Ты меня уважаешь?

Римма Стаханова
Владимир Ильич (рассказ не о Ленине) зашёл в гости к своему давнему приятелю. Когда-то они вместе работали. А теперь один на пенсии, а другой безработный.
   - Здорово, друг! В гости-то можно зайти? – вежливо спросил тот.
 Анатолий Иванович смерил гостя оценивающим взглядом и нехотя сказал: « Проходи, раз пришёл». Тот снял свои стоптанные башмаки, аккуратно поставил их в уголок и проследовал за хозяином на кухню.
    - Чайку? – спросил Анатолий и достал чашку.
    - А покрепче-то ничего нет? –  и гость ожидающе посмотрел на Анатолия.
    - Можно и покрепче. Только я смотрю, ты увлёкся не на шутку  допингом. Так ведь и спиться недолго, - попробовал остановить гостя хозяин.
   - Нет, ты за меня не волнуйся. Я норму знаю. Так как, нальёшь чего покрепче?
Анатолий Иванович знал своего друга, как облупленного. Тот не отстанет, пока не получит своё. Достал стопку, налил водки и, выловив из банки два огурца, положил на блюдце.
   - Во, это совсем другое. Прямо, как ангел прошёлся по нутру. А помнишь, Толя, как мы с тобой раньше хорошо отдыхали? Идём, бывало с работы, а тут и ларёк пивной рядышком. Выпьем пару-тройку кружек и по домам. А сейчас чё-то не весело жить стало. Никакой радости в жизни. Ты хоть пенсию заработал, а я вот сижу на шее у жены. Всё грозится меня из дома выгнать. А куда я из своей квартиры пойду? Я ей так прямо и сказал: « А не пошла бы ты сама куда подальше. Я горбатился на заводе, здоровье вот своё подорвал, а ты просидела всю жизнь в своей конторе на мягком месте. Теперь ты обязана меня кормить». Ну, ты знаешь мою, она за словом в карман не полезет: « Ты мне всю жизнь испортил, алкоголик хренов. Если не устроишься на работу, не буду  тебя дармоеда кормить».
     Гость тяжело вздохнул: « Налей, друг, ещё».
 Анатолий Иванович  смерил гостя уничтожающим взглядом. «Дружба дружбой, но наглеть-то зачем? И зачем я впустил его? А всё моя жалость. Правильно мне Маргарита говорит, бесхребетный я».
    - Давай  так. Я тебе ещё стопочку налью и, давай домой иди. Скоро жена вернётся, тогда обоим достанется, - попробовал урезонить друга хозяин.
   - А ты чего, боишься что ли жену? Ну, ты даёшь!
    - Боюсь, не боюсь, это моё дело. Уважаю скорее, - утверждающе добавил он.
    - А меня ты уважаешь? – задал вопрос Владимир и, не дожидаясь ответа, сказал:
      -  А помнишь, как мы с тобой тогда, выходим из проходной, а пивной ларёк разбирают. Вот кому он мешал, скажи? Стоял и стоял. Можно было после смены расслабиться, - жалостливо сказал гость.
    - Правильно и сделали. Не помнишь что ли, сколько несчастных случаев было? А всё по тому, что мужики умудрялись в обед бегать  к ларьку. А там  ещё и водочки добавят в кружку.
    - Ну и что? Кому что на роду написано. Причём тут ларёк? А теперь знаешь, что там? Автостоянка. А нам-то  она пошто? У нас машины нет.
     - Это у тебя её нет, потому что больше пропивал, чем зарабатывал, - сказал Анатолий и пожалел об этом.
   - Что? А ты у нас значит пушистый. И не пил, и жене не изменял. Надо же, с кем я за столом сижу. Выбился в люди? Как же, пенсионер заслуженный! А я думал, что мы ещё друзья. Не уважаешь? Ну и ладно, - и мужчина встал из-за стола.
   - Да, ладно тебе, не сердись. Тебе же скоро тоже на пенсию. Справки-то собираешь? –попробовал примириться с другом Анатолий.
   - А вот этого не надо! Я сам знаю, что нужно делать. Ты лучше налей мне ещё стопочку, и я пойду.
Анатолий Иванович выполнил просьбу друга, и тут в дверь вошла Маргарита, жена.
   -  Так! И что тут у вас за посиделки? Владимир, ты чего побираешься? У нас тут не фонд благотворительности. И милостыни мы не раздаём. Иди домой. А ты чего сидишь? Выпроваживай своего дружка, а то и оба уходите! Ко мне сейчас гости придут.
    Владимир смотрел на своего друга и глазам не верил. Тот сидел, как побитый щенок, а недавно его, Владимира, учил уму-разуму. Да, что жизнь с людьми делает.
    - Ты хозяйка, не кипятись. Я сейчас уйду. Только вот друга моего ты не смей обижать. Мы с ним знаешь сколько вместе? Полсотни лет! Всё с ним прошли, и огонь и медные трубы.
