же путем вывозили пушнину".
    По Маковскому волоку зимой 1662 г. везли в ссылку протопопа Аввакума Петрова. В 1675 г. с посольством в Китай здесь ехал ученый Николай Спафарий-Милеску. В 1734 г. волоком проезжал первый исследователь Сибири Герард Фридрих Миллер.
    Да и само село Маковское  когда то славилось торговыми ярмарками. Много разного  люда  и разных национальностей съезжалось для разного обмена, поторговать и узнать новости.
 
   Наконец мы въехали в заснеженное село Маковское. Казалось, что только центральная улица немного прочищена, остальное всё замело. Проехав мимо храма, мы смогли проехать по заснеженной дороге к Гошиному дому, племяннику Артимона.  В свое время приходилось вместе жить в поселке Суханово. Нормальный человек, безвредный, всегда поможет при случае. Вот только алкоголь все дело портит, пьют всей семьей, нет тормозов  в этом деле и дома, и что самое страшное в этом случае, так это жена пьет больше всех! А это уже последнее дело, в этом случае сложно бороться. Вот и их семья, на почве пьянки потеряла двух сыновей, которым не довелось им пожить на белом свете, страшный пожар унес двух мальцов вместе с домом.
    Гоша чистил снег во дворе, поздоровались, пригласил в дом. На первых порах чувствовалась некоторая неловкость, но уникальное средство в виде бутылки водки, поставленная нами на стол, сразу сняла все напряжения в отношениях и мы хорошо поговорили, закусывая нехитрой снедью на столе.
   Вернулась хозяйка, Антонида, она узнала меня сразу и была нетрезвая. На лице уже видимо давно лежала печать многолетнего употребления алкоголем. Поговорили, повспоминали, и я про себя вспомнил случай, когда Антонида родила второго ребенка еще в Суханово, и так уж получилось, что и не помнит, как родила. Еще с вечера я видел ее на крыльце дома очень пьяную, и пьяную настолько, что ее сидя качало. И вот ночью, совсем без памяти и родила, Гоша с бабкой соседкой приняли новорожденного.
   Не довелось мне даже, и увидеть этого несчастного ребенка, умер уже через неделю. И на все вопросы о причине смерти, Антонида просто отвечала, - Да он грыжный был!
   Вот так, из пятерых детей осталось двое. По человечески страшно это все.
   Уже прощаясь на улице, Гоша сунул нам в машину десяток крупных язей в мешке, река рядом, ловят ставными сетями подо льдом.

   От дома Гоши до Храма сотня метров, подъехали и   решили зайти.  Подойдя к двери, Женя несколько раз подёргал ручку, но  Храм был закрыт
    - Как так,  рождественские праздники, а храм закрыт, - Возмутился Женя вслух, глядя на меня.
    - Так батюшка отдыхает, - раздался голос сзади. Мы повернулись на голос и увидели монахиню.
     -Батюшка пусть отдыхает, а храм должен быть открыт,-  возразил я.
  Монахиня достала ключи, открыла церковь,  и мы вошли. Внутри было достаточно тепло, то ли от большого количества горящих свечей, то ли просто  добросовестно натопили. Очень приятно пахло ладаном.
    - Пишите записочки, батюшка за вас помолиться. Свечи у нас бесплатные. Батюшка не велел их продавать, берите так, - осведомила нас монахиня.
   Внутреннее помещение храма было небольшое, но уютное. Достаточно много было разных икон, как старинных, так и ново дельных. Интересно было рассматривать образы разных иконописных школ. Целая коллекция Новгородского,  Псковского, Строгановского стиля. Увидел я и Палехские  иконы и Темперы Ярославской иконописной школы и Московской.
   - Откуда столько икон? - поинтересовался Евгений
   - Люди приезжают, благодарят, дарят, – ответила монахиня.
   Сразу привлекла внимание  большая икона Владимирской Богоматери, которая стояла на подоконнике. Женя не удержался,  взял ее в руки. Икона просто смотрела на нас. На золотом фоне доски, Дева Мария в тёмно-красном одеянии держала на руках младенца - Спасителя, который прижимался щекой к щеке матери. Образы были выполнены в плавных линиях, вытекающих одна из другой. Глядя на икону, создавалось ощущение нерукотворности святыни. Ранее, интересуясь иконами и имея некоторые знания по этому вопросу,  Евгений. Предположил  иконографический тип иконы, и  вслух произнёс,
    - УМИЛЕНИЕ,  Византия.
