Специальная океанографическая экспедиция

Борис Успенский 2
                СПЕЦИАЛЬНАЯ ОКЕАНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ.

    Специальная океанографическая экспедиция была создана и работала с конца июля 1970 года по 31 декабря 1972 года. Решение о её создании уходит в далёкий 1968 год, когда в штаб-квартире международной гидрографической организации в Монако встретились представитель института кубинской гидрографии молодой республики Куба Густаво Плассер Севейро и Начальник ГУНИО МО СССР адмирал Россохо А.И. на 9-й международной гидрографической конференции. Именно тогда появилась идея корректуры карт и планов морских портов и гаваней на острове Куба. Корректура была остро необходима молодому государству, так как последние гидрографические работы были выполнены более 50 лет назад силами гидрографов США. Государству же нужно было развивать морскую торговлю, а это - единственный возможный способ доставки товаров и грузов, как только морским путём. Прошедшее время очень изменило и порты и гавани, изменились глубины, имеемые морские карты морально устарели как, на них, так и на весь, по сути, Кубинский архипелаг. Американские гидрографы делали картографирование  острова Кубы почти 20 лет, но это при имеемых на то время условиях развития техники и способов координирования морских работ с целью нанесения глубин на будущие морские навигационные карты. Республика не могла выполнить эти работы из-за отсутствия подготовленных специалистов – гидрографов, а приглашать специалистов США в это время государство не могло из-за блокады «Острова Свободы». Обратиться, возможно, было только к СССР, который обладал всеми возможностями для проведения таких работ: имелось научная и практическая база, училища по подготовке инженеров-гидрографов, мощное картпроизводство и всемирно известное Главное Управление Навигации и океанографии, имеющая в своём составе опытную Океанографическую экспедицию и другие сугубо гидрографические подразделения. Вот почему и родилась идея создания Специальной Океанографической экспедиции, которую и просили направить в Республику Куба для производства этих важных работ для дальнейшего развития экономики  молодого социалистического государства.  СССР не могли отказать Кубе в этом важном деле. И не только поэтому, но и с точки зрения оказания возможности обороны Кубы от внешних врагов, а республика на тот момент времени не имела своего военно-Морского флота, а также и возможности базирования сил советского ВМФ, отдыха для личного состава, пополнения запасами продовольствия и воды. Советским Правительством было принято решение об оказании помощи Кубе в этом очень важном деле созданием Специальной Океанографической Экспедиции (СОЭ) на базе ГУНИО МО СССР с привлечением необходимых специалистов и из других морских ведомств, имеющих для такой ответственной работы специалистов.
    Костяком  СОЭ был офицерский, мичманский и рядовой состав ВМФ, а также ряда предприятий МО, ГУНИО МО, рабочие и служащие гидрографических предприятий, картпроизводства, отделов камеральной обработки, Министерства Геодезии и картографии СССР и так далее. В формирование СОЭ приняли все флота СССР: Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский. Каспийская флотилия, организация «Севморпуть», Океанографическая экспедиция, ЦКП и многие другие. Выбирали самых лучших, опытных и знающих своё дело офицеров. Из этих специалистов были созданы специализированные отряды: геодезический, топографический, гидрологический, гидрографический,  радиодальномерный, отдел камеральной обработки, отдел тыла, транспорта и обеспечения, а также лоцманская партия. Во главе СОЭ стоял штаб экспедиции. Экспедицию возглавил очень опытный офицер - капитан 1 ранга Вартаньян Сергей Ильич, заместитель по политической части капитан 1 ранга Любимов Виктор Михайлович. 
      В период подготовки Специальная океанографическая экспедиция должна была решить ряд важных задач, без которых невозможно было начать выполнение принятых решений.
     1. Главное и основное, что нужно было решить в первую очередь – это размещение членов экспедиции на территории Республики Куба.
