Сердечная недостаточность

Юра Ют
(Manfred Heyde photo)


Заявка на короткометражку. По мотивам рассказа Драгунского «Душа моя».

Мир героев передается флешбэками. Основные события – в прошлом. Будущего нет. Из настоящего – только приезд дочери из США к постели больной матери в Россию.

Эпиграф:
"Nice, nice, very nice
Nice, nice, very nice
So many people in the same device"
© Аmbrosia band


- - - - - - - - - - -

Настоящее время. Бедный квартал Нью-Йорка. Маленькая квартирка Надежды, русской женщины (55). По обстановке видно, что она живет одна. По телевизору говорят по-английски, показывают протестные акции, показывают портрет Путина на обложке журнала «Time».

Раздается звонок. Надежда берет трубку.

Надежда: Hello?

Голос в трубке: Наденька, здравствуй! Это соседка по лестнице – тетя Тамара. Твою маму увезли сегодня на скорой. Ты просила звонить. Ты приедешь?

- - - - - - - - -

Настоящее время:

Надя едет в такси по Нью-Йорку. За рулем - негр. Надя смотрит в окно: кругом надписи на английском языке.

- - - - - - - - -

Флешбэк:

На даче. Мать убирает сорняки на грядке. Идет Надя.

Матери - 50, Наде - 30.

Они сидят, пьют чай на террасе.

Надя: У Саши тяжелая онкология, почти безнадежная. Я должна сказать тебе правду. Джонатан приказал. Он сказал: «Скажи матери правду, не то разведусь». Он - страшный баптист. Всегда только правда, даже когда тяжело. Я не знаю что делать. Мне нужны деньги. Никакой страховки не хватит.

Светлана Борисовна: Хорошо, я продам эту дачу. А теперь – уезжай! Не хочу тебя видеть.

Надя падает на колени, берет руки матери в свои, целует, прижимает к своему лицу.

- - - - - - - - -

Настоящее время. Надя летит в самолете.

- - - - - - - - -

Флешбэк:

Надя (5) таскает какую-то девочку за волосы на улице. Девочка держит в руке свою куклу, не выпускает, ревет. Надя толкает девочку, и она падает.

Надя: Когда мой папа вернется, он привезет мне такую же куклу! И даже лучше!

- - - - - - - - -

Флешбэк:

Квартирка Светланы Борисовны – матери Нади.

Светлана Борисовна (25), ругает дочь Надю (5).

Светлана Борисовна: Хватит! Хватит выдумывать! Врать! Нет у тебя никакого отца!

Светлана Борисовна держится за сердце.

Надежда плачет, потом бежит на кухню, хватает нож, возвращается в комнату, где сидит мать. Светлана Борисовна смотрит на свою дочь.

- - - - - - - - -

Настоящее время. Надя садится в такси в аэропорту Шереметьево. Азиат за рулем. Он пытается заигрывать с Надеждой на плохом русском. Надежда задумчива, реагирует вяло. Азиат, не видя реакции, прекращает попытки заигрывать. В такси звучит новость о том, что конгресс США принял новые санкции в отношении русских.

- - - - - - - - -

Флешбэк:

Разговаривают по телефону: Светлана Борисовна (55) из своей скромной квартирки в России и ее дочь Надежда из своей, скромной, из США. Матери - 55, дочери - 35.

Надя: Сашеньку не смогли вылечить. А если честно – только продлили страдания.

Светлана Борисовна: Я приеду.

Надя (резко): Хватит, мама! Не хватало, чтоб ты еще у меня тут умерла! Все! Пока.

Надежда кладет трубку. Держится за сердце.

- - - - - - - - -

Флешбэк:

Скромная квартира Светланы Борисовны. Светлане Борисовне – 60. Она лежит. От ее кровати отходит бригада скорой помощи. Рядом с кроватью сидит ее подруга – сухонькая соседка Тамара (70). Молчат.

Светлана: Я всё о Сашеньке думаю.

Тамара: Сашенька умер… Давно.

Светлана: Но почему?! Господи, как всё ужасно несправедливо. Это мне помирать, не ему.

Тамара: Скажу тебе очевидное: он был неизлечимо болен. Никто не виноват. Ты уж точно не виновата. Света, хватит, хватит уже.

Светлана: Но почему она не пустила меня лететь на похороны?

Тамара: Ты была нездорова. Мы тебя берегли.

- - - - - - - - -

Настоящее время. В коридоре ходит Надежда в белом халате. Из палаты выходит медсестра – делала уколы. Приглашает Надежду жестом – зайти.

Надежда (55) сидит у кровати Светланы Борисовны (75). Они разговаривают.

Надя: Меня мучает совесть. Я должна сказать тебе правду.

Светлана Борисовна: Какую правду?

Надя: Сашенька жив… Я тебя обманула, что он заболел. Я хотела, чтоб он учился в хорошей школе, в хорошем университете. А денег не было. Джонатан получает немного, я почти вообще ничего… Чтобы он стал врачом, понимаешь?

Светлана Борисовна хватается за сердце.

Светлана Борисовна (настороженно): Не понимаю…

Дочь: Ты вообще-то всегда была скуповата… И поэтому я придумала… Да, это был обман. Но ведь всё же в порядке?! Он закончил Medical School, - и не просто, а Yale University… Ты ведь рада?! Скажи. У меня и фото его в айфоне, - хочешь, покажу?

Светлана Борисовна неожиданно откидывает одеяло, поднимается на кровати, находит ногами тапочки.

Светлана Борисовна: Всё! Я выздоровела. Благодарю.

Светлана Борисовна встает на ноги.

Светлана Борисовна: Я полна сил! А ты - отдашь мне теперь всё, до копеечки. Мой старинный ухажер – отставной генерал ГРУ, - мы тебя на краю света достанем. Вон отсюда!

Надя поднимается и выходит. Светлана Борисовна садится на кровать.

Через какое-то время Светлана Борисовна встает, поправляет рубашку, шаркая тапочками, выглядывает в коридор.

Надя сидит на диванчике, плачет. Ее голова трясется, она закрыла ладонью свой рот.

Светлана Борисовна (стоя в дверях, тихо): Надежда… Я пошутила: мне совсем плохо.

Светлана Борисовна оседает на пол.

Надежда подбегает, садится рядом с ней на пол.

Надя: Ты прости меня, мам. Я опять соврала: Сашка умер.

Они обнимаются на полу.