    -Это нам одна женщина из-за границы привезла и в дар преподнесла, - и монахиня тут же спросила,- А вы что, разбираетесь в живописи?
     Я с интересом смотрел на приятеля, не блефует ли он в своих познаниях в этой области!?  Но Женя  перевернул икону, посмотрел обратную сторону доски и понюхал торец, очевидно, пытаясь уловить старый запах древесины. Монахиня смотрела на него с явным интересом. И когда Женя  поставил икону на место, я достал фотоаппарат и приготовился сделать снимок.
   - В церкви нельзя фотографировать, – сказала монахиня.
   - Это почему?  –  спросил я, - В храме Гроба Господня можно, в храме Рождества Христова в Вифлееме можно, а в церкви села Маковское нельзя!?
   - А вы, что были там? – спросила монахиня.
   - И я был и Сергей Михайлович, - ответил приятель. Я вообще был в русском подворье в Иерусалиме,  там, кстати, в часовне Обретения Главы Иоанна Предтечи, Елеонского Спасо — Вознесенского монастыря служит пожилая монахиня родом из Красноярска, - Женя уже с некоторым юмором в глазах смотрел на слегка растерявшуюся монахиню.
     Слушая с большим интересом наши слова, женщина была то ли в оцепенении, то ли в замешательстве, и конце сказала, -
   - Ребята, подождите, – проговорила она и убежала.
    - Ну, ты даёшь, – сказал я -  Куда это она?
    - Будем поглядеть, – ответил приятель. А пока давай хоть на память несколько снимков сделаем.
      Женщина ВСКОРЕ вернулась и сообщила, что нас приглашают.
    - А кто приглашает,- осведомился я?
    - Так ить батюшка вас и приглашает, – ответила монахиня.
      Второй раз нас не нужно было приглашать и выйдя из храма, мы перешли дорогу и подошли к небольшой избушке, возле ворот которой стояли люди человек пятнадцать. Мы втроём прошли сквозь пропустивших нас людей и  через сени вошли в дом.
      Вход в деревенской избе был низкий и мы по неволе прежде, чем войти наклонились и, зайдя, сняли головные уборы и поприветствовали  всех кого увидели. Встречая нас, старец встал из-за стола и добро, улыбаясь, представился – отец Севастьян. Перед нами предстал небольшого роста, сухонький, улыбающийся дедушка лет под девяносто, с молодыми зоркими глазами.
    - Ну, кто тут бывал в земле Иерусалимской, – спросил старец.
    – Я был, - ответил Евгений  и Сергей Михайлович, указав на меня – ответил приятель.
    - А кто с нашей монахиней знаком?
    - Я батюшка, - продолжил Женя. В 2009 году довелось мне побывать на Елеонской горе в часовне обретения главы святого Иоанна Предтечи, там и встретил монахиню, родом из Красноярска.
    - Мне тоже там довелось бывать, – ответил старец и добавил, – Большое дело сделали, что приехали,  и пригласил сесть к столу. Как мальчик с мячиком припрыгали, - добавил он с юмором.
      Мы, конечно, не понял, к чему он это сказал, но ему виднее, а может уже и возрастное начало сказываться!?
      В маленькой и тесной избе, за столом уже сидели мужчина и женщина, хорошо одетые, видно из «Новых русских» и дочь ихняя лет семнадцати, по виду явная наркоманка.  В которую, как выяснилось впоследствии,  по словам родителей,  «бес вселился».
   - Сюсанна, матушка, гости у нас дорогие, уважить надо. Подай нам на стол Кагора и сделай нам тепленького – распорядился старец.
 Монахиня, которую теперь мы узнали, что зовут Сюсанна, достала бутылку Кагора и налила в простые кружки нам  и самому старцу. Из электрического чайника добавила кипятка,  и мы по предложению старца выпили за встречу.
   - Ну, что вас привело ко мне люди добрые? – добрые глаза отца Севастьяна смотрели на нас.