     Для решения этой задачи Правительством Республики Куба были предложены:
     - Отель «Националь» - для размещения офицеров, мичманов, рабочих и служащих и их семей. Было принято решение Правительством СССР отправлять на работу в экспедицию с семьями, то есть с жёнами и детьми. Такое решение было принято по причине длительного срока работы экспедиции, с середины 1970 года до 31 декабря 1972 года, согласно подписанного между государствами контракта. Проживание в отеле предусматривало отдых, питание, обеспечение всех бытовых услуг. Причём за проживание в отеле платилось половины заработанной суммы членом экспедиции в местной валюте, часть заработка выдавалось на руки, а часть переводились в сертификаты с правом отовариваться в специализированных магазинах СССР «Березка». Это было выгодно для участников экспедиции. Охрана, проживающих членов экспедиции в отеле «Националь», осуществлялась специальным подразделением армии Кубы, находящимся на территории отеля. Для детей старшего возраста предусматривалось право учиться в здании посольской школы, а для взрослых предоставлялась возможность получать книги в посольской библиотеке, находящихся недалеко от отеля;
      - район порта Гавана «Регла» отдавался для размещения рядового состава катеров и для  стоянки самих катеров у причалов с водой и электричеством, а также для размещения складов материальных средств экспедиции. Там находилась столовая для личного состава и все условия для проживания и хранения, личных вещей военнослужащих;
      - здание Института Кубинской Гидрографии (ICH) для размещения и работы специалистов экспедиции, его штаба и отрядов, которое находилось на набережной порта Гаваны и имело свой причал, к которому швартовались суда и катера экспедиции, а  впоследствии и гидрографические суда. Аббревиатура из трёх латинских букв ICH  и над ней изображение розы ветров, стали символом экспедиции. Эти буквы и изображение  розы ветров были на форме членов экспедиции, на бортах грузовых и легковых автомашин. Весь состав экспедиции получил форму одежды по мере прибытия в экспедицию. В неё входило: кепи, полувоенная рубашка, брюки, ботинки на толстой подошве на шнурках, тёплая суконная чёрная куртка. Личному составу предусматривалось табачное довольствие в виде сигар и сигарет по одной в день и спички. Все катера и суда ходили под флагом советской гидрографии.
      2. Другая задача – определение геодезической опоры на всей территории Кубы для выполнения гидрографических работ, как по северу, так и по югу острова. Поэтому первым в экспедицию прибыли геодезисты. Эта было очень трудная работа, так как геодезическая опора устарела и была частично разрушена и утеряна. Необходимо было начинать с геодезического знака 1 класса. За этот знак была принята фигура Иисуса Христа на северной высокой стороне порта Гавана. В течение длительного времени при помощи гиротеодолита произвели астрономические наблюдения звёздного неба и решено более 100 астрономических задач, которые определили, что остров Куба нанесён на карты с ошибкой в несколько метров. Данный вывод был доложен Правительству Республики Куба, что было принято с благодарностью, и подняло уважение к работе экспедиции,  Это открытие было использовано  на благо государства и его защиты. После определения знака с высокой точностью координат, началась кропотливая работа геодезического отряда, который начал продвигать свою работу по северу и югу острова, строя новые знаки и определяя пункты рабочего обоснования для производства промерных работ.
     3. Перед началом гидрографических работ необходимо было определить и средний многолетний уровень, к которому необходимо было приводить все измеренные глубины в данный момент времени. Поэтому рядом с институтом был построен гидрологический уровенный пост, который был привязан к высотной основе. В нём был  установлен суточный мареограф и начаты регулярные наблюдения за уровнем моря. Данные этого поста потом были использованы на уровенных постах в местах проведения гидрографических работ, для внесения поправок в измеренную глубину на данный момент времени моря.
