Самый ходовой товар

Владимир Архипов 4
         Саид – младший из пяти братьев, работающих в России. Есть у них ещё сестрёнка, но она осталась дома, в кишлаке. Братья работают по строительству, а Саид  продаёт фрукты и овощи. Начинал, как и многие его соплеменники  с сухофруктов, присланных родными из своего сада. Многие начинали, но не многие смогли продолжить. Надо получить прописку, фиктивную. Живёт он как многие таджики по одному адресу, а прописан по другому. За прописку надо заплатить. И за проживание заплатить отдельно.  Участковый знает, что он прописан не там, где проживает и ему надо заплатить. За право торговать на рынке надо заплатить. За место на рынке надо заплатить. За медосмотр, справку, что ты здоров и поэтому можешь торговать надо заплатить. Надо купить весы, средство для перевозки товара-сумку на колёсиках. И какая после всего этого прибыль?   
      Приезжал в прошлом году его сосед из кишлака Мухаммад. Помыкался помыкался-отсюда  гонят,  оттуда гонят, да так и уехал почти ничего не заработав. Для жены в подарок нашёл сумку женскую –кто-то выбросил,  хорошая такая сумка,  кожаная. Починил и взял с собой. Для старого отца –ботинки чёрные, ношеные. Хозяин квартиры-пенсионер предложил в обмен на пакетик орехов грецких. Детям –конфеты. Себе на рынке же у бабок купил поношенные зимние ботинки и куртку.
  А у Саида дела пошли. Может, потому, что он –молодой и симпатичный и потому, что работает с утра до вечера без выходных.
   Купил он себе ларёк, подключил свет от магазина.   Напротив его ларька-большая площадка, на которой некогда находилось ночное летнее кафе. Потом кафе убрали, а площадка стала использоваться исключительно как гигантская кормушка для кормления голубей. Сердобольные старички и старушки в зимнее время заходили в магазин, покупали какую-нибудь дешёвую крупу и кормили голодающих птиц, Сейчас лето, но наглые голуби настолько привыкли к тому, что для них открыта столовая, что каждое утро сидят на краю крыши магазина и жилого дома и ожидают когда начнут рассыпать крупу.  Или слоняются по «столовой». Людей не боятся. Маленькие дети бегают по площадке  за голубями, те только увёртываются от них, даже не взлетая. Взрослые любят фотографироваться, вытянув руки. Тогда голуби садятся на них, даже если в руках и нет ничего. Громкие заявление некоторых родителей об антисанитарии и опасности заболеваний остаются не услышанными. Благо никто пока не заболел.
    Ларёк расположен  в противоположной от дороги на рынок стороне, но к Саиду ходят. Появились уже и постоянные покупатели. Часто подходят женщины. Саид –высокий, смуглый, симпатичный, в белой короткополой шляпе. У него сейчас другая проблема. Надо ехать домой, в Таджикистан. Родители подобрали ему невесту. Но если он женится, то придётся сорок дней жить в Таджикистане с женой. Таков обычай. А за эти сорок дней могут его и в армию отправить. И ехать надо, и рискованно.
   Смешно читать его надписи на ценниках. У них в кишлаке русский не преподавался, он уже говорит неплохо по-русски, но с письмом вообще беда. Поэтому и красуются на товарах надписи типа «фасол бели», что означает  «белая фасоль». На мешке с семечками  вообще надписи нет. Слово трудное, кроме того, и так все видят, что это –семечки. Ценник только стоит -50 руб. кг. Но на  втором мешке семечек, поставленном рядом с первым, надпись появилась. Семечки те же самые, и цена такая же, но это, как он говорит, самый ходовой товар.
    На мешок прикреплена бумажка, на которой рукой Саида старательно выведено «Для птиц».  Что скажешь? Есть вот у человека коммерческая жилка!