     И как тут ответить, что было говорить, если еще  десять минут назад, мы с Сергеем даже и не рассчитывали на то, что удостоимся аудиенции самого отца Севастьяна. Пришлось грешным делом слукавить, мол, так и так, - Поздороваться заехали, да о здоровье вашем батюшка справиться.
   - Поздороваться говорите?  Сто вёрст через тайгу, по зимнику и поздороваться!?
   - Старец красиво улыбнулся и предложил еще выпить. Разговор пошёл непринуждённый, лёгкий. Говорили о прошедшей войне, совершенно неожиданно о подводнике Маринеску, о Большом театре, о современных фильмах и вообще о многом.
     Сидящий за столом мужчина попытался прервать нас и напомнил отцу Севастьяну о том, что они первые к нему пришли. Лицо старца стало серьёзным и он, глядя на мужика тихо, но твердо возразил, - А тебе уже торопиться некуда. Раньше надо было думать. Вам ранее нужно было бить в колокола, а теперь уже самое страшное у Вас случилось! Не нужно мне уже рассказывать про ваши беды и горести, и так все вижу, при этом посмотрел на дочку. Ты посиди и послушай, что мы говорим тут, видишь,  какие ко мне гости большие пожаловали. И всего то поздороваться,- опять хитро улыбнулся старец и продолжил говорить мужчине,-  Я не понимаю, зачем вы ко мне едете, я не врач, не скорая помощь и лечить то я не умею. Вот помолиться за дочку действенно и сильной молитвой - это другое дело.
    Мужчина,  наверное, уже пожалел, что перебил наш разговор и начал оправдываться, -
   -Мол, извините батюшка, это я так,  конечно такие гости, мы подождём.
    Но тут опомнились мы. На улице  минус 37 градусов, а там люди стоят, своего приёма ждут. Многие не просто так,  как мы, «поздороваться» приехали. Надо и честь знать. Мы, извиняясь, стали благодарить батюшку за радушный приём.  Мол, ещё хотелось пообщаться, но люди на улице ждут, многие издалека и не один день уже в деревне, ждут своей очереди.  Он подозвал Сюсанну и попросил собрать нам в дорогу молитвы, отпечатанные видимо в типографии в Енисейске. Я не с того ни с чего попросил старца показать место, где он отдыхает.
  - Да конечно, проходи, – и он указал на комнату за шторкой.
    Каково было моё удивление, когда я увидел то ли раскладушку, то ли развалившееся старое кресло, застеленное старым продавленным матрасом и далеко  не новым одеялом. Все было чисто конечно, но налет скромности на грани аскетизма, вкупе с только  необходимыми в быту вещами, говорило о действительной скромности хозяина в быту. Свободного места  было очень  мало, так как всё кругом было заставлено стеллажами с книгами, иконами. Под низким потолком висело несколько лампад, а возле лежака были сложены вещи. Простота и скромность, отметил я. Особый человек, вещизм и накопительство не его стезя.
   Старец провожал нас до порога и пообещал помолиться за нас, чтобы мы хорошо доехали. Поблагодарил, что мы его навестили, и опять добавил, что большое дело сделали, что заехали.
   На душе было комфортно и хорошо, ощущение благости от этого скоротечного визита, где-то и совсем неожиданного, явно присутствовало в ощущениях, когда мы садились в машину.  Как будто побывал в гостях у очень близкого и родного человека, при этом оба испытали человеческую благодать от встречи.
   Не зря заехали видать. Ведь что-то привело нас к этому удивительному человеку, не случайна была наша встреча!

   В процессе написания рассказа мне в руки попалась автобиографическая книга Владимира Познера «Прощание с иллюзиями». В ней, весьма уважаемый мною автор, с «пугающей откровенностью» рассказывает о своем видении Русской Православной Церкви, ее методах работы и что,  весьма немаловажно,  об  основном источнике ее финансирования.
   Не вижу смысла делать выжимки из этих умных мыслей и страшных разоблачений неблаговидных дел РПЦ. А потому практически полностью и максимально дословно привожу его главу у себя здесь. Уверен, что Познер не будет возражать против такого варианта моего рассказа:

   …еще со времен Бориса Николаевича Ельцина РПЦ стала занимать все более заметное положение в обществе, ее иерархи все чаще появлялись на экранах телевизоров, глава государства и прочие высшие чиновники начали публично общаться с Патриархом и чинами чуть ниже. РПЦ очень быстро приспособилась к новым временам, уже к  рыночным условиям - надо сказать, весьма диким - новой России. Она сумела добыть для себя различные привилегии, в частности, право, торговать спиртными напитками и табачными изделиями, не платя за это налоги! И в связи с этим нельзя не поражаться аморальности церкви и самих церковников. Шокирующим несоответствием между тем, что проповедуется, и тем, что делается!?
