И. Н. Крамской. Судьба дочери Софьи

Койфман Валерий
Судьбы детских персонажей, изображенных на картинах знаменитых художников

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

На вопрос, знаком ли Вам художник Крамской, подавляющее большинство ответит утвердительно. Его картины, выставленные в Третьяковской галерее, Русском музее и других собраниях более чем известны и многократно растиражированы.
Но если имя самого Крамского известно всем, то о его любимой дочери Софье наслышаны очень немногие.
Удивительно, как судьбе удалось сделать прекрасного человека, прекрасную, даже знаменитую художницу, никому не ведомой!

И.Н.Крамской «Неизвестная». Ну, кто не видел знаменитую "Неизвестную" Крамского? ...
На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки. Царственная, таинственная и немного грустная.

Имя художницы Софьи Ивановны Юнкер-Крамской, любимой и единственной дочери известного художника И.Н. Крамского, до сих пор было известно немногим даже среди специалистов. Есть много информации о том, что дочь И.Н. Крамского даже позировала для картины "Неизвестная".

Софья Ивановна Крамская родилась 21 августа (2 сентября) 1867 года в семье художника Ивана Крамского.
Мать - Софья Николаевна Крамская (1840-1919, урожд. Прохорова), была ранее в гражданском браке. Братья: Николай (1863-1938), архитектор;  Анатолий (1865-1941); Марк (ум.1876) - брат;

Соня окончила частную женскую гимназию. Благодаря творческой атмосфере, царившей в родном доме, рано почувствовала интерес к живописи. Отец старался развивать художественные навыки дочери и стал её первым учителем, у которого она обучалась живописи в течение двух лет.
После смерти отца занималась рисованием под руководством А. Д. Литовченко, брала уроки акварельной живописи у А. П. Соколова, пользовалась советами А. И. Куинджи.
В начале 1890-х годов посещала частную живописную школу в Париже, где её опекал старый друг И. Н. Крамского скульптор М. М. Антокольский.
Живописный портрет И. Н. Крамского, исполненный ею в год его смерти (1887), стал одним из самых ранних её произведений и принес художнице известность.
В.В.Стасов включил этот портрет (точнее офорт, выполненный с него В. В. Матэ), в свою большую статью о Крамском.

В детские годы Соня среди знакомых считалась некрасивой, но в юности, как это случается со многими девочками, похорошела. Однако для отца она всегда была самой любимой моделью.
Даже когда девочке из-за болезни обстригли волосы и у неё на голове отрастал неровный ёжик (Соня пыталась прикрыть его кружевной косынкой), - на полотне отца дочь-подросток предстала с бездонными глазами.
Соня дружила с дочерьми Павла Михайловича Третьякова - Верой и Сашенькой, - будучи их ровесницей. Вера (в замужестве Зилоти) позже вспоминала: «Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, весёлая и необычайно талантливая к живописи… В 16-17 лет Соня… похорошела, волосы отросли. Фигура у неё стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Её весёлость, остроумие и обаяние привлекали к ней много поклонников».
Её «силуэтом» восхищался Репин, ученик Крамского, за ней всерьёз ухаживал 30-летний Альберт Николаевич Бенуа, но в свои 30 лет он казался шестнадцатилетней Соне слишком «старым».
В 1882 году Соня была помолвлена с Сергеем Боткиным, молодым врачом, представителем известной медицинской династии. Родственники торжественно отметили помолвку молодых.
Крамской написал великолепные парные портреты жениха и невесты.
Но помолвка расстроилась, так как Сергей Боткин неожиданно для всех влюбился в подругу своей невесты Александру Третьякову. Портрет Сергея ушёл в дом Боткиных, а портрет Софии остался в мастерской Крамского на Васильевском острове (ныне - в Государственном Русском музее, ГРМ).
Эта работа - лучший живописный портрет С.И.Крамской (1882). Современники сравнивали его с портретами Ван Дейка. В изысканном силуэте фигуры девушки в светлом платье, изображенном на темно-малиновом, сгущающемся в черноту фоне, прочитывается незащищенность а, быть может, и предчувствие судьбы.(Впоследствии Сергей Сергеевич Боткин стал профессором медицины и лейб-медиком, но до революции не дожил, внезапно скончавшись в 1910 году, в 50 лет от инсульта. А его брат Евгений Боткин, тоже лейб-медик, в 1918 году был расстрелян вместе с царской семьей.)
Вскоре Саша Третьякова вышла замуж за бывшего жениха подруги. Соня Крамская нашла в себе силы сохранить с ней приятельские отношения.
Софью спасла живопись. Шестнадцатилетняя девушка с головой ушла в работу и стала демонстрировать по-настоящему профессиональные успехи.
В другом портрете дочери «Девушка с кошкой» (1882, Киевский музей русского искусства) – дан совершенно иной образ. София изображена в резком ракурсе, прилегшей на диван. Автор подчеркивает изломанность и напряженность позы Софии. В почти остановленном взгляде девушки – душевная усталость. Тонкий и проницательный портретист, знаток человеческих душ и в первую очередь, любящий и внимательный отец, Иван Николаевич с интересом наблюдал за взрослением дочери, становлением индивидуальности, что и нашло отражение в работах художника.

