7. Коммуникация как общение

Виктор Тарасенко
7. КОММУНИКАЦИЯ КАК ОБЩЕНИЕ.
Как мы уже рассмотрели, коммуникация по своей сути есть не простая передача информации от отправителя получателю, но и их взаимодействие, взаимное общение, соучастие. Так что же такое общение?
Общение очень сложное явление, которое изучается целым рядом наук: психологией, социологией, лингвистикой и т.д. (45.ст.7).
Уолт Уитмен показывает подлинный смысл общения, который по своему существу реализует необходимость объединения людей для решения общих для всех жизненно-важных задач. (4.ст.30).
7.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕНИЯ.

7.1.1. Общение – сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга. (43.ст.94).
7.1.2. Общение является таким процессом взаимодействия людей в котором участвующие в нём лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга. Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда) и как особую деятельность. (45.ст.195)
7.1.3. Общение и философия предстаёт как меж субъектное взаимодействие, а многообразие его форм должно определяться всеми возможными типами связей всех модификаций субъекта. Общение бывает 4-х уровней

7.1.3.1. Уровень манипулирования.
 Один субъект рассматривает другого как средство или помеху по отношению к своей деятельности.

7.1.3.2. Уровень рефлексивной игры.
Один субъект в проекте своей деятельности учитывает «контрпроект» другого субъекта, но не признаёт за ним права самооценки и стремиться к выигрышу.

7.1.3.3. Уровень правового общения.
 Субъекты действуют в формах и методах, признающими обеими сторонами законы или договорённости.

7.1.3.4. Уровень нравственного общения.
Это высший уровень субъектно-субъектных отношений, на котором субъекты внутренне принимают общий проект взаимной деятельности, как результат добровольного согласования деятельности друг друга. (18. Ст.200).

7.1.4. Общение-специфический для субъектов способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми.

В философском смысле общение не сводиться к намеренно выполняемым актам общения, к обмену информацией и социально-психологическим контактам, но включает в себя всю сознаваемую глубину взаимной сопричастности людей, претворяемой через обогащение субъектом своей жизнью - жизни других субъектов. Общение неотъемлемо присуще предметной деятельности человека, взятой как процесс установления и обновления уз преемственности и творчества.
Вооружённость средствами массовой коммуникации отнюдь не гарантирует большого общения, а может и затруднить его качество. Его уникальность, если они не вплетены в сферу целостной деятельности человека, если не преодолено ещё отчуждение последнего. Процесс и формы общения исследуются психологией, социологией, этнографией, лингвистикой и т. д.  (44.ст.330).

7.2. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

7.2.1. Контактно-дистанционное.

Это общение различают по положению коммуникантов в пространстве и времени. Понятие контактного общения очевидно: собеседники рядом. Контактное общение имеет опору на ситуацию, жестово-мимические и интонационные сигналы. Здесь всё на виду, многое понятно с полу слова, а нередко мимика, жест, выражение глаз, фразовое ударение, интонация в целом, говорят больше чем слова.
К видам дистанционного общения относят все те, где коммуниканты разделены пространством и временем. Это может быть разговор по телефону.

7.2.2. Непосредственное-опосредованное

Это общение различают по наличию или отсутствию опосредующего «аппарата». Понятие непосредственного общения, связанного с контактным, очевидно – это обычный разговор, беседа, доклад и т.д.
К видам опосредствованного общения относится телефонный разговор, письмо, радио, телевидение, книга и т.д.

7.2.3. Устно-письменное.

Это общение различают с точки зрения формы существования языка. Устное общение, как правило, связывается с признаками контактности и непосредственности, а письменное с признаками дистантности и опосредованности. Устный текст, производство которого связано и подкрепляется «считыванием» жестов, мимики, интонации, позволяет разного рода недомолвки, он подчиняется иным, чем письменный текст правилам лексического и грамматического отбора. Написанный текст является посредником между людьми, когда между ними невозможно живое общение.

7.2.4. Диалого-монологовое

Это общение оценивается с точки зрения переменной- постоянной позиции Я-говорящего и ТЫ-слушающего. Диалог образуется сменой ролей «Я» и «ТЫ».
При моно логичном общении «Я» как говорящий относительно длительное время не оставляет эту коммуникативную роль.

7.2.5. Межличное-массовое

Это общение определяется с т.з. количества участников. Количественное отношение 1 и 1 и 1 и несколько – приводят к межличностной коммуникации.

7.2.6. Частно-официальное общение

Это общение определяется с т.з. обстановки общения.  В отличии от частного, официальное общение ограничено строгими правилами взаимного поведения и отношений коммуникантов как представителей организации или группы. (46.ст.12).

Таким образом если мы будем пытаться дать определение проповеди как вида общения, то мы придём к такой формулировке: «проповедь по своему виду общения, является общением контактным, непосредственным, устно-монологовым, официально-массовым.