    Горячие проповеди о вреде и греховности курения и употребления алкоголя никоим образом не воспрепятствовали бурной, чтобы не сказать лихой, торговле этим «грехом», которой активно добивались высшие  иерархи РПЦ.
    По мне, лучше иметь дело с откровенными мерзавцами, ничего не проповедующими и ни во что не верующим, чем со святошей лжепроповедником. По крайней мере,  в первом случае знаешь, с кем имеешь дело.
    Внезапное «прозрение» государственных чиновников всех рангов, от самых высоких до вполне рядовых, их стремительное возвращение в лоно православия не просто удивляет, а вызывает чувство откровенной брезгливости. Все эти тогдашние «товарищи», которые размахивали красными партийными книжецами и клялись положить жизнь на строительство коммунизма, в одночасье стали не просто господами, но еще и православными.
    Скорость и легкость подобной метаморфозы уму непостижимы! Прав, конечно, был Наполеон, когда говорил, что от трагедии до фарса - один шаг:  во главе РПЦ, облачившийся в соответствующие патриарху одеяния , оказался человек, имевший тесные контакты с КГБ. Ни для кого не секрет, что в советские времена иерархи назначались в Совете по делам церквей и религий при Совете Министров СССР, на самом деле являвшемся одним из многих филиалов того же КГБ.
    Помнится, во время Великой Отечественной войны  Сталин, по сути, вернул РПЦ к жизни, отменив гонения на нее и верующих. Его расчет был очевиден: церковь должна сыграть роль патриотического объединителя в борьбе со смертельно опасным врагом. Думаю, что и Ельцин , и еще в большей степени Путин увидели в РПЦ пожалуй единственную силу, которая еще способна сплотить раздираемое противоречиями и противостояниями российское общество. Возможно, они и правы, да и вариантов у них немного.
    Но повальное «эксгибиционистское» ношение крестов, заполнение телевизионного эфира религиозной тематикой и бородатыми проповедниками, почти насильное введение предмета «Православная культура» в государственных школах вызывает у меня отвращение.
    Замечу: я к религии отношусь терпимо, понимая, что это и есть некая система взглядов, некое мировоззрение. На христианскую же церковь, смотрю с нескрываемой враждебностью. Более всего она напоминает мне ЦК КПСС  с генсеком (патриархом или  папой), политбюро в виде метрополитов и кардиналов, ЦК и так далее. 
    Собственно все это не случайна такая похожесть, вплоть до мелочей! В свое время Ленин со товарищами не стал ни чего придумывать нового, а не мудрствуя лукаво, взял готовую структуру от РПЦ! Священный Синод стал Съездом КПСС, Генеральный Секретарь КПСС по аналогии с РПЦ- это Патриарх всея Руси, все секретари райкомом и обкомов КПСС, это епархии с метрополитами  на местах, а все вторые секретари , инструкторы КПСС, это священнослужители в Храмах,  дьяконы и прочая нечисть по тексту!!! Курсив мой. 

   Я писал эту книгу в конце восьмидесятых, когда еще горела надежда перестройки, и тогда РПЦ была ниже травы и тише воды. Но по мере убывания демократии – а она, с моей точки зрения, начала убывать вскоре после закрепления власти Ельцина, - РПЦ становилась все более заметной. В принципе в этом нет ничего удивительного: трудно найти менее демократический институт, чем церковь. Я даже позволю себе сказать так: дальнейший рост влияния РПЦ будет признаком все большего сокращения демократии в стране,  и напротив - ограничение влияния церкви станет свидетельством роста демократии.
   Что и говорить, не повезло России, когда князь Владимир сделал выбор в пользу православной ветки христианства: именно она более других темна, нетерпима, замкнута, именно она активнее других доказывает человеку, что он ничто!