    - Да твои трубы уже все проржавели от спирта. Иди, пока я тебя не вытолкала взашей.
   Гость печально смотрел на приятеля. Надо же, какая мегера ему досталась.
    - Ладно, я ухожу, - сказал он и, обращаясь к другу, добавил. – Держись!
    Владимир Ильич шёл домой, вспоминая молодые годы. Как им хорошо жилось! Весело было, и вся жизнь была впереди! А сейчас что? Жена не уважает, достойной пенсии нет, дети не прислушиваются к родителям, сами хотят жить. Вот чего мы добились в жизни. И кто виноват в этом?
   А Анатолий дома увещевал свою жену:
    - Чего ты набросилась на мужика? Ему и так не сладко живётся.
    - Ой ли? Чего это ему не сладко? Не мог доработать до пенсии, уволили с работы, кто в этом виноват? А всё та же водка. Так что, муженёк скажи спасибо мне, что вырвала тебя из лап алкоголизма. Или ты хотел бы со своим другом и дальше плыть по течению? Кстати, слышала я одну хорошую новость: Скоро на предприятиях будут установлены алкотестеры, так что даже с запахом не пройдёшь, не то, что пьяным.
        …И настали такие времена. А хорошо это или плохо? Всех сравняли – и пьющих, и не пьющих. Все дышат!  Кто-то говорит, что это унижает человеческое достоинство. А разве вид пьяного человека, матерящегося, потерявшего человеческий облик, не унижает человеческого достоинства? Мнений много. Но результат на лицо. Кто ценит человеческие отношения, семейные узы, тот держится за работу, думает о том, какую процедуру  ему предстоит пройти на проходной. Человек должен всегда оставаться человеком.
     Маргарита Васильевна встречала гостей. Пришли родная сестра Галина с мужем Аркадием.
     - Проходите, дорогие, в зал, я пока чайник поставлю, -  и она ушла на кухню, где муженёк смотрел по телевизору футбол.
     - Выйди хоть, поздоровайся. Не хорошо так гостей встречать.
    Анатолий оторвался от просмотра и, зайдя в комнату, поприветствовал родню жены.
     - Толя, я хотел с тобой поговорить, - сказал Аркадий. – Давай куда-нибудь уединимся.
     Они вышли на балкон. Свежий воздух приятно обдувал лицо.
    - Ты не куришь? Я покурю, ничего?  - спросил разрешения свояк.
    - Так о чём речь пойдёт? – поинтересовался Анатолий.
Гость, выпуская кольца дыма, медленно произнёс:
    - Я хочу бизнес свой открыть. Автомастерскую. Пойдёшь ко мне работать?
    - Ты сначала открой, потом приглашай, - ответил хозяин и спросил: «А почему меня? Я в машинах не больно разбираюсь.
    - Ну как? Ты же не пользуешься мастерскими, сам всё делаешь, - удивлённо  произнёс Аркадий и добавил. – Мне нужен надёжный человек, не пьющий. Только ты!
  Пока мужчины вели разговор про бизнес, женщины обсуждали текущие вопросы.
    - Галя,  я тебе благодарна по гроб жизни. Помнишь, как мы жили? Вспоминать страшно. И что интересно, ведь я сама пристрастилась к выпивке. Сначала ругалась с Толей, а потом плюнула и тоже с ним начала пить. Не заметила, как спиваться начала. Дети меня ругали, даже внучка трёхлетняя как-то сказала: « Бабушка, ты пьяная. Ложись, спи».  А ты молодец! Хватило тебе терпения. Но признаюсь, тяжело было. Всегда хотелось выйти из-под твоего контроля. И ругала я тебя и выгоняла, помнишь? А когда Анатолия еле откачали, вдруг поняла, что ведь на волосок от смерти находимся.
    - Ну и слав Богу! Теперь-то не хочется выпить?
    - Честно? Хочется иногда, но помню твои слова: беда не в том, что выпьешь, а в том, что за этим последует запой, - призналась сестра. – Да, целый год можно выкинуть из жизни. А как же люди годами пьют? Дети наши теперь не нарадуются.
    Сёстры накрыли на стол и позвали мужей.
   - А мы обсудили все детали, и Толя согласился на меня поработать, - только успел сказать Аркадий, как Анатолий тут же возразил:
   -  На себя поработать, друг, на себя. Я твоим собственником не являюсь.
  Долго сидели родственники за столом и что только не переговорили, разошлись за полночь.
    - Толя, раньше я удивлялась, о чём можно говорить на трезвую голову? А теперь понимаю, какое это счастье быть таковыми. Плохо только то, что нельзя даже чуть…
    Она не успела закончить фразу. Анатолий обнял жену и повёл в комнату.
   « Да ну её… в болото…» пропела Маргарита и, подчинившись власти мужа, позволила увести себя в опочивальню.
    Как хорошо, когда дома мир и покой, и голова не болит с похмелья.