    4.Если геодезисты и гидрологи уже начали свою работу, то прибывающие самолётами «Аэрофлота» члены экспедиции должны были скомплектовать свои отряды и группы, получить материальную часть и начать рабочее слаживание, согласно штатному расписанию. Если многие офицеры-гидрографы знали друг друга по учёбе в училищах, то некоторые гражданские специалисты   впервые видели друг друга, как и личный состав больших и малых гидрографических катеров. На это тоже нужно время и время на обучение личного состава катеров к выполнению специфических задач. Командирами катеров были назначены мичмана, имеющие практику управления малыми плавсредствами, были подобраны старшие механики и умелые мотористы. Матросы на катерах должны были быть научены методам владения и работы с промерными эхолотами, промерными секстанами, устройствами для тарирования эхолотов и многое другое. Всё это было выполнено впервые месяцы начала работы экспедиции, были сделаны первые выходы в море, контрольные измерения и управления катерами при выполнении промерных работ.
      5 Большая нагрузка была на офицерах – гидрографах, которые по прибытию в экспедицию сразу же включались в работу в своих отрядах. Чтобы начать работу в море, нужно было получить координаты опорных пунктов у геодезистов, подготовить планшеты на твёрдой основе, нанести рамки планшета женевской линейкой, по координатам нанести опорные пункты и рассчитать те или иные сетки для нанесения мест определения нахождения катера в масштабе планшета. Не все прибывшие офицеры владели этой методикой, но быстро научились у своих товарищей, тем более, что этому их учили в училище. Ежедневно приходилось проводить учебные занятия и совещания по планированию предстоящих работ. К концу 1970 года, наконец, все группы и отряды были сформированы. Приняты зачёты на допуск к выполнению гидрографических работ, определены масштабы и планы работ. 11 января первая промерная группа в составе двух малых промерных катеров проекта 386 вышла в свой район работы в бухту Мариэль, где находилась Морская академия и база кубинских ВМФ.
      6. В это же время давно уже шла работа специальной лоцманской партии по написанию Лоции Кубинского архипелага на основе старой морской лоции. Работа шла успешно.
      7. Другая задача, которую пришлось решать практически на ходу – приведение морских карт из системы координат Ламберта в привычную систему координат Меркатора, в которой работали все гидрографы. Дело в том, что система координат Ламберта, распространённая на Кубе не учитывала угол схождения меридиан, так как была рассчитана на экваториальную часть земного шара и была повёрнута на 90 градусов, но это вносило определённую ошибку при пользовании морскими картами на судах. Это надо было пересчитывать и переделывать, что и  было сделано капитан-лейтенантом Барановским В.А. теоретически, а практически его помощником старшим лейтенантом Успенским Б.Е.
     8. Немаловажная задача возникала в экспедиции с жёнами и детьми специалистов. Они оставались на долгое время одни, когда их мужья работали месяцами в море или на берегу. Был создан местный комитет, который занимался проблемами занятости жён, и в этом им помогало Посольство, устраивая некоторых специалистов на работу в кубинские институты. Кроме того был решён и вопрос медицинского обслуживания женщин и детей. В экспедиции имелся свой врач и медсестра, но иногда требовалась и более квалифицированная медицинская помощь, в чём кубинская сторона никогда не отказывала. Предусматривалась и культурная программа для членов экспедиции: посещение пляжей, концертов, кино, детские праздники, отмечались дни рождения.
      И так все задачи были вроде бы решены и экспедиция начала выполнять главную задачу: производство трёх видов промера: прибрежный, морской и океанский.
     Наиболее трудный и объёмный промер – прибрежный, где требовалась высокая точность и оперативность  при работе на планшетах масштаба 1 : 2000, 1 : 5000. 1 : 10000, 1 : 25000, 1: 50000.
Масштабами 1 : 2000, ! : 5000, 1 : 10000, 1 : 25000 занимались промерные группы по портам и гаваням, а их было очень много. Обычно на каждый портопункт приходилось от двух до 4-5 планшетов, а то и больше. Основная задача выполнение работ в этих масштабах, а морской промер и океанский мог быть выполнен только после проведения прибрежного промера. Для их производства не требовались портовые группы и размещение промерных партий на каждом объекте. Этот промер выполнялся большими БГК и гидрографическими судами. Такая работа ещё была впереди.
