Река быстрая, полноводная Гл. 17

Клименко Галина
Гл.17


Иван Ларионович после ужина завёл с Ириной разговор о предстоящем Новогодье и намекнул ей, а что, если принять приглашение Валерки и вместе с Ивановыми отметить наступающий любимый праздник?

-   Ты что, Зубков?  -  с иронической улыбкой возразила Ирина.  -  Чего нам, древним мамонтам, соваться к молодёжи, только мешать им?

-   С каких пор ты себя за старуху считаешь?  -  поддержал шутку Ларионович.  -  К тому же, там есть Клашка, с которой всегда можно найти общие темы.

-   Ну и что мы с собой возьмём, не с пустыми же руками туда идти? Я ведь не готовилась, думала, что как всегда мы дома будем. - немного размыслив, спросила женщина.

-   Нашла проблему, что-нибудь придумаем. Шаманское у нас есть, водка тоже. Мандарины и конфеты я заготовил. А остальное... То уже твоя, скажем так, бабская забота.

-   Я возьму туда своё фирменное мясо с грибами и сыром.

-   Бери, что хочешь, я сюда не касаюсь.

-   А кто ещё там будет?

-   Семён с Люсей и две медсестры. Ещё одна Люся, а вторую забыл как зовут...

-   Валя, кажется. Ну, не суть важно. Слушай, Вань, а может мы Машеньке подарок какой купим?

-   Да я не против. А что бы ты хотела подарить?

-   Большого плюшевого мишку. Здорово, да? Такое удовольствие у всех на "ура", в том числе и у взрослых.

-   Ну на кой он ей, тот косолапый? Я лучше бы велосипед трёхколёсный приобрёл. Машке летом год исполнится, вот пусть и учится кататься.

-   Тогда решено.  - быстро согласилась Ирина.

Катя с интересом и особой радостью наряжала новогоднее деревце. Благо игрушек было полно. Клавдия Михайловна принесла ей маленький старый чемоданчик, в котором она хранила все эти ёлочные украшения да и у Кати кое-что имелось, ещё с того далёкого детства, когда они вдвоём с мамой хлопотали над колючей "принцессой", развешивая на неё стеклянные бусы и разноцветный дождик. Сохранились и бумажные гирлянды, их Катя сама клеила из обыкновенной бумаги, раскрашенной красными и синими карандашами. Но ими уже стыдно пользоваться, к тому же, они так сильно помялись, что совсем потеряли первоначальный вид.
Но от снежинок Катя не отказалась, это было выше её сил. Она искусно могла их вырезать из тетрадных листочков и уже через каких-то полчаса, перед нею лежала дюжина разнообразных фигурок, напоминающих пушистые хлопья снега, только в более увеличенной форме.
Молодая женщина прилепила их на запотевшие окна, потом отошла на несколько шагов и полюбовалась своими стараниями. Как раз и Машенька проснулась, но Катя уже успела сделать всё самое важное. Покормив девочку, Катя закутала её в одеяло, сама же накинула на себя тёплое пальто и отправилась к свекрови, попросить ту об одолжении.

-   Мам, вы Машеньку не понянчите?  -  спросила она с порога. Клавдия Михайловна, как раз, колдовала возле печи.

-   А тебе прямо сейчас надо? А я вот с холодцом завозилась. Ну, если срочно, то побуду.  -  она вытерла ладони о фартук и с улыбкой направилась к внучке, протягивая к ней руки.

-   Я шторы хотела постирать. А тюль новая, вот и боюсь её в машинку кидать, не дай Бог порвётся. - объяснила Катя причину своей просьбы.

-   Шторы? Та Господь с тобой! Когда бы они успели вымазаться? Мы их только повесили несколько месяцев назад. Ничего не трогай, они ещё чистые. Чего их елозить без пользы?... От мамка даёт, да внученька?  -  переключилась она на Машеньку.  -  Такое выдумала, что не перепрыгнешь. Да, моё сердечко?

Девочка улыбалась бабушке и что-то своё гулила ей в ответ.

-   Ты со мной разговариваешь, моё золотко? Иди к бабуле скорее. А я с самой зорьки тут толкусь, всё стряпаю и стряпаю, а мою любимицу ещё и не видела сегодня. Да ты ж моя ненаглядная!  -  Клавдия Михайловна без конца расцеловывала ребёнка, изредка отвлекаясь на разговор с невесткой.