   Любопытный факт: если взять все европейские страны и распределить их по тем трем ветвям христианства, которые в тех  доминируют, то окажется, что наиболее высокий уровень жизни  наиболее развитые демократические институты встречаются в государствах, где церковь имеет наименьшее влияние, то есть в протестантских; за ними следуют страны католические и  на последнем месте - православные. Полагаете,  что это случайно.
    В советские времена было опасно афишировать свою религиозную веру. Сейчас в «демократической» России не приветствуется атеизм. Высшие государственные чины, начиная с президента и премьер министра, демонстративно крестятся  и целуют патриарху руку на виду у всего народа. При новом патриархе – Кирилле - РПЦ еще более агрессивна в своем стремлении рулить процессом образования в России, стать истиной в последней инстанции по всем вопросам, касающихся СМИ, искусства, культуры, медицины, здорового образа жизни и, когда возможно, международных отношений. Она даже пытается быть законодателем мод, поучая, в частности, женщин, как и во что они должны одеваться!
     Как я неоднократно говорил, и буду говорить,  в религии вообще меня смущает запрет на сомнения: надо верить - и все! Никаких «почему» и «как»  Во всех случаях ответ один: «потому»  Впрочем, дело это хозяйское, каждый живет, как хочет. Я продолжаю относиться к религии вполне терпимо. Но другое дело Церковь. Об этом я уже говорил и продолжаю говорить: РПЦ  алчная, агрессивная, властолюбивая, она пытается брать на себя  функции единственного посредника между человеком и Богом.- что само по себе , на мой взгляд недопустимо.
   Целый ряд утверждений священнослужителей вызывает откровенную досаду своей абсолютной нелогичностью. Весьма уважаемый мною, как человек, священнослужитель, настоятель одной из церквей Красноярска, на полном серьезе доказывал лично мне, что истина и вся, правда, жизни только в православной церкви,  в Храме!!! А все другие веры попросту отметались напрочь!
   Но особенно отталкивает от церкви главным образом глубокое противоречие между тем, что она проповедует, и тем, как живут священнослужители. Здесь есть прямая параллель – то,  что проповедовала КПСС, и то, как жило ее руководство.
    Во всех русских, народных сказках и легендах, священник всегда мерзок, лицемерен, сластолюбив и вороват. И вот именно это, на мой взгляд, является главной и характерной чертой всех значимых революции - невероятно жестокое преследование священников и варварское разрушение храмов. Самые яркие примеры этого - Французкая революция  1789 года и Русская революция 1917 года. Нельзя без содрогания читать описание того, что творили с этими священниками. Откуда такая ненависть к Церкви и к священнослужителям!?
    По моему, дело даже не в том, сколько войн развязала Церковь, и не в том, сколько людей по ее прихоти сожгли заживо, замучили, сослали с выдранными ноздрями, языками, с клеймом на лбу. Дело, как мне кажется, в другом: во лжи, в обмане, в том, что человек, в конце концов, не может больше выносить проповедь о смирении, скромности, жизни в бедности, набожности, когда видит, что и проповедник, и сама Церковь от этой проповеди далеки.
    Да, конечно, были и есть искренние, верующие священники, как были и искренне верующие коммунисты, но ни те и не другие не правят балом,  и не будут править.
    Ложи и лицемерие - вот чем охвачено российское общество сегодня! это к великому сожалению  произошло и продолжает происходить.
    И впору задаться вопросом, а не пора ли покаяться Вам ребята из РПЦ!? В Кремле это вряд ли произойдет,  собственно оттуда и вся грязь. Но РПЦ, начните с себя, Вам то сам Бог велел!!! Побойтесь Бога!!!
    Да и россияне, не ходящие в церковь, но поддержавшие Путина на последних выборах,  добрая половина из них вообще не заморачивалась  в вопросе «как» и «почему», им вполне достаточно сокраментальное из зомбоящика «потому»!
    Стоящий во главе страны бывший работник КГБ и бывший, пусть и внештатный сотрудник этого же ведомства от РПЦ, патриарх Кирил, по определению не могли не договориться о координации своих злодеяний в России. Все логично в своем страшном беспределе в масштабах целой страны.
    Им бы пример с отца Севастьяна взять, жить по совести, отмести алчность и стяжательство, строго следовать библейским заповедям, глядишь, и жизнь в России наладится!?