В 1884 году Крамской, чтобы отвлечь Соню от душевных терзаний, вместе с дочерью отправился в заграничную поездку (заодно и своё сердце подлечить — он был уже очень болен). Путешествуя по Франции, Софья пристрастилась к живописным этюдам на плэнере.
Незадолго до смерти Иван Николаевич, тревожившийся за судьбу дочери: «Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь грозит превратиться в трагедию». Крамской оказался прозорлив. Жизнь Софьи Ивановны действительно была трагична, и причина трагедии таилась в роковых поворотах исторических судеб страны. Софья действительно долго не могла оправиться от удара, ни в кого не влюблялась и не выходила замуж. Только в зрелом возрасте, в 1901 году, когда отца уже давно не было в живых, она заключила брак с петербургским юристом финского происхождения Георгием Юнкером.
Одна из лучших ее живописных работ – «Спящая» (ГТГ, конец 1880-х – начало 1890-х годов). В облике изображенной на портрете есть что-то напоминающее облик самой художницы.
Судя по каталогам выставок, София Крамская выполнила серию портретов великосветской знати. Среди них выделяются акварельные портреты императора, императрицы, цесаревича и великих княжон (до 1942 года находились в Острогожской картинной галерее им. И.Н.Крамского). Связь Юнкер-Крамской с императорским домом не была случайным эпизодом.
Известно, что Иван Николаевич Крамской, несмотря на простое происхождение (он был сыном писаря из городка Острогожска), был принят при дворе. Александр III любил общение с талантливыми людьми. Сам Крамской не раз писал представителей царской семьи. В 1860 – 80-е годы давал уроки живописи и рисунка цесаревнам. Кстати сказать, старший сын Крамского Николай служил архитектором при Министерстве императорского двора.
«Портрет Великого князя Константина Романова в роли Гамлета (музей ИРЛИ – Пушкинский дом) поступил в музей в 1927 году через Государственный музейный фонд из Мраморного дворца, не датирован, имеет подпись: «Софiя Юнкеръ». Возможно, что Юнкер-Крамская присутствовала на единственном представлении «Гамлета» в 1899 году или на репетициях спектакля.
Вообще, Софья была признанной портретисткой, ее просто осыпали заказами.
С 1888 года Софья Крамская неоднократно и с большим успехом принимала участие в различных художественных выставках самого высокого уровня  в Академии художеств, в Обществе живописцев-аквалеристов, в художественном отделе Всероссийской ярмарки в Нижнем Новгороде и других. Замечательными были её жанровые картины. Она была известна и как книжный иллюстратор, оформляя, например, издания к юбилею Пушкина.
Вероятно, заказным был большой подписной парадный портрет актрисы Марии Гавриловны Савиной (1854-1915, актриса Александри;нского театра - Российский гос. академический театр драмы им. А. С. Пушкина). История создания этого портрета прояснена благодаря письму И.Е. Репина, который выступал посредником при его приобретении. Первый вариант портрета актрисе не понравился. Другой вариант, принятый актрисой, с черным веером, остался висеть в ее особняке, который по завещанию перешел в собственность Дома-интерната ветеранов сцены имени М.Савиной.

