Война в душе

Светлана Красавцева
               
   В соцсетях меня часто спрашивают: а как вы сейчас живете? Это в основном друзья из России. Изредка из Украины (осталось несколько настоящих подруг, по дружбе с которыми война не проехалась своими гусеницами). И я решила написать СВОЁ видение нашей жизни в никем пока не признанной Луганской народной республике.
   После войны и блокады Луганска 2014-го прошло долгих четыре года, а война все ещё идет… На линии разграничения от снарядов ВСУ гибнут мирные люди, у кого-то разрушаются дома, порой обстреливают детские сады и школы… Мне часто пишут: почему люди не уезжают из опасных мест? А куда им уезжать?!! Почему они должны бросать свое жилище и ехать в никуда? Где мы нужны? Без денег, часто с больными стариками и инвалидами на руках? Кто будет рад нахлебникам? Чем платить за съемное жилье? Кто примет пенсионера без гражданства на работу? Там своих безработных хватает! И законы в России пока еще таковы, что каждые три месяца нужно пересекать границу… Легко сказать: бросай всё и беги, бросив всё, что тебе дорого! А себя поставили на наше место?!! У нас почти все вернулись, кто уезжали во время боевых действий. Нажились и у родственников,  и переселенцами в Украине, и в России… Недаром говорят, «в гостях хорошо, а дома лучше!»
   В 14-м году Луганск был очень сильно разрушен. Я когда-то для интереса посчитала, что на одном километре пути оказалось двенадцать воронок! По городу украинские войска били беспощадно! И прежде всего по центрам жизнеобеспечения. Областной центр полностью был без электричества, воды и связи больше двух месяцев, а нашему району «повезло» еще больше – целых пять месяцев мы жили, как пещерные люди. Был уничтожен трансформатор, и мы ждали, когда новый привезут из России. Отопление включили в середине декабря, когда на улице было до двадцати восьми градусов мороза, а в квартире при включенных всех горелках газовой плиты температура едва доходила до двух градусов… А недалеко от нас есть девятиэтажный дом, где стоят электроплиты. Оставшиеся там жители должны были готовить на костре в любую погоду, а обогреться, как мы, газом, они не могли.
   Но как только наступило перемирие, город удивительно быстро стал восстанавливаться! Остались, конечно, некоторые здания, которые уже не подлежат восстановлению. Но все же Луганск вскоре приобрел почти довоенный вид! Для меня лично сигналом к переменам было то, что снова стали постригать траву! А розы, к нашему удивлению, иногда поливались и во время войны! Это когда в городе не было водоснабжения! И обстрелы могли накрыть когда угодно и где угодно! Мне водитель машины для полива рассказывал, что когда начинался обстрел, озеленители отбегали к домам, забегали в подъезды, а когда наступала тишина, возвращались к своей работе! Герои! И после войны роз в городе стало ещё больше! Весь центр в цветущих розах!
   А ещё построен новый мост взамен аварийного, соединяющий центр города с Артёмовским районом. Честно говоря, я горжусь этим мостом! При Украине не могли построить, а республика построила!
   Сейчас, если приехать в Луганск, можно увидеть обычную жизнь. Люди едут на работу, дети ходят в садики и школы. Каждую неделю в городе рождается больше пятидесяти малышей. Много студентов. Кстати, обучение в вузах на стационаре бесплатное, так же, как и проживание в общежитии. Не платят родители за детские сады, младшие школьники получают в школах бесплатное питание. В больницах неплохо кормят, и часть лекарств, системы, шприцы, рентген, гипс тоже за счет республики. Есть программа по объединению народов Донбасса, по которой люди из подконтрольной Киеву части Луганской области могут получать здесь бесплатную медицинскую помощь (в частности, онкобольные, роженицы), а студенты бесплатно учиться.
   Заработали большинство предприятий. На тех, которые принадлежали украинским олигархам, введено внешнее управление, благодаря чему сохранились рабочие места. Развивается сельское хозяйство, и у нас свои овощи, хлеб (он, кстати, дешевле, чем на Украине), курятина и другие продукты. А я помню, как в войну горели поля пшеницы… Как мычали голодные коровы в нашем учхозе (Украина блокадой перекрыла завоз любой продукции), и их спасали, как могли.
   Работают кинотеатры, театры, цирк. В парках детские аттракционы и фонтаны, кафешки. Даже стали восстанавливать давно заброшенный парк имени Горького.
   Тарифы на коммунальные услуги остались довоенными. Правда, пенсии и некоторые зарплаты настолько малы, что более высокие расценки было бы не потянуть… Уже  второй раз их всем увеличили на 10%, и ещё немного поднимали минимальную пенсию. Но все равно, все равно, при российских ценах на продукты (везут-то товары оттуда, Украина нам ещё в 14-м году устроила блокаду и не снимает до сих пор) попробуй выжить на 3000 рублей!
