Мёртвому припарки

Алла Чурлина
или с каким «Йедерманном» Зальцбургский фестиваль приближается к юбилейному сезону в 2020 году


Размышляя об истории смерти богача Йедерманна, я в очередной раз прихожу к мысли о равнодушии. Когда оно достигает своих пределов — массового равнодушия к происходящему, — открывается «ящик Пандоры» и безумие охватывает планету землян: так неистово губить свой дом, свою среду обитания, так чудовищно безрассудно распоряжаться жизнью своей и других, не понимая взаимосвязанности всего и всех.

Смерть неизбежна и нелицеприятна, она регулятор сознания и энергозатрат, она же освобождение. От чего или кого? Действительности от бесполезности или себя от беспросветности? Это вообще чьё дело: уходящего в сожалении о покидаемом/-ых или невосполнимости для остающихся? Она красива? Да, у Смерти много ликов и функций. И она красива своим величием над судьбой человека. И ей не безразлично, когда и за кем она приходит. А нам тоже не безразлично — как она приходит за нами.

У персонажа мистерии Гофмансталя было много вариантов проигрывания своей смерти. И всё же его, Йедерманна, уход больше касается нас, остающихся, нас, сидящих и внимающих возможным сценариям ухода собственного. Нас, рано или поздно начинающих терять родных, близких, друзей, кумиров, соседей и себя самих. Смерть часто наступает задолго до физического исчезновения, она начинается с нарушений психики или (что, практически, одно и то же) с потери души, с утраты ценностных критериев для себя и для других, с отупления мозгов, с включения защитных механизмов от невыносимости боли и страданий. С полного равнодушия к бытию.

А если всё в порядке, в том пустозвонном «нормально», в том безграничнодозволенном в цепочке "деньги-власть-... вечность"? Ну каким же он должен уходить их этой жизни — ни в чём себе не отказывающий человек, — чтобы нас задело, проняло, выбило из колеи комфортности, разуло глаза и душу навстречу другим, кто рядом. Заставило НУ ХОТЬ ЧТО-ТО делать не для себя, а во благо ближнему. Какими могут предстать перед нами человек и его дело, чтобы протрезветь и прозреть в смысле своего земного существования? Чтобы нам было его жалко, чтобы скатились слёзы, вырвался тяжёлый вздох, опустились руки и погасло внутри нас вместе с его потерей. Если есть гармония жизни, то есть и гармония смерти. Как принять её легко, спокойно, достойно? Как уходить любя?

Были «имяреки» умные, хитрые, жестокие, гордые, чванливые, мстительные, безнравственные, самовлюблённые, высокомерные, безбожники, — разные в своих негативных проявлениях к окружающим. Всех их объединяла жажда жизни и деятельности во благо капитала. Но ещё никто не пробовал сыграть простофилю. Вы сомневаетесь, плывут ли к рукам таких деньги? И такое бывает. Вы удивляетесь, что деньги их не вразумляют? Это сплошь и рядом. Вы скажете, что о таких вряд ли будут сожалеть? Если они никому не несли света. Легковерный бездельник и оболтус-недотёпа вызывают скорее улыбку, чем негодование, а там и до блаженного близко. Невежественный несмышлёныш. Доверчивый и застрявший в детскости проявлений. Таких Йедерманнов ещё не было.

А по факту детскости несформированной души, жизнь для них — забавная нескончаемая игра, игрушка. Плохого или уродливого, тяжёлого или болезненного они в своей жизни не замечают, как и ребёнок невосприимчив к плохому, если это не доставляет ему физической боли. Если взрослый рядом не обратит на это его внимания. Богатый глупец в состоянии отгородиться от всех бед и хлопот жизни. Он верит в незыблимость своих прав и несокрушимость своих защит. И, конечно же, этот недотёпа должен любить по-своему жизнь, быть азартным в собственной глупости. Он должен быть милым. Не командным, но озорником. Он должен позволять себе то, что другим хотелось бы, но они не смеют. И потому так приятно находиться в его обществе, «греться» у огня его наивности.

Эти мысли связаны с тем, что продемонстрировал в прошлом 2017 году премьерный новый «Йедерманн». Вместо самых разноплановых погружений и тонкостей человеческого порока и его наказания с финальным просветлением получился тяжеловесный постамент пошлости. Я не буду повторять, о чём писала в статье «Спектакль-провокация», но попыталась сейчас выстроить совсем другой образ главного героя, который на фоне этой пошлости (нашей сегодняшней действительности) всё же смог бы завоевать зрительское понимание, сочувствие и сожаление в связи с его кончиной. Если же всё оставить как было в прошлом году, Зальцбург потеряет своего Йедерманна целиком и полностью. Потому что бездарно.

Реанимации не подлежит.


04.07.2018