Спите, шепчу я вам

Татьяна Лаевска
На другой стороне войны, на другой стороне Вселенной
Жду связавшей нас тишины, как свободы военнопленный,
Жду, как грешник в своем аду - мимолетного взгляда бога...
Нет, конечно, письма не жду. Это было бы слишком много.
Память мелко клюет висок. Свет пульсирует тише. Тише.
Упускаю слова в песок, чтобы их никто не услышал.
Я, конечно, за вас молюсь - как позволено только детям.
Вы мне снитесь. А я вам - снюсь?
...Я не знаю, что вам ответить.»

Эйрел.

…И я говорю,   имеется нечто, что  невозможно вписать в  ясную картину  мира.
Сны?
СНЫ.
СНЫ!
Откуда в нашей простой жизни,  где все известно  как  собственные пять пальцев,  каждый вечер возникает нечто столь необъяснимое.

Другая жизнь...  Ученые считают, что во время сна встречается особый период, называемый «парадоксальным». Длится он около  двадцати минут,  и повторяется примерно раз в полтора часа. Почему   так? Потому, что интенсивная нервная деятельность в состоянии  глубокого сна и является парадоксом.
Младенцы часто беспокойны по ночам  потому,  что их тревожат периоды парадоксального сна. При этом у них  появляется взрослое выражение лица. Это  гнев, и радость, и грусть, и страх, и удивление, - то есть чувства, которые они еще и не испытывали.
Что это? 
Воспоминание  о прошлом?
О чьём?

Но в принципе,  я даже не об этом. Лишь два писателя из прочитанных  мной, как-то пытались объяснить сон как некую иную жизнь.  Не толковать сны, заметьте, а рассказать об  их реальности...  Один - Бернард Вербер… Он в своей "энциклопедии абсолютного и относительного" - о народе снов , о реально существующем  народе, который сон считают такой же полновесной  жизнью, как и  жизнь  дневную.

В семидесятых годах  американские этнологи обнаружили в дебрях  Малайзии примитивное племя сенуа, вся жизнь которого была подчинена снам. Племя  и назвали – «народом снов».  Каждое утро  все говорили только о том, что видели ночью во сне. Если  кто-то напал на соплеменника во сне, то должен был извиниться и заслужить прощение....

Мир сновидений у сенуа был более познавательным, чем реальная жизнь. Если ребенок говорил, что встретил во сне тигра и убежал, его заставляли увидеть хищника следующей ночью, сражаться с ним и убить.

Вы видите сны?
Вещие?
То есть, они как-то влияют на вашу жизнь?   
Вопрос совсем не праздный. Оказывается, более  полутора тысяч лет назад   регион, скажем условно, Урал - Кавказ – Волга - Дунай,  занимали могущественные  хазары… Властительной жреческой кастой в их среде  были Ловцы Снов… Рассказал об этом сербский  писатель  и мистик  М. Павич. Тему легко исказить дилетантским суждением, потому не берусь комментировать. Хотя мне это показалось  настолько интересным, что захотелось поделиться с вами.

По сути, темнота имеет свойство придавать снам значительность. После сумерек математика сна обретает собственные законы и логику. Небесные письмена во  сне не складываются ни в слово, ни во фразу…. Но знаки часто одни и те же, и всегда подразумевают одно и то же… Только, нам не известно, что именно….

У хазар был культ сна. Они умели входить  в чужие сны и, проносясь сквозь них,  отлавливать  добычу, которая им заказана,  - человека, вещь или животное.

Покровителем Ловцов снов была хазарская принцесса Атех. Она - поэтесса. Но ее поэтический талант напрямую связан с путешествиями во сны. Не в свои, а в чужие  сны. Далеко не безопасно такое путешествие. Вот принцесса объясняет  случай гибели одного из ловцов. 

«…. Нет сомнений, что он достиг одной из вершин своего искусства, что он молился в храмах чужих снов. Он все это делал с таким успехом, что ему начала покоряться прекраснейшая из существующих материй - материя сна. Но даже если он не сделал ни одной ошибки, поднимаясь наверх, к Богу, ... он    сделал ошибку на обратном пути, спускаясь в  наш мир с той высоты, на которую вознесся. И за эту ошибку он заплатил. Будьте внимательны при возвращении, -  предупреждает  принцесса,  - Плохой спуск может свести на нет счастливое восхождение».

Атех, да и  все они  обладали способностью направлять в чужие сны послания, свои или чужие мысли и даже предметы. Атех могла войти в сон человека, который моложе ее на тысячу лет, любую вещь могла она послать тому, кто видел ее во сне, столь же надежно, как и с гонцом на коне, которого поили вином. Только намного, намного быстрее…

 Если правильно читать ее стихи, а тогда именно так их и читали, то они тоже о снах…

«Я посадила розы в твоих сапогах, в твоей шляпе растут левкои. Пока я жду тебя в своей единственной и вечной ночи, надо мной как клочки разорванного письма шелестят дни. Я складываю их и разбираю букву за буквой твои слова любви. Но прочесть я могу не много, потому что часто встречаю незнакомый почерк, и рядом с твоим письмом оказывается страница чужого, в мою ночь вмешивается чужой день и чужие буквы». 
                Принцесса Атех.

Тайна – это единственное, что мы можем вынести  из сна. И хоть при этом ты  вроде и не понимаешь ничего, но непременно должен объяснить себе всё. Да и прошлое напоминает забытый сон. Это особый, полный впечатлений и переживаний мир, который заключен где то внутри нас. Так хочется  узнать, что происходит с этими снами: они растворяются в…( я не знаю  даже, где…) или переселяются в сознание человека, который их прочитал. Или, может, они расплываются по пространству и остаются, невидимые и рядом с
нами…. Ты возвращаешься к яви с обрывками привидевшегося   во сне рая…

Галлюцинации? Вы пришли поставить диагноз? Говорят,  верить или не верить, это совершенно неважно. Говорят,  нужно просто задавать себе все больше вопросов. Сон – это  та глубина  в нас, которую не вычерпать никогда.... Он – древнее нас  с вами....
 
«…Имя мое - сон. Я - первая Ева,...имя мое -Лилит,
 Я создана смешением Истины и Земли…
И я не смею ни шагу шагнуть  назад….»,

-  как заклинание вторит принцессе писатель М.Павич.
Спите, шепчу и я вам, надо спать ….Столько глаз — все закрыты. Произнеси одно слово, пусть даже шёпотом, — и  разбудишь весь город.