   Украине мы, пенсионеры, всю свою жизнь отчисляли налоги, чтобы обеспечить себе старость. Обеспечили! С июля 2014 года Украина отказала нам в выплате пенсий и пособий. Чтобы получить заработанную на Украине пенсию, бедным пенсионерам приходится ездить туда и оформлять себе статут переселенца. Мало того, что на основном пункте пропуска в Станице Луганской был взорван мост через реку и там построили временный деревянный переход, по которому не только машины не могут проехать, но и пешком больным старикам очень трудно преодолеть. Зимой, в гололёд, там можно получить травмы, а летом, при жаре 38-42 градуса в тени, простояв в очереди пять-семь часов, пенсионеры порой просто… умирают. Кроме того, на Украине могут проверить, живет «переселенец» или нет по данному адресу, где он за деньги зарегистрировался. Если обнаружили, что не живет, пенсии лишают. Если не пересёк границу раз в два месяца или не прошёл в банке верификацию – тоже пенсию не получишь. Если ты чем-то не понравился украинской стороне, тебя запросто могут арестовать, как сепаратиста. Поводом может оказаться, например, ЛНР-ровская газета, в которую ты по недосмотру завернул бутерброды. А потом доказывай в СБУ, что ты просто ехал получить полагающуюся тебе пенсию!
   Жители Украины, в том числе и родственники, «счастливчиков», получающих две пенсии, завидуют и злятся. У моей приятельницы жена брата каждый раз зло кричит золовке, когда она приезжает к ним:
   - Ты бессовестная! Две пенсии получаешь! Как тебе не стыдно?!!
   Отношения в корне испорчены. А то, что Украине ОБЯЗАНА по закону выплачивать пенсию всем, кто её заработал, где бы человек не находился, - да хоть в Австралии! – никого это не волнует. То, что для некоторых поездка за пенсией порой оказывается ценою в жизнь, тоже.  А здесь выплаты мы начали получать только через девять месяцев после того, как Украина устроила нам полную блокаду. Как мы пережили это время, не понятно! Спасибо России за гуманитарку, которую нам раздавали, иначе многие умерли бы от голода.
   Я на ту сторону за пенсией не езжу. Считаю, что мне ехать туда опасно. На это есть свои причины. И мама моя так и умерла, недополучив её за три года… Меня выручает, что у меня есть хоть и небольшой, но дополнительный доход от торговли прессой. Без этого не представляю, как бы я выживала…
   Теперь напишу о настроениях людей, живущих здесь. Когда после Минских соглашений и замораживания войны в город стали возвращаться из Украины люди, смотрящие украинские телеканалы и читающие украинские газеты, порой и в семьях начиналась война между пережившими блокаду здесь и теми, кто уезжал. Какая же обработка ведется там, если тут для них Путин был чуть ли не за каждым углом! И это, оказывается, российские войска разрушили город! Сейчас, вроде бы, такие настроения поутихли. А может, я не попадала на таких людей. Я общаюсь с огромным количеством покупателей, и из них процентов девяносто горой стоят за республику, уважают (можно даже сказать, обожают!) Путина. А про российских спортсменов, будь то Олимпиада или Чемпионат мира по футболу, иначе не говорят: «НАШИ победили!». И вообще всей душой стремятся в Россию. И очень часто я слышу:
   - Ну зачем нас пытаются впихнуть в Украину?!! Как мы сможем с ними жить после стольких смертей, после убитых деток?!! Нет, обратной дороги нет!
   Иногда высказываются еще более жёстко:
   - Да уж лучше бы напали укропы! Получили бы по самые помидоры! Нет сил уже ждать и ждать неизвестно чего! Это как нарыв, который все зреет, зреет, болит, но никак не прорвёт!
   Да, правильно говорят, что нет ничего хуже, чем ждать да догонять! Мы делаем вид, что живем обычной мирной жизнью. Но война затаилась в душе… Она не дает нам планировать будущее. Мы сидим в интернете и ищем-ищем новости, слушаем политологов. Мы с надеждой ждём, что война наконец закончится! Но нет, только и пишут, что Украина стягивает вокруг нас свои войска, что прибывает новая техника, а иностранные инструкторы обучают боям в условиях города. Что вот-вот могут возобновиться полномасштабные боевые действия. И города и посёлки на линии разграничения обстреливают из тяжелых орудий, и снова гибнут мирные люди и остаются без крова семьи. Мы со страхом ожидаем праздников: вот на Пасху собираются нам устроить побоище, на 1 Мая, на День Победы, на инаугурацию президента России, на Чемпионат Мира по футболу… Да на любое значимое событие можно ожидать от Киева подлянки. Внешне мы обычные люди: работаем, учимся, рожаем детей, любим, шутим, иногда ссоримся и миримся. Все как обычно. Но Красный Яр, окраину Луганска, нет-нет да обстреляют.  Центр Кировска (небольшой уютный шахтерский городок) обстреляли 152-милиметровыми снарядами из «Гиацинта».  Донецку достается регулярно, а бедную Горловку вообще, кажется, собрались стереть с лица Земли. И всё это, ежедневно, мы пропускаем через себя, через свои сердца, через свои души… Я думала, что только я не могу сейчас смотреть художественные фильмы. Оказывается, большинство моих друзей по жизни и по интернету, тоже не могут… Мы обмениваемся в соцсетях ссылками на новости и видеоролики. Война держит нас в своих цепких объятиях…
   И некоторые не выдерживают. Инсульты, инфаркты, онкология, нарушение психики, потеря памяти… Война разрушает людей изнутри…
   Господи, когда же наступит долгожданный МИР?!!