Повесть о приходском священнике Продолжение XIX

Андрис Ли
Похоже, дело ладится
Для Бируте...

Энтузиазм Алины просто поражал. Зачем ей это? Что произошло в её душе? Наверное, так нужно, это утешение Божье, помощь в трудный жизненный период. Ни в коем случае не стоит отказываться от помощи Алины, наоборот, надо стараться подбодрить её, кто знает, какую ещё важную службу она может сослужит нашей церкви.
— Ладно, есть одна идея, — меня в ту минуту словно озарило. — Если бы удалось договориться с Айнарой, то, немного прорепетировав, думаю, мы смогли бы достичь кое-какого результата. Поехали…
— Куда? И кто такая Ай… Айнара? — видя на моем лице безудержную решимость, Алина мигом воспрянула духом, и её темперамент опять овладел ею.
— Это одна барышня, когда-то пела в нашем храме, — говорю ей. — Вот с ней-то у вас точно всё получится.
 Я был уверен, что Айнара находится дома. Мои предположения оказались верными. Наш приезд настиг её, как говорится, врасплох. Женщина затеяла большую уборку во дворе, от этого там царил полный кавардак и беспорядок. Она застыла в растерянности и любопытстве, видя, как я пробираюсь к ней сквозь груды дров, прохудившихся лоскутов, ржавых листов железа. Бросив на землю метлу, Айнара машинально принялась поправлять неказистую одежду, вырвавшиеся из-под застиранного до дыр платка волосы, обмахнула пыльные сапоги.
— А мы вот к вам, — проговорил я, оглядываясь на Алину, что застыла возле калитки, глядя, как маленький кудлатый пёс яростно лает, клацая зубами на незваных гостей.
Чёрные глаза Айнары буквально пронизывали меня недоуменным вопросом о цели нашего визита. Не выдержав гнёта всевозможных догадок, она решила начать разговор сама.
— Вот… уборку затеяла. Светлое Воскресенье скоро, а у меня как после разрухи…
— Видим, — улыбнулся я, окинув взглядом всю ситуацию такого мероприятия, — может, помочь?
— Нет, что вы! Сама разберусь, давно уж пора было, только руки не доходили.
— А что в храме не видать вас? Или случилось что?
Айнара как-то робко пожала плечами, отвела в сторону глаза, закрыла их, еле слышно пробормотав:
— Достало всё.
От таких слов меня словно в жар бросило. Знаю, я никогда не отличался особой дипломатией и долгие прелюдии были мне чужды. Мало того, я постоянно путался в них, терялся и в конечном итоге переходил на конкретный разговор.
— Опять селяне заели? — спрашиваю, тяжело переводя дух.
— Не в этом дело, — говорит, как отрезает.
— Вы расскажите, вдруг легче станет. Быть может, не всё так страшно, и найдётся выход… Тогда так хорошо служба прошла. Ваш голос, он ведь очень важен у нас на клиросе. А вы пропали, вот не знаю, что и думать.
Женщина вздрогнула от моих слов, медленно подняла веки. В её глазах можно было прочитать недоумение, страх и обычное женское любопытство.
Айнара не отвечала, вопрос, казалось, повис в воздухе. Совершенно растерявшись, я взглянул на Алину. Девушка поняла всё без слов. Познакомившись с хозяйкой двора, Алина при всём своём обаянии быстро вошла к ней в доверие, разузнав при этом причину ее недоумения. Оказывается, сразу после первой службы к ней пришли в гости Валька с Ниной и наговорили всяких мерзостей. В частности, эти горе-певчие настоятельно просили, не стесняясь опускаться даже до угроз, чтобы Айнара больше не показывалась в церкви и близко. А ещё не вздумала жаловаться, так как якобы именно я послал их к ней сказать такое. Мол, её присутствие в церковном хоре, без того разлаженном, только вносит фальшь и раздоры.
Меня просто вывела из себя эта чудовищная ложь:
— Да как же такое может быть? — присев на трухлую бочку прошептал я. — Что ж за люди такие? Зачем?!
— Их не переделаешь, — тяжело вздохнула Айнара, — только одно обидно: почему именно я всегда стаю причиной их гнусных интриг?
— Как тут всё у вас сложно! — Алина не могла скрыть ярко выраженного возмущения. — Я-то думала, в храмах одна любовь да взаимопомощь, сочувствие.
— Не нужно обобщать, дорогая, — сказала Айнара. — Здесь речь идёт не обо всех, а конкретном приходе, я бы сказала, о нескольких надменных старушках-склочницах, которые грезят славой и собственным самодурством.
— А мы вот с Алиной приехали просить вас о помощи, — снова попытался выровнять разговор я. — Пасха скоро, службы такие важные, а у нас совсем всё плохо на клиросе.
— Простите, отец Виктор, но при всём уважении, в хор не вернусь и не просите! — Айнара даже отвернула в сторону голову.
— Вот Алина согласна петь в нашем храме, ей бы подучиться, понять, что к чему. Вместе вы прекрасно звучали бы.
— Нет и ещё раз нет! Увольте уж... Устала от всех этих переделок. Каждый раз одно и то же. Порой, кажется, что все мои беды от церкви. Не хочу да и не могу я. Ну как вы себе это представляете?
— Очень просто! — вмешалась Алина. — Если ситуация заходит в тупик, нужно начать всё сначала.
Скорее всего, то было единственное правильное решение на тот момент. Алине всё-таки удалось уговорить Айнару, приложив немалое усилие. Айнаре и самой, по всей видимости, хотелось согласиться, только этакая женская гордость убеждала немного покапризничать. Дело моментально обрело рабочий характер. После некоторых азов литургики взялись за пение. У Алины оказалось прекрасное контральто, — такой важный голос в женском хоре. Айнара брала то вторым, а то и выводила сопрано, радуясь общему успеху. Меня же не оставляло чувство благодарности Господу за Его неизреченную милость. Сама мысль о мелодичном, слаженном пении грела мне душу, вдохновляла. Занимались допоздна, с редким перерывом на чай. У Алины всё время возникало множество вопросов, она пыталась внести в пение что-то новое, благозвучное. И каждый раз натыкалась на одну и ту же проблему: нет партитур, нет книг, нет нот, нет инструмента. Наши с Айнарой доводы о том, что для нашего храма лучшего пока желать незачем и то, как их голоса звучат сейчас, — тоже  немалое чудо, не воспринимались. Да всё напрасно! Оптимизм и рвение разрывали Алину на части. Она на ближайшее будущее строила такие планы, от коих становилось порой даже не по себе.
Решили заниматься каждый день. Ввиду некоторых обстоятельств все занятия перенесли в дом Бабаихи, чему старушка весьма обрадовалась. Сама новость о новом хоре и умилительном пении настолько растрогали мою хозяйку, что она заплакала, словно ребёнок, долго крестилась на образа, шепча слова благодарности Богу.

Продолжение следует.....