Как в жизни

Галина Щекина
Правда жизни и правда художественная
в повести "Тонкая Граня"

Повесть  "Граня" или  "Тонкая  Граня"  написана по воспоминаниям родителей, то есть по мотивам  их  собственных историй.  Это  первооснова,  иначе  говоря, канва. Повесть  как веток, вышитый по канве. Но это рисунок, созданный по канве, не  сама канва. Кроме  того,  у меня  как  автора    есть представление о послеволенном  времени. Нельзя сказать, что это  написано  документально, кое-где  есть и вымысел. Например,  при знакомстве героев. Есть версия, что они познакомились на институтском  вечере, и там парень отдавил девушке  ноги. Но мне это  показалось  слишком красивым.  В  повести они знакомятся по простому,  без  веского вечера. Время было посевоенное, скудное, толком ни еды, ни одежды не  было.  Наполовину  придумана  история о подруге Злате и ее  брате Лешеке, хотя  подруга в реальности была, и действительно попадала  в места  заключения -  тоже  было.  Я стремилась   не к точности факта, а к точности образа. Меня ранила мысль  о сломанной судьбе Златы и  Лешека. Именно  это казалось мне  главным в  повести.
Что  касается Грани, они  как-то  сблизила, скрепила подругу и ее брата. Это  мне пришло в  голову  позже. Повторяю,  книжная Граня и реальная  девушка  Валя из Авдеевки (прообраз) – разные  лица. Она  за другую не отвечает.
В  рамках повести они  как  будто шли рядом, но  в финале Граняпоказана в  самом  начале   своей жизни, с маленьким  ребенком, с  живым  еще   отцом, живой  матерью,  переживая уход   отца, стремительно  взрослея, готовясь уехать  в  деревню. И  она в глазах  читателя  такой  молодой и чистой осталась. А реальная  Валя, уехавшая в деревню, потом, конечно  менялась . У них  было общее – эта  рухнувшая мечта   о самолетах. И Граня простила,  смирилась. А реальная  женщина не простила никому  этой  разбитой  мечты. И не нам ее судить. Нас  вообще  тогда не  было. Я здесь  уточню – мы, это не только реальные  дети реальной  Вали,  мы  как поколение.
Что  было в  этих  двух  образах общего?  Время, время было  одно на  двоих. С его  холодом,  голодом, оккупацией. И, несмотря на это, еще вера у них была.
Жизненная  и  художественная правда различны по воздействию. Жизненная  правда растет на  жизнеподобии: вот так и так бывает в реальности. Когда можно сказат : как в жизни. Нпример, спивающийся Лешек - сперва от ран физических, потом от пустоты существования. Его  сестра Злата  спивается с  ним  заодно, не можнт найти  себе  места после  тюрьмы. Это  правда факта. Так  бывает. Отношение  к ним Грани, ее  любовь и жалость и как  она смотрит  им вслед – это уже правда  художественная. То есть  правда  факта, пережитая,  описанная и охваченная  чувством – становится   правдой  художественной. То что,  Граню не взяли  в летное  училище – правда жизни. А то  как  она этьо пережила, и что ей  слышалось в паровозном  гукдке  – правда  художественная.
То, что  людей   с поля гоняли и наказывали – это правда  факта. А то, как  Граня в сатиновых  штанах пряталась от объездчика – правда художественная.   То, что в  госпитале  бинтов не  хватало – правда  факта, а то, как их  стирала  Граня и так  войну понимала – правда художественная. Именно  в рамках этой  истории. То, что люди работали на путях  кувалдами – правда  факта, а как работала  конкретно  Граня, свой  первый  хлеб зарабатывала – правда  художественная…
В Воронеже  действительно   былп  яркая певица, исполнительница  напродных  песен  Мария  Мордасова – та, что нравилась Егору. Это правда факта.Но  восприятие Грани, ее   люовь  к  итальянской  псенке  - это уже ее  характер и художественная  правда текста.
Жизнь  реальной  Вали из Авдеевки принадлежит  Вале, и все, что  с ней случилось  потом – правда  факта. К Гране  это не имеет отношения. И об этом надо писать отдельную книгу. Даже если  бы  Граня повела себя  недостойно после фитнала повести, ее не  за что  судить, это следующая  повесть. А если у читателя  есть  свой взгляд на   одни те же события -  об этом  ему и исать.
Упреки  читателей, обращенные к  автору по поводу «приукрашенной» Вали, имеют под собой основания. Конечно, в жизни так не было. Но это  видно автору,  тому человеку, который  сочувствует героине. Этим  он и  делится  с читателем.

Произведение отличается  от факта жизни на величину  души автора (М.Анчаров)