Снова в Деды 2

Александр Дед
   Наше беспомощное судно болтается на волнах. Свет дает мой Аварийный ДГ, расположенный в корме надстройки. Там стоит на постоянной вахте один из мотористов. Дед принимает решение по замене турбины. Под руководством третьего механика начинается демонтаж ГТН, вышедшей из строя. Меня заботят другие вопросы. Всего год после докового ремонта, а донно-забортная арматура уже вышла из строя. Сальники насосов охлаждения подтягивали, но они уже выжаты и вода поступает через них в машинное отделение. Я пытаюсь закрыть клапаны самих насосов, но они тоже не держат. Электрогруппа просит запустить ДГ с неисправным генератором вновь и вновь. Им не найти причину неисправности. Пусковой воздух из Главных пусковых баллонов стравили до минимума, и я запускаю компрессор, запитанный с аварийного щита. Набиваем воздух в баллоны по очереди. Внезапно в машину влетает моторист, стоявший вахту у АДГ. Орет, что в АДГ был щелчок и поперли газы в расширительный бак охлаждения. Этого еще не хватало!


 Рву изо всех сил к АДГ по трапам, влетаю в помещение. Вода прет из системы охлаждения через воздушный гусек расширительного бака. Что-то лопнуло. Останавливаю дизель. В масле-эмульсия, но не сильная. Вопрос-что лопнуло, крышка или втулка? Какая именно? Моторист прокачивает ручным насосом дизель, открываем индикаторные клапаны и видим, что из одного идет вода. Спускаем воду из дизеля полностью. Дед стоит рядом и как заведенный задает один и тот же вопрос: «Саша, что делать? Саша, что делать?». Никакой помощи от него ожидать нельзя, да и не нужна она мне. Помощь эта. «Сам с усам». Периодически на связь выходит суперинтендант с Кипра и просит у Мастера доложить обстановку. Тот зовет Деда, а Дед, ссылаясь на то, что занят, убегает и прячется где-то. Его не могут найти на ни на палубе, ни в машине. «70% забот рассасываются сами?».



Запасная крышка есть здесь же, в помещении АДГ. Отдаем с мотористом Андреем трубопроводы и коллекторы. Накидываю торцевой ключ на гайки крепления крышки к блоку. Что за черт? Затянуты в «бычий член»! Кто-то перетянул. Кто и когда.Приходится одевать трубу уже на ключ. Кряхтя отдаем гайки. Интересен момент затяжки, надо будет глянуть в инструкции, как говорится : «Почитать Карла Маркса, обратившись к первоисточникам.
Трещина видна невооруженным глазом. Мы не ошиблись, это та крышка. Дай Бог, чтобы одна. Читаю моменты затяжки. 32 кГс/см2. Так, теперь Формуляр по заведованию. Есть! Несколько лет назад была обнаружена водотечность наружу данного цилиндра через резиновые кольца входа-выхода воды в крышку. Поленился, поленился тот второй механик! Вместо того, чтобы заменить резинки, дожал крышкой. Дожал так, что пережал ее. Почему не лопнула раньше? Под нагрузкой не гоняли. Контрольные пуски только на холостом ходу, либо при обесточивании, только на освещение. Воздуха хватало, а компрессор не запускали. Не нужен был. «Повезло» мне. Бес, с ним. На меня не навесят, причина найдена, моя задница прикрыта чужой записью в формуляре.



Пока моторист спускает масло и моет картер, спускаюсь в машину. Ее скоро затопит до маховика Главного двигателя и при пуске, мы зальем брызгами соседние с маховиком шкафы управления. Этого нам не надо. Беру «мартышку» и иду к насосам, чтобы ею еще раз попытаться затянуть клапаны. Ду-проходное сечение их, около 300 мм. «Мартышка»-рычаг с крюком, который накидывается на маховик. Второй упор «мартышки» упирается в его спицу. Маховик около полуметра, накидываю «мартышку» и тяну вниз. Клапан довольно высоко и тяну я из неудобного положения, стоя на фланце. Тяну изо всех сил, но срываюсь и слетаю с фланца. Дикая боль в спине, подорвал мышцы. Скрючиваюсь от боли. Этого еще не хватало мне, теперь и в инвалиды попал .
Занялись мы этим клапаном чертовым позже, когда уже стояли у причала в порту. Обесточились, воткнули заглушки и вскрыли его. Причина была в том, что из чугунного корпуса вылетело посадочное кольцо под тарелку. Сделать тогда, на аварии, я ничего бы не смог, но тянул так, что тарелку клапана из нержавейки, выгнул посередине.



