Эх, лапти мои, да лапотушечки

Татьяна Бузнякова
История ремесел разнообразна. Еще много можно почерпнуть из народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами.
Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях, сплетенных из древесного лыка. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. Лапти были основной обувью в давние времена. Нельзя начисто изгонять из памяти народной то, что веками было предметом повседневного быта. Самым распространенным природным материалом для этого ремесла являлась липа – дерево, которое произрастало по всей России, но плели лапти из коры многих других лиственных деревьев: березы, вяза, дуба, ракиты, ивы и т.д. В лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка "лапотная Россия", даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Или «Чай, не лаптем щи хлебаем» означало «мы учёны, не надо нам пояснять да указывать». Плести лапти умели почти в каждом доме, а материал для лаптей всегда был под рукой. Первое упоминание о лаптях встречается в «Повести временных лет» (ХII век). Когда киевский князь Владимир Святой, прозванный в народе Красное Солнышко, одержал победу над болгарами (985 год), его воевода Добрыня, осмотрев одетых в сапоги колодников (пленников), сказал князю: "Эти не захотят быть нашими данниками; пойдем, князь, поищем лучше лапотников". Это подтверждают археологические раскопки. Археологи находят остатки стоптанных лаптей, заготовки, колодки и инструменты для плетения — кочедыки. Делали кочедыки из костей (из рёбер животных) или из металла. Ещё проще можно сделать кочедык из сучка крепкого кустарника с подходящим отростком. Археологами найдены кочедыки, изготовленные ещё в каменном веке. Способы плетения лаптей — например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждой области вплоть до начала нашего века. По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть липовое лыко – в эту пору оно легко снималось с деревьев. На пару лаптей обдирали три молоденьких (4-6 лет) липки. Лыко драли, пока не распустились листья. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. Или - "Да это как лапти плести", то есть легко что-то сделать. Лапти изнашивались очень быстро мужчина летом, в страдную пору, в одну неделю стаптывал не меньше двух пар лаптей. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок— кожаных «поворозок» или верёвочных «оборов». Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи (полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета –холщовой, шерстяной, для обмотки ноги до колена). Практиковалось и «подковыривание» (подплетание) лаптей лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. За многие века устоялись приемы лапотного промысла. Лыко отмачивали в теплой воде, а потом, как правило, оставляли в запруде, чтобы легче снималась кора и получался луб.  Плели лапти на колодке, самые сноровистые работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар лаптей. Колодки для лаптей не различались на левые и правые — одна на обе ноги, как для валенок. Они очень простые, особенно для лаптя.  Сделать их можно было из любой деревянной чурки.
В фондах Старочеркасского музея-заповедника храняться деревянные колодки и не одна пара лаптей, привезенных сотрудниками музея в 80-е годы XX века из этнографических экспедиций по Верхнему Дону. Казаки Верхнего Дона по элементам своей одежды близки к русскому крестьянству –сарафан, кафтан (но с поясом) лапти с онучами. Ремесло по плетению лаптей было развито в станицах Верхнего Дона. Самой распространенной рабочей обувью не только женщин, но также мужчин и детей были лапти. От жителей хуторов и станиц Дубовского, Боковского районов  музей в дар получил инструменты, деревянные колодки, а также лапти из лыка, бересты, пеньки.
 У казаков же Нижнего Дона существовало больше элементов восточной одежды, больше разнообразия. В Низовых станицах Дона лапти не носили. Низовые казаки одевались изысканнее и щеголеватее верховых, для которых свойственны практичность и сдержанность. В XIX веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые сапоги стоили пять-шесть рублей. Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила большая часть Красной армии. Их заготовкой занималась специальная комиссия, снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями. В древности нельзя было обходиться без лаптей. Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требовало доказательств. Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших предках.