6. 5. Процесс массовой коммуникации

Виктор Тарасенко
6.5. ПРОЦЕСС МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
В процессе массовой коммуникации выделяют четыре составляющие:
6.5.1. Коммутатор, т.е. тот, кто говорит, сообщает информацию.
6.5.2. Аудитория (реципиенты), т.е. те кому сообщают информацию.
6.5.3. Сообщение – что именно говорит сама информация.
6.5.4. Канал – техническое средство с помощью которого информация передаётся (6.ст.32)
             На мой взгляд подобные четыре составляющие присутствуют при произнесении проповеди где Бог, есть Тот, Кто сообщает Своё откровение людям. Сообщение – Библия. Аудитория – всё человечество. Проповедник – лишь один из каналов донесения Истины людям.
Всякая коммуникация, а массовая тем более, возникает, действует и развивается сообразно той простой причине, что этому процессу предшествует и его сопровождает потребность – потребность в коммуникационной деятельности вообще. (31.ст.21).
Социально-психологические особенности функционирования и восприятия различных каналов массовой коммуникации связаны прежде всего с их техническими особенностями. Здесь большое значение имеет то, на какие органы чувств рассчитано то, или иное средство, т.е. сенсорность канала массовой коммуникации (от лат. sensus- чувство).
Так печать рассчитана лишь на зрительное восприятие информации (визуальный канал), радио на слуховой (аудиальный канал), а телевидение воспринимается и зрением, и слухом одновременно (аудиовизуальный канал).
Интересно то, что в разное время суток, эти каналы собирают различную по составу и качеству аудиторию. Так, например, радио собирает наибольшую аудиторию утром (до 30%), оно выполняет роль информатора, который задаёт ориентиры для поведения в наступающем дне, в то время как газеты собирают наибольшую аудиторию вечером (до 75%), в то же время телевидение более 50% как утром, так и вечером.
Казалось бы, с изобретением радио печатная индустрия должна отмирать, но как отмечает известный американский исследователь коммуникации П. Лазарсфелд, если люди могут выбирать между радио и печатью, то чем выше их культурный уровень, тем более вероятно, что они будут читать, а не слушать. (6.ст.50).
Если мы теперь посмотрим сравнительную характеристику, то увидим, что ни один из каналов массовой коммуникации не способен целиком перекрыть возможности другого. В целом они все для человеческой деятельности и общения.

6.5.1.  Схема массовой коммуникации

Общий обзор этого процесса дал известный исследователь массовой коммуникации Wilburg Schramm в одной из глав своей книги «Процессы и сущность массовой коммуникации» (1954). Сущность этого заключается в следующем: первоначальным компонентом этого процесса является идея, или импульс, который возникает в уме коммутатора; идея может быть принята успешно получателем, а может и не принята. Вторым компонентом этого процесса является формальное выражение, т.е. кодирование идеи, которое содержит в себе передаваемое сообщение. Из кодирующего устройства выходит сообщение или сигнал, который поступает в расшифровывающее устройство, еде происходит интерпретация переданного сообщения. После её расшифровки он достигает наконец получателя. Вместе с тем, сообщение может идти к получателю и косвенным путём: через различные общественные организации. Информация теперь уже в обратном направлении состоит из отклика получателя на сообщение, т.е. реакции, которая исходит от получателя, и которая может быть принята во внимание отправителем первоначального сообщения или нет. Если отправитель начального сообщения воспринимает реакцию реципиента, то в этом случае имеет место т.н. «обратная связь». (52.ст.203).
В США проводился эксперимент: одна телевизионная компания предлагала определённую сумму денег той семье, которая будет жить без телевизора один год. Причём вознаграждение было достаточно существенным, но при этом был организован строгий контроль за соблюдением условий договора. На первом этапе участников было достаточно много, но не прошло и 50ти месяцев, как не осталось ни одного. В чём дело? Ответ прост: в их потребности иметь коммуникацию.

6.5.2. Массовая коммуникация как ответ на потребности сообщества.

Всякая коммуникация вообще, а массовая тем более, возникает, действует и развивается сообразно той простой причине, что этому процессу предшествует и его сопровождает потребность в коммуникационной деятельности вообще, и потребность в специальных технически-усложнённых формах общения.
Потребности – это конкретные проявления и формы предметно-деятельной сущности человека, это осознанные человеком требования к внешней среде, сложившийся на основе исторически-определённой общественно-практической деятельности по переделке этой среды.
Потребности – осознанная нужда в материальных и духовных благах, что исторически сложившиеся осознанные запросы людей.
Потребность возникает только тогда, когда ощущение дискомфорта включает устройство, предлагающее план конкретных действий. Потребность в коммуникационной деятельности есть общебиологическая закономерность, которая получает особое развитие в человеческом сообществе. (31.ст.28.).
К сожалению автор не рассматривает главной потребности человека – потребности общения с Богом. Эта потребность генетически заложена в человеке, и она постоянно направляет его к поиску истины, удовлетворению своих духовных устремлений. Но пока не будет найдена «верная дорога» к решению этой потребности, человек будет постоянно искать, падая и спотыкаясь в своих неизбежных поисках. Собственно говоря, даже в том случае, когда человек находит эту «верную дорогу» и приходит в церковь, становиться религиозным, эта потребность общения с Богом не удовлетворяется до конца, ибо это общение происходит индивидуально и с каждым разом человек только некоторым образом приближается к разрешению этой главной потребности жизни.
Только в Царствии Небесном эта потребность – общения с Богом – будет удовлетворена до конца и полностью, где Бог будет постоянно пребывать со всеми искупленными (Откр.21:3).