Полежав на диване в пульте, бреду скособочившись, в дизельную. Надеюсь, что турбину уже заменили, но мои надежды не оправдываются. Упрямый, как баран карел Саша, делает все через ЖПО. Улитку он отдал, но зачем-то отдает еще и сопловой аппарат. Я гавкаю, как зверь: «Ты что делаешь? Ты инструкцию на нее читал?» Турбина в сборе прекрасно и легко выходит в корпусе на сторону улитки. Материмся оба, я начинаю вообще блажить и требую от него инструкцию. Его ответ, что не нашел. Кривясь от боли в спине, поднимаюсь наверх. Нахожу в Технической библиотеке один из экземпляров инструкции. Спустившись вниз, тычу ее в лицо третьего механика. «Это что? Читай, придурок!». Возвращаюсь в дизельную и через полчаса турбина, снятая под моим присмотром мотористами, лежит на верстаке. «Поняли, что делать? Снимайте теперь рабочую!»-командую им. Деда не видно нигде. Матрос, спустившийся в машину с известием, что его ищет суперинтендант, возвращается ни с чем.



Шеф-повар варит суп на костре. Кастрюля с супом стоит на мангале, в котором горит огонь. Матрос-плотник, или «колобаха» по-судовому, весело рубит топором доски из сепарации. Такой же веселый боцман подносит их из трюма. Ребята явно дернули по рюмке. Дело –святое, Шефу помогают, а у того было что налить.
Работы по сборке Аварийного дизеля подходят к концу. Теперь надо залить в дизель воду и масло, носить их придется из машины Это три пролета в машине и две палубы в надстройке. Более 200 л. масла и столько же воды. Япрошу у боцмана людей и тот выделяет матросов в помощь. Пытаюсь подремать в каюте. Боль не дает уснуть, а тут еще и Мастер. «Что в машине творится? Дед молчит, как партизан.»-спрашивает он. Я объясняю ситуацию и обещаю скоро дать освещение. Мастер предлагает мне докладывать о ситуации суперинтенданту, поскольку Дед убегает при звонках из конторы и прячется. Мне не хочется подставлять Деда и я, уклончиво, но съезжаю с этой темы.



Дизель собран и залит маслом. Народ подтягивается на его первый пуск. Пускаем стартером, АКБ удержали заряд и дизель устойчиво затарахтел, пока без нагрузки. Я слежу за водой в расширительном баке, не появятся ли пузыри. Все нормально и электромеханик включает аварийное освещение. Пусковой компрессор пока не включаем, пусть ребята при свете закончат с турбиной. Потом уж, перед пуском, воздуха набьем. Мало ли…



Сижу у дизеля на палубе, подложив под себя доску. Соблюдаю правило, сказанное сорокотом-мотористом мне еще на практике. «На железе не сиди! Что-нибудь обязательно подкладывай под зад, пися стоять не будет». Все мотористы в машине, за дизелем слежу один я. Новая фикс-идея. Поставить, вместо сломанного, вал с другой машины. Вал уже выдернули и мне хорошо видно, что из блока выдраны куски металла. О том, что эта идея, скорее всего, успехом не обернется, сообщаю третьему механику и трущемуся рядом Деду. Успешнее будет аврально собрать дизель, на котором уже начата перепрессовка втулок. «Но жираф длинней, ему –видней». Деду уже сообщили, что на вызванном буксире-спасателе, к нам едет суперинтендант, экстренно прилетевший с Кипра. И Дед хочет прогнуться и показать себя в лучшем свете.



Ко мне подходит Мастер. Устало закуриваем, смотрим на воду и сплевываем за борт. «Саня, все нормально с АДГешкой?»-интересуется он. «Вроде да»-отвечаю я. «Надо будет еще раз масло менять, намыло водички слегка из трубопроводов». Бочком к нам присоединяется Дед, тоже вышедший покурить. Пытаюсь сменить тему разговора, видя, как сатанеют глаза Мастера. «Акулы вчера тут ходили. Пара штук, метра по три»-говорю я. Мастер цедит сквозь зубы, глядя на Деда: «Чей-то труп ждут, смерть чуют». Деда, как ветром сдувает.