Пушечный двор

Наташа Лазарева
          Пушечный двор в Кремле – это музей, кузница и кафе. Первым мы посетили кафе. Потому что уже нагулялись по Кремлю, и всё же, направились к туалету. В платный не хотелось. Хотя бы потому, что туда стремились толпы туристов. Я сказала детям: «Пошли в кафе! Заодно отдохнём, перекусим и фотоаппараты подзарядим».
          Кафе понравилось. В просторных залах – столы, крытые скатертями, телевизор, аквариум, зона отдыха, вполне приемлемые цены. Гардероб и туалеты внизу.

          Вторым пунктом была кузница. Небольшое помещение, несколько лавочек: сувениры, сувениры, сувениры, сладости. И типа кузница. Ну, не поверила я, что любой ребёнок, стуканув молотом по железному боксу, выковывает памятную монету. Но внука разочаровывать не стала, протянула двести рублей, чтобы выковал себе сувенир.
          Дочке тоже приобрела сувенир, не без приключения. Дочка собирает миниатюрные игрушки. Любые. Деревянные, глиняные, стеклянные, металлические. Я выбирала из сантиметровых медведей. Но они, хоть и отлитые из одной формы, были разными по цвету. Я потрогала одного, другого, третьего, растерялась. Поставила на место, сказала продавщице: «Сейчас, дочку позову, пусть сама выберет». Внук в это время махал молотом. Дочка фотографировала. Едва монета оказалась в руках Китёнка, ко мне подбежала продавщица медведей: «Вы мне заплатили за фигурку?» Я изумилась: «Я не выбрала медведя…» Она вцепилась мне в рукав: «А, Вы взяли себе медведя?» Я могла бы оскорбиться. Но, помятуя свою работу в качестве продавца, вежливо ответила: «Уважаемая, Вы должны знать, сколько единиц товара у Вас выставлено. Пересчитайте своих медведей сначала, и будьте внимательны впредь. Все на месте? А, если бы не хватало? Вы бы меня обыскивали?» Дочка выбрала фигурку, я отдала ещё две сотни, и мы ушли в музей. Внук спросил: «Что хотела от тебя эта тётенька?» - «Ничего. Работа продавца достаточно тяжёлая, чтобы стать нервной. Наверное, у неё уже воровали товар. Сувениры маленькие. А платить недостачу надо из своего кармана. Только она странная. Если человек украдёт что-то, разве признается? Ну, представь. Я стырю мишку. Продавщица подойдёт с вопросом: «Вы взяли?», и я такая: «Да-да, вот здорово, что Вы догадались! Раз вычислили меня, с удовольствием отдам Вам деньги!»

          Музей Пушечного двора порадовал. Хотя бы тем, что на улице началась метель, а внутри было тепло и уютно.
          Музей размещён в южном ризалите восточного (Главного) корпуса Пушечного двора и приспособленном к нему здании Кордегардии. В XVIII веке здесь располагалась литейная яма, теперь она покрыта толстым стеклом, по которому можно ходить. Но страшно. Если на фото я улыбаюсь, стоя над ямой, то кто бы видел, как я на ту точку продвигалась. Разве что не ползком. Поскуливая и задерживая дыхание, по сантиметру продвигая ступни по металлической раме, всё дальше от каменного пола. Но, я – молодец, встала в позу и сделала довольное лицо.

          В 80-е годы XVIII столетия Пушечный двор был реконструирован. Руководил работами учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор и инженер Августин Бетанкур, по проектам которого реконструировался Тульский оружейный завод, строились многие знаменитые инженерно-технические сооружения Российской империи.
          Казанский Пушечный двор был одним из крупнейших в России, занимая третье место, после Петербургского и Брянского. Поэтому неудивительно, что в 1812 г., в эпоху наполеоновских войн, император Александр I выделил полмиллиона рублей на реконструкцию Казанского пушечного двора. На эти деньги был построен примыкающий к кремлевской стене западный корпус, в котором было оборудовано 32 кузницы. Здесь чинились искореженные орудия, отливались новые пушки, изготовлялись лафеты. Но, после пожара в 1815 году, производство оружия в Кремле, существовавшее 200 лет, прекратилось навсегда. Здания передали Юнкерскому училищу.
          Что там было дальше, не знаю. А путеводитель остался у дочки. Современная информация: после завершения реставрации здания, в 2014 году здесь начали реализовываться выставочные проекты.
          Кстати, насчёт путеводителей. Лучшим оказалась бесплатная карта, выданная нам на стойке в гостинице. В магазинах и сувенирных лавках подобная продукция двух сортов: слишком дорогая или слишком никакая.
          Музей нам понравился. Нам, как уже говорилось не раз, нравилось всё.
          Из Пушечного двора мы направились в Эрмитаж.