     Вскоре и вторая промерная партия отправилась работать с южной стороны острова. Объём работы был просто колоссальный. Там был большой порт Сьенфуэгос, большой остров Пинос (Остров Хувентуд), громадная акватория залива Батабано, порт Сантьяго де Куба, порт Мансанильо и американская база Гуантанамо, где стояли боевые корабли США. ( Там естественно промерные работы не производились).
     Основные способы координирования были все применены при промерных работах. Это:  шлюпочный промер с разбивкой магистрали, обратная засечка, прямая засечка с использованием радиотеодолитных постов, комбинированная засечка, использование радионавигационной системы «Рым», радионавигационной системы «Координатор», РНС «Поиск – 1», РНС «Поиск – 2»,РНС Си – Фикс», а также промер с использованием аэрофотоснимков с привязкой по местности. Все РНСРНС, перечисленные выше использовались на юге острова, и только при производстве морского промера использовалась РНС «Координатор» и РНС «Си-Фикс» при работе в портопункте Ла – Изабелла.
    Работа шла напряжённо, ежемесячно подводились итоги, чтобы определиться со сроками выполнения контракта и уложиться в эти сроки. Уже к Новому 1971 году были выполнены промеры в гаванях и бухтах севера острова, но впереди было ещё очень много работы. Южная партия застряла и отставала от плана. Наиболее интенсивно работала промерная группа по портам севера и после Нового года эта группа перешла в бухту Банес, но впереди были большие бухты типа Нипе, но всё равно мы медленно продвигались на восток, то есть к концу работы. В начале февраля 1972 года в институт прибыла первая карта из ЦКП на Мариэль, которую делала первая промерная группа, под руководством Барановского В.А. Эта карта была показана руководству республики. В экспедиции был настоящий праздник. Мы видели результаты своей работы. Однако даже при интенсивной работе мы не успевали ни на севере, ни на юге. Часть офицеров из северной группы была отправлена на помощь, в том числе и старший северной группы капитан- лейтенант Барановский В.А. и северную группу возглавил старший лейтенант Успенский Б.Е. Однако и это не помогло. Южная группа отставала от графика. Командованием экспедиции было принято решение отправить часть семей в СССР, а офицеров отправить работать без отдыха. Первая группа таких семей отправилась домой в первых числах июня, а офицеры отправились почти на 7 месяцев в море, работать без отдыха и приезжали на один-два дня, чтобы сдать материалы, получить координаты, планшеты и другие данные и убыть снова в море.
     Интенсивность такой работы сказывалось на здоровье офицеров, но все понимали поставленную задачу и как офицеры и как коммунисты. Север Кубы был закончен к середине августа и теперь на эту группу возлагался план работ по системе РНС «Координатор» от мыса Сан Антонио на западе острова и закончить морской промер к концу или середине декабря. Эта работа началась, надо было пройти почти 10 тысяч миль.  Южная группа закончила залив Батабано и основные портопункты и тоже начинала морскую часть.
     Чувствовался уже приближающийся конец работ. Многие из экспедиции убыли домой, закончив работу. Это были геодезисты, топографы, группа написания Лоции Кубинского архипелага. Интенсивно работали только группы промера на севере и юге острова, прибыли ГиСу, которые начали свою работу по океанскому промеру.
      Штаб экспедиции начал подводить некоторые итоги работы за два года.
     Вот некоторые итоги работы СОЭ.
    1. Геодезический отряд совместно с кубинскими специалистами выполнили план работ на 320%          
        - Построено знаков - 970;
        - определено координат - 1511;
        - измерено полигонометрии - 537 километров;
        - проложено нивелирных ходов - 313 километров;
        - подготовлено кубинских специалистов -11.
    2.Лоцийной партией было выполнено:
        - пройдено более 8 тысяч миль и обследовано побережье Кубы с её островами, бухтами, портами и устьями рек;
         - сделано 1059 фотографий навигационных ориентиров;
         - составлена рукопись лоции кубинского архипелага на 1263 листах.
     3. Гидрологическая партия выполнила следующие работы:
        - построены и выполнены наблюдения на 58 мареографных постах и 33-х гидрологических станциях;
        - подготовлено 6 кубинских специалистов – гидрологов.
