Спаситель

Лауреаты Фонда Всм
ТАТЬЯНА ОВЧИННИКОВА 4 - http://www.proza.ru/avtor/tatianaovtch - ТРЕТЬЕ МЕСТО В 12-М КОНКУРСЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

                Диме Иванову, моему бывшему ученику

Последний день июня оказался беспокойным:  предстояла поездка на две недели в лагерь труда и отдыха, - и Ольга Петровна, предварительно составив список вещей, которые  намеревалась взять с собой, аккуратно укладывала их в сумки.

Восьмилетний Матвей,  внимательно наблюдая за сборами, нетерпеливо спрашивал:            

- Мама, а когда будет утро?

- А мы не проспим?

- А Дика с собой возьмём?

Дик - щенок, эрдельтерьер. Ему недавно исполнилось шесть месяцев, и оставлять малыша на попечение соседки  не хотелось. Ольга Петровна уже давно решила, что собака поедет с ними.

Наконец-то сумки собраны и выставлены в коридор. Осталось дождаться утра.

Ровно в 6.00 Ольга Петровна проснулась. За пять лет работы в школе она привыкла вставать в одно и то же время без будильника. Подойдя к кровати Матвея, несколько раз повторила:

- Сынок, вставай! Вставай, соня! Пора!

Наконец он открыл глаза и, вспомнив о предстоящей поездке, вскочил с постели. Через десять минут он был умыт, одет и, проглотив на ходу небольшой бутерброд с сыром, нетерпеливо переминался с ноги на ногу, стоя у дверей в ожидании выхода из дома. Ему хотелось как можно быстрее занять место в автобусе рядом с Димой, который нравился ему больше всех маминых учеников, потому что никогда не отталкивал от себя, хотя Матвей был младше на целых пять лет. Он представил, как будет рядом с Димой  полоть капусту на колхозном поле,  как будет играть с ним в футбол, как научит его дружить с собакой...

Через час Матвей уже ехал в автобусе. У его ног, в проходе, лежал Дик, а Ольга Петровна,  устроившись на переднем сидении,  читала журнал.

Лагерь труда и отдыха, куда направлялись школьники, оказался в часе езды от Саратова. Домики были готовы к встрече детей, из кухни доносился  запах щей, а на спортивной площадке в ожидании предстоящих игр стояли новенькие футбольные ворота.

Первый день за хлопотами, связанными с размещением, прошёл незаметно быстро. Матвей, исследовав территорию лагеря, заглянув во все хозяйственные постройки, посетив летний кинотеатр и пробежав с собакой по утоптанным грунтовым дорожкам, понял, что ему здесь нравится.

Со следующего дня начиналась серьёзная работа. Ольга Петровна со своими учениками отправилась на колхозное поле пешком. Путь оказался  неблизким, но увлекательным: дорога проходила через небольшой лесок,  затем через посёлок, по которому прогуливались утки и гуси, мимо живописного пруда и выводила на просторы полей, засаженных овощами. Утро было свежим - идти по такой погоде приятно. Поэтому ни дети, ни она сама усталости не почувствовали.

Работа спорилась. Четыре часа на поле – и снова в лагерь по той же самой дороге. Если утро было прохладным, то день оказался невыносимо жарким - теперь дорога переносилась тяжело. Учительница заметила, как постепенно стихали детские голоса, как замедлялся шаг, как несколько человек плелись в самом хвосте  колонны – надо было сделать привал. Дети, услышав о предстоящем отдыхе, стали упрашивать её остановиться около пруда, чтобы искупаться. Ольга Петровна, конечно, помнила об инструкции, запрещающей детям купаться.  Но… кто узнает, что эта инструкция нарушалась? И она выполнила просьбу своих учеников, предварительно договорившись с ними, что купание будет недолгим и только у берега. Дети по очереди, небольшими группами, заходили в воду - учительница внимательно наблюдала за каждым ребёнком. Все были довольны. Дик тоже был доволен: он  гонялся по берегу пруда, весело повизгивая. Как и когда пёс исчез  из вида, хозяйка не заметила. Вспомнила о нём, когда услышала крики детей:
- Собака тонет! Смотрите, Дик!.. Ой, бедная собачка!..

