Пробуждая воспоминания 10

Борис Алтайский
 Мы пошли в школу-десятилетку. Так как большинство школьных зданий в Череповце были заняты под госпитали, в оставшихся помещениях занятия шли в три смены. Поскольку я поступил в 9-й класс, то ходил в третью смену.

 Дисциплина в школе была плохая, вернее, её вообще не было. Голодные учителя преподавали голодным ученикам, которые думали о чём угодно, но только не об учёбе. Тем не менее, занятия шли.

 Во время уроков наружную дверь школы запирали на ключ для того, чтобы ученики не сбегали. И всё же мы ухитрялись всё же удирать через окно уборной, главным образом для того, чтобы пойти в кинотеатр. В то время долго демонстрировали фильм "Антон Иванович сердится" - весёлую музыкальную комедию, которую мы смотртели по несколько раз. Это отвлекало от повседневных тягот военного времени.
 Забегая вперёд скажу, что и сейчас, много лет спустя, я с удовольствием смотрю этот фильм.

 В городе было плохо с электроэнергией. На местной электростанции, работавшей на сырых дровах, которых к тому же не хватало, то и дело менялись директора. Свет гас часто и иногда надолго. Дома соорудили "коптилку": бутылочка из-под чернил, куда был налит керосин и вставлен фитиль из ваты. При свете коптилки мы коротали вечера.

 Жили мы в коммунальной квартире, где занимали одну комнату. Под кроватью была рассыпана картошка (мама на рынке обменяла золотое кольцо на мешок картошки). Живущий в соседней комнате сын соседей - Шурик, такой же голодный, как мы, днём, когда нас не было дома, в щель под запертой дверью, разделявшей наши комнаты, просовывал кочергу и выуживал ею наши картофелины...

 В Череповце, как, впрочем, и в ряде других городов СССР, и до войны особого изобилия не наблюдалось. Кто-то спросил моего отца:"Вы из Латвии? Говорят, там всё было?"

 В один из дней на стене у наружной двери нашей квартиры я увидел написанное мелом слово "жит" (именно через букву "т"). Следует сказать, что других проявлений явного антисемитизма в Череповце не было - людям было не до выяснения национальных вопросов: всем было одинаково плохо.

 
Продолжение: http://www.proza.ru/2018/07/05/993