Как страшно!

Сашка Серагов
     Как страшно!

     Помнится, всякий раз, когда становилось темно и пора было, что называется, отправляться на боковую - я отправлялся спать не без волнения и даже с опаской... Почему? Из-за топора.
     При чём здесь топор? А при том, что свет ночных фонарей, проникая с улицы в мою и Оленькину комнату, задерживался оконной рамой и прочими предметами фасадного антуража, и в результате на стене появлялось большое бледно-зелёное пятно в виде поставленного стоймя топора.
     Ясное дело - мы были ещё малышами... Сколько же страху нагонял на нас этот топор, особенно если кто-то из нас просыпался среди ночи!
     Ночь для ребёнка - это особенное время. Каждый, кто видел мультик "Ночь рождения", может легко прочувствовать - каково это засыпать в тёмной комнате, когда тут и там на стенах и потолках чернеются-белеются странные пятна, безобидные предметы домашнего обихода норовят обзавестись мохнатыми когтистыми конечностями, пастями и глазами, а странное сочетание плывущих в темноте точек и линий превращается в кровожадную уродливую рожу...
     Всё это - самые первые детские страхи.
     Но вот ночь прошла, наступило утро. Что, казалось бы, страшного может произойти при ярком солнечном свете? Но это как посмотреть...
     В нашей гостиной стоял шкаф, и между ним и стенкой имелась щель. Как же интересно было в эту щель смотреть - уж и не знаю, что в ней было такого... привлекательного. Но вот однажды, прильнув к ней и вглядевшись в полумрак, я заметил миниатюрную человеческую фигурку с растопыренными ручками и ножками, раскачивающуюся вправо-влево на манер часового маятника.
     - Ты что? - спросила меня Оленька, заметив, что со мной творится что-то неладное. Оно и неудивительно - я так резко отпрыгнул от шкафа, что даже свалил табуретку.
     - Там... там... - лепетал я, указывая дрожащим пальцем на щель, - там клоун!
     С чего я решил, что сия фигурка была клоуном? Понятия не имею - ведь с тех пор прошло уже лет двадцать пять. Оленька поглядела в щель - но, конечно же, никакого клоуна не увидела. Но я искренне верил в его существование, да с таким пылом, что мой страх невольно передался сестрёнке...
     Это сейчас никого не удивишь зловещим клоуном, который преследует девушку на ночной автостраде, убивая каждого, кто случится поблизости, и даже пугает засидевшегося перед телевизором зрителя, постукивая в стекло с обратной стороны кинескопа. А мне, четырёхлетнему мальчугану, ещё долго виделась в ночной тьме странная подвешенная фигурка...
     Но это был случай на один раз, ибо, как я говорил выше, при ярком солнечном свете ничего ужасного не происходит. Почти...
     Был и другой случай. Если кто-то помнит, то в заставке передачи "Звёздный час" хор детворы исполнял песню, и там были такие слова - "хочешь - не хочешь, днём или ночью чудо придёт..." Но мне почему-то слышалось "чудак придёт". Не знаю почему - но я ужасно боялся этого воображаемого чудака, и даже несколько раз, когда кто-нибудь звонил в нашу дверь, пугливо прятал голову в плечи и спрашивал:
     - А это что - чудак идёт?
     Мама долго не могла понять - чего это я боюсь какого-то чудака, ну а когда поняла - рассмеялась и объяснила, в чём я был не прав.
     Опять же в тему телевидения - я почему-то вообразил, что не абы кого, а именно меня назначат на участие в программе "Угадай мелодию". А я не хотел в ней участвовать, ибо мне - уж не знаю по какой причине - был весьма не по нраву ведущий... Валдис Пельш. И я при каждом стуке в дверь с замиранием сердца представлял, как меня поволокут в студию, и как я буду тщетно упираться и плакать... не хотел я отгадывать эти мелодии, хоть убейте.
     Ещё одна странность моего детства - едва по радио или телевизору начинала звучать песня Киркорова "Небо и земля" - я тут же начинал реветь на весь дом. И с чего я боялся этой песни - ума не приложу. Однажды, когда у нас ещё только появился Интернет, я вспомнил свой забытый детский страх и специально посмотрел снятый на неё клип - чтобы проверить свою реакцию. Всё обошлось - я не заревел, остался жив-здоров... и песня оказалась как будто не так уж и плоха.
     Не знаю, как у других, но у меня в детстве бывало так: завидев какой-либо странный предмет или явление, заслышав какой-нибудь загадочный звук - и если всё это происходило в темноте - в моей голове тут же вырисовывался пропитанный страхом сценарий, который мог преследовать меня неделю... а то и год.