Ольга Петровна  знала, что эрдельтерьеры имеют физическую способность плавать, но очень боятся воды и, попадая в неё, паникуют, быстро устают, что может привести к плачевным последствиям. Она кинулась в воду, надеясь своим присутствием успокоить щенка и пытаясь помочь ему выбраться на берег. Дик, увидев хозяйку, поплыл навстречу, но силы явно покидали его. Тогда Ольга Петровна,  рассчитав ближайший  путь до берега, поплыла к камышам, призывая собаку следовать за ней. Всё получилось! Дик, почувствовав спасение, рванулся  вперёд, проскочил через камыши и оказался на земле, а женщина, выбираясь из воды вслед за непутёвым щенком, опустила ногу в илистую жижу и… вскрикнула от боли, которая обожгла ступню правой ноги и резко поднялась вверх, до колена. Боль была невыносимой. Она заставила  переступить с правой ноги на левую и… снова обожгла, но теперь уже  ступню левой ноги. Вода сразу окрасилась в красный цвет. Женщина, сжав зубы, чтобы не закричать и не напугать своим криком детей, стала выбираться на берег. Это было трудно… Почувствовав беду, ей навстречу шагнул Дима Иванов и, протягивая руку, дрожащим голосом произнёс:

- Держитесь... держитесь за меня…

Когда при помощи  Димы она вышла на берег, девчонки, увидев окровавленные ноги своей учительницы, закрыли глаза руками, мальчишки стояли как вкопанные, а Матвей плакал. И только Дик ничего не понимал: он подбегал то к одному, то к другому, весело повиливая коротеньким хвостом. Замешательство длилось несколько секунд, но этого времени хватило, чтобы Дима принял решение.

- Олег, тащи полотенце! – обратился он к своему другу.

Прошло не больше минуты, а  Дима уже уверенно накладывал на изрезанные стеклом ступни учительницы тугие повязки. Это потом Ольга Петровна вспомнила, что мама Димы работает медсестрой в травматологическом кабинете районной поликлиники и задала себе вопрос, не у неё ли семиклассник мог  научиться оказанию первой медицинской помощи, а тогда… тогда она беспрекословно выполняла всё, что он скажет.

Кровь потихоньку останавливалась. Дима, собрав вокруг себя мальчишек, стал решать, что делать дальше. Посёлок далеко, лагерь ещё дальше. Взрослых рядом нет.

- Эх, сейчас бы машину какую-нибудь! – вздохнул Олег.

Ольга Петровна увидела, как посветлело лицо Димы и как решительно он направился в сторону дороги, приказав остальным оставаться на месте. Она знала, что ответственна за каждого ребёнка и что отпускать от себя никого не имеет права, но, взглянув на подростка, поняла: его не остановить. Прошло пять минут, десять… двадцать, и Матвей радостно сообщил:

- Ой, смотрите, Димка идёт!

Из-за деревьев сначала показался ученик, а затем  худощавый высокий мужчина в шортах и светлой майке. Подойдя к женщине, он наклонился и промямлил:

- Сейчас, сейчас… Поможем… Отвезём…

В тени деревьев, за поворотом,стояла машина, на которой  Ольгу Петровну "доставили" в лагерь.  Вскоре  она сидела в медпункте, а медсестра, обрабатывая раны, охая и ахая, повторяла:

- Скорую надо вызывать. В Саратов надо ехать… швы накладывать.

Дождавшись возвращения детей, женщина согласилась на скорую помощь, и пока та была в пути, слушала рассказ Димы о том, как он наткнулся на мужчину,  "отдыхающего" под кустом, как он будил его, тряся за плечи, как заставил сесть за руль и приехать к пруду.

Через час Ольга Петровна была в районной поликлинике, и травматолог зашивал рваные раны, удивляясь, как ей «посчастливилось» наступить на  расколотую банку обеими ногами.

...Весь июль прошёл в лечении и посещении поликлиники, а в августе женщина уже могла  ходить в лёгкой обуви,  постепенно увеличивая нагрузку на ступни.

До 1 сентября эта история приобрела статус «бывшая» и исчезла из памяти учеников. Но учительница помнила всё до мельчайших подробностей. Помнила и очень хотела отблагодарить своего спасителя. Только как? Ответ на этот вопрос пришёл неожиданно.

Дима учился средне, русский язык давался ему с трудом: за письменные работы он, обычно,  получал двойки.  Но разве знание предмета является  показателем личностных качеств? – И Ольга Петровна решила, предварительно договорившись с учениками, что право ответа на самые простые вопросы будет иметь только он. После каждого очередного диктанта она проводила работу над ошибками и,  заговорщически улыбаясь, задавала простенький вопрос, после которого следовала фраза:

- Кто первым ответит,  получит сразу же пятерку.

И Дима отвечал… Благодаря этой маленькой хитрости, он в четверти всегда имел удовлетворительную оценку.

За годы работы в школе многое забылось, но эта история осталась в памяти Ольги Петровны навсегда. Не случайно она приняла решение рассказывать о поступке Димы всем своим  ученикам. Потому что верила, что ничего не проходит бесследно. Потому что знала, что  кто-нибудь  из учеников поступит так же: не пройдёт мимо человека, попавшего в беду, обязательно поможет.