      4. Гидрографическими катерами выполнено более 82 000 линейных километров промера.
          Пройдено более 107 000 миль.
      5.Гидрографическими судами выполнено 87 000 линейных километров промера.
          Пройдено более 186 000 миль.
      6. Гидрографический отряд нанёс на планшеты более 599 500 глубин.
          Просчитано более 2 460 000 фазовых циклов.
         В портах и бухтах выполнено более 22 000 линейных километров промера
     7. Радиодальномерный отряд выполнил перестановок радионавигационных систем:
         - РНС «Рым» - 5 раз.
         - РНС «Координатор» - 9 раз;
         - РНС «Поиск – 1»     -30 раз;
         - РНС « Поиск-2»      -20 раз;
         - РНС «Си – Фикс»       9 раз:
       При этом транспорт прошёл 125 000 километров.
      8. Топографический отряд выполнил 1140 километров съёмок в 29 бухтах и портах. При производстве топогеодезических работ широко использовались современные методы аэрофототопографии. Это сократило объём полевых работ, обеспечило их досрочное выполнение при высоком качестве.
      9. Отдел камеральной обработки  выполнил обработку топосъёмки в 26 портах и бухтах;
           - вычерчено 96 планшетов;
          - промер обработан в 16 бухтах на 36 планшетах;
           - проложено 54 600 определений;
           - вычерчено 224 900 глубин;
           - подготовлено 2 кубинских гидрографа и 4 чертёжника.
        10. Тыловое обеспечение выполнило за 2 года:
            - развёрнуто полевых баз – 153;
            - работало автомобилей – 45;
            - перевезено:
                - продовольствия – 255 тонн,
                - других грузов – 850 тонн.
   В конце декабря были сданы последние документы, планшеты, ленты фазометров, кальки глубин и 30 декабря вылетел предпоследний самолёт в Москву с офицерами – гидрографами гидрографического отряда, а 31 декабря убыл штаб СОЭ. Работа закончена полностью и контракт выполнен.  Часть имущества была погружена на ГиСу и отправлена в Ленинград, часть катеров и промерных ботов были переданы в дар кубинской стороне. СОэ не просто закончила работу, но и оставила подготовленных специалистов, которые учились все эти два с лишним года гидрографическому искусству, а также была оказана и большая помощь в практике курсантов – кубинцев, будущих офицеров – гидрографов.  В память об СОЭ был выпущен значок, на котором нанесён остров Куба посреди моря, а на планке надпись «ICH – СОЭ», ниже кубинский флаг и флаг Советского государства. Сзади значка 1970 – 1972 и ниже СССР CUBA Институт кубинской гидрографии выпустил свой значок, которые вручали наиболее эффективным специалистам. Также был выпущен настольный знак из красного дерева старого маяка, на котором размещены два флага – кубинский и советский, роза ветров, а в центре на синем фоне остров Куба. Всё это размещено на медной отполированной пластине. Ниже флагов надпись «Республика Куба». На основании приклеена пластина из меди, на которой на испанском языке написано:
                EXPEDICION OCEANOGRAFIKA
                ESPECIAL
                PARTICIPANTE
                1970 – 1972
    31 декабря 2017 года исполнится ровно 45 лет, как закончилась эта большая, нужная для СССР и Кубы работа. Почти 300 человек работало в этой СОЭ. Многих уже нет, но память об офицерах и служащих должна остаться в памяти сегодняшнего поколения. За время работы экспедиция потеряла только одного человека, который скончался от инфаркта – это мичман ВОЛКОВ с Северного Флота, командир БГК – 479. Он скончался на отдыхе в Гаване и был отправлен домой в Мурманск. Очень жаль было этого замечательного строгого, но доброго человека и прекрасного судоводителя. Было бы неплохо найти весь список членов экспедиции и это возможно через архив ВМФ или МО РФ.

                Участник СОЭ, командир промерной партии по северу Кубы
                капитан 2 ранга в отставке Б.Успенский