     К примеру, я надолго запомнил некий кадр из сериала "Просто Мария". Действие проходило в тёмной комнате, и я увидел некий предмет на полочке, чем-то похожий на поставленный в анфас утюг, или на шкатулочку. А на верхушке этого предмета имелось крохотное светящееся окошечко, похожее на человеческий глаз. Это окошечко при одном только воспоминании о нём повергало вашего покорного слугу в неописуемый ужас...    
     Были вещи и посложнее. Однажды мы гостили у родственников, живущих довольно далеко от Москвы - где-то под Пермью. Случилось так, что когда настала пора уезжать, мы отправились на ночной поезд пешком по шоссе, и нам нужно было пройти по мосту через реку. Идти по мосту ночью - удовольствие не из приятных. Перила кажутся шаткими и непрочными, что там за ними, внизу - не разобрать, откуда-то доносятся неразборчивые хлюпающие звуки... а затем ночная тьма заполнилась низким пульсирующим гулом. Мы с Оленькой так напугались этого гула, что готовы были разреветься, и не взирая на темноту, бежать обратно в село... и лишь мамины руки, за которые мы держались, позволили нам сохранить ничтожные капли самообладания.
     Чем был этот пульсирующий гул - я тогда не знал, но в сочетании с тёмной водой, высоким мостом и ночной темнотой он вселял в неокрепшую детскую душу необъяснимое чувство тревоги и ожидания чего-то плохого и непоправимого. Лишь много лет спустя я узнал, что источником сего гула является двигатель электровоза, а поскольку рельеф каждого участка местности имеет свои неповторимые акустические свойства, то он был слышен за много километров от станции, особенно в ясные безветренные летние ночи.
     О детских страхах можно рассказывать долго... но мы не будем этого делать. Все страхи со временем пройдут, а то и вовсе закончатся. Сейчас мы скажем несколько слов о случаях, когда нам нисколечко не было страшно.
     Мой дорогой братец Толик темноты не боялся. И разного рода страшилки его не пугали. Однажды папа пошутил - сказал, что на кухне за холодильником прячется какая-то Буляляка. Толик моментально задался целью выследить эту загадочную Буляляку - кажется, целую неделю он только о ней и грезил...
     А однажды мы подшутили над Димкой. Димка - это наш троюродный братец, сын бабушкиного племянника дяди Серёжи, что живёт в Солотче. Я и Андрюшка - это Димкин старший брат - наговорили мальчонке всяких, как нам казалось, ужасов, и решили посмотреть - как он будет бояться...
     У дяди Серёжи на участке был старый маленький домик, в котором уже много лет никто не жил. И вот мы, отозвав Димку в сторонку, рассказали ему о крысах, которые обитают в погребе под этим домиком. Мол-де эти крысы прогрызают дырки в полу, застилают их какой-то липкой подземной соломой, и если в такую дырку провалиться ногой - то она застрянет там навечно, и чтобы освободиться, придётся либо отпиливать ногу, либо ждать, пока её отгрызут засевшие под полом крысы.
     Говоря по правде, эту страшную историю мы изобрели для того, чтобы Димка не ходил в старый домик, ибо у нас - у меня и Андрюшки - имелись свои детские секреты, которые мы, как старшие ребята, не хотели никому раскрывать. И что вы думаете? - Димка до такой степени заинтересовался удивительными крысами, что стал чуть ли не ночевать в домике.
     А в другой раз, когда все старшие, то бишь наша бабушка, дядя Серёжа и прочий люд сидели на веранде и попивали чаёк - а может, что и покрепче - нам с Андрюшкой взбрела фантазия сочинить какую-то чушь о залезшем в огород воришке, который ползает по кустам и светит фонариком.
     А огород у дяди Серёжи был довольно большим. Большая его часть была отведена под смородину, крыжовник и вишню, другая часть - под картофель, ну и так, по мелочи - яблони, груши... Там было очень здорово играть в прятки и войнушку, особенно по вечерам. И вот наш маленький храбрец Димочка отправился впотьмах на огород, начал бродить среди кустов и зловеще вопрошать:
     - Кто здесь? Кто здесь? А то убью!
     Воистину легко живётся тем, кого никакая темнота не берёт... например, таким, как Димка.
     И, разумеется, никакого воришки с фонариком он в огороде не обнаружил.
     Сейчас, много лет спустя, я, выходя под открытое небо в тёмное время суток, ловлю себя на ощущении лёгкого холодка в глубине груди, особенно когда вглядываюсь в темноту. Кто знает - может, там взаправду кто-то или что-то есть...


     Место первой публикации - https://yapishu.net/book/136780