В 1916 году скончался муж Софьи Ивановны. А вскоре начались и другие беды — революция, гражданская война, смерть матери в 1919 году… Но Софья Ивановна, которой было уже далеко за пятьдесят, старалась приспособиться к новой жизни.
С 1918 года она работала в художественно-реставрационных мастерских Главнауки. Ей, глубоко верующему человеку, пришлось стать организатором антирелигиозного музея Зимнего дворца и иллюстрировать «Историю религии» в издательстве „Атеист". Ей, дочери Крамского, автора росписей купола Храма Христа Спасителя и христианских полотен.
Свою веру Софья Ивановна особо не скрывала, как и не скрывала христианское желание помочь ближнему. В Ленинграде мучилось много её знакомых из «прошлой жизни» - смолянок, фрейлин, просто лиц дворянского происхождения. Лишенные всего - жилья, имущества, службы и каких бы то ни было доходов, многие буквально голодали. Дочь художника помогала им устроиться на работу, пусть с самым скромным жалованьем, достать переводы, уроки, перепечатку на машинке, чтобы как-то выжить. Все это и вменили пожилой женщине в вину - и то, что «была очень религиозной», и то, что помогала друзьям…
В 2000-е годы ГТГ запросила материал о С.И.Юнкер-Крамской из закрытых архивов.
В ответ на запрос пришли копии личного дела Юнкер-Крамской из архива ФСБ РФ. Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года, обвинялась по статье 58-II УК РСФСР в контрреволюционной пропаганде. Ей вменялось в вину создание «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях…». Все, проходившие по делу, говорили о религиозности художницы, что усложняло её положение.
Софья Ивановна Крамская-Юнкер была приговорена как «чуждый элемент» к 3 годам ссылки в Сибирь, но из-за нервного потрясения у неё случился инсульт. С тяжёлым параличом она была отправлена в тюремную больницу ДПЗ. Её кое-как подлечили и через 4 месяца всё же послали по этапу в Иркутск.
Полупарализованная женщина добралась до Иркутска, но через три недели её перевели в Канск, через месяц, с ухудшившимся состоянием - в Красноярск.
15 октября 1931 года Юнкер-Крамская из красноярской больницы написала письмо Екатерине Павловне Пешковой, оказывавшей помощь политзаключенным. Софья Ивановна рассказала о тяжёлой болезни, о перенесённых во время ссылки двух операциях. В Красноярске с ней случился второй удар, отнялась левая часть тела. Её просьба состояла в смягчении участи: если нельзя вернуться домой в Ленинград, то пусть её хотя бы оставят в Красноярске до поправки здоровья и обязательно предоставят работу, ведь правая рука действует, не разбита параличом. «Я пишу и портреты, и плакаты, лозунги, афиши, вывески, иллюстрации, знаю фотографическую ретушь, раскраску фотографий, языки, я работать могу, люблю… Я собрала последние силы, чтобы написать Вам все это…».

28 февраля 1932 года было возбуждено ходатайство о пересмотре дела Юнкер-Крамской в связи с неизлечимой болезнью, а также в связи с тем, что ссыльная «не представляет… социальной опасности».
25 марта 1932 года София Ивановна вернулась в Ленинград. 31 июля 1932 года Юнкер-Крамская написала благодарственное письмо Е. П. Пешковой, сообщив, что собирается работать и дальше, насколько позволят силы.

В 1933 году художница умерла при странных обстоятельствах. Якобы, она уколола палец, когда чистила селёдку, и, по словам брата, «умерла от рыбьего яда (??)».

Реабилитировали её только в 1989 году за отсутствием состава преступления.
Судьба многих ее работ, находившихся в частных руках, в домах и усадьбах, разгромленных в период революции, осталась неизвестной. Мало что сохранилось. Что-то было уничтожено либо пропало в годы революции, что-то из собственных работ было передано ею в Острогожский музей, на родину отца, вместе с его картинами.
Софья Ивановна Юнкер-Крамская выступила одним из инициаторов создания в городе Острогожске Воронежской губернии, на родине отца - Ивана Николаевича Крамского - картинной галереи его имени.
Такова непростая судьба дочери И.Н.Крамского Софьи Юнкер-Крамской.
На протяжении нескольких десятилетий советской истории имя художницы Софии Ивановны Юнкер-Крамской было незаслуженно предано забвению. В последнее десятилетие ХХ века началось воскресение из небытия творчества Юнкер-Крамской. Оно все более привлекает ценителей и любителей искусства, произведения художницы занимают достойное место в музейных и выставочных экспозициях.