-   Ты ёлку уже украсила?

-   Ага, только что.  -  Катя сняла верхнюю одежду и принялась разливать бульон к мясу, разложенному по судочкам.

-   Мам, а пироги будете затевать?

-   А как же! Для меня тогда и Новый год не Новый год, коли пирогов на столе нету. К тому же, гости у нас нынче маститые и нам следует сильно постараться.

-   Ой, не выдумывайте! Обыкновенные они люди. Ларионович, так тот простой до невозможности, очень хороший человек.

-   С тем соглашусь. Таких, как Иван - днём с огнём не найдёшь. Я имела в виду, что всё-таки он директор совхоза, а это уже почётно, что лично заглянет к нам на огонёк.

Зубковы явились к десяти часам вечера.

-   Клаша, мы пораньше, чтобы успеть о насущном поговорить. А то потом некогда будет за тостами.  -  пошутил Ларионович.

-   Молодцы, что навестили, я так рада видеть вас в нашем доме!  - встречала их Клавдия Михайловна.  -  Валерик молодёжь развлекает, Катя стол готовит. А я внученьку только укачала. Проходите! Здравствуй, Ирочка, здравствуй, дорогая!  -  обняла она Ирину.

-   О, да мы последние!  -  сказал Ларионович, обращаясь к остальным гостям. Семён и Валерка вышли к Зубковым навстречу, поочерёдно подавая Ларионовичу руки для приветствия. Катя, две Люси и Валя с улыбкой кивнули пришедшим, все любили эту семью и у каждого в душе была некоторая гордость, что Ларионович с женой выбрали именно их небольшую компанию.

-   Ну а вы когда замуж, а, девчата?  - пошёл в наступление Ларионыч, обращаясь к незамужним медсёстрам.  -  Или у нас женихов мало?

-   В том-то и дело, что наоборот много. И мы растерялись в выборе.  -  засмеялась Валя.

-   Выбирать надо того, кто ближе к душе лежит.  -  директор ослабил ворот рубашки и поднял вверх указательный палец. Для твёрдости слова.

-   Хватит уже приставать к девчатам!  - с улыбкой одёрнула его Ирина.  -  Лучше подарки преподнеси, а ты тут разглагольствуешь. А то девочки без тебя не разберутся в своих сердечных делах.

-   Ещё как разберутся, кто же против?  - парировал Ларионович.  -  Я пытаюсь их задержать в деревне, потому и хочу, чтобы они себе пары нашли, исключительно, из местных хлопцев. Кстати, Семён, а где ваш сынишка? Мы ему машинку принесли, глянь, какой самосвал, прям, как настоящий!

-   Ой, красота какая! - воскликнула Люся Кочкина.  -  А Артёмка с бабушкой остался. Ей же одной скучно дома.

-   Ладно, отнесёте ему сами, порадуете мальчонку. А это вашей девоньке.  - протянул он Валерке велосипед.

-   Ничего себе! Вы нас балуете.  -  застеснялся Валерка, понимая, что подарок не из дешёвых.

-   Ой, а мы собрались сами ей велосипед купить по весне.  -  призналась довольная Клавдия Михайловна.  -  Но вы нас опередили. Вы присаживайтесь на диван.  - Клавдия указала Зубковым на свободные места. -  Пока Катя картошку на пюре потолчёт, а мы с вами решим одну важную проблему.  -  загадочно сказала хозяйка.

-   Что, уже проблем успели нажить к Новому году?  - насторожился Ларионович.  -  Надеюсь, не очень серьёзные?

-   Та нет!  -  махнула рукой Клавдия Михайловна.  -  Я хочу о кристинах поговорить. Душа болит, Ларионыч, дитя в церковь бы надо свозить. А то непорядок это, тем более, уже пора.

-   Так везите, кто вам не даёт? Или вам транспорт нужен?

-   Не только транспорт, нам ещё и кум нужен.

-   А я что, ещё и кума должен вам найти?

-   Зачем его искать, он вот он, перед нами сидит.  -  и Клавдия Михайловна дотронулась до его коленки.

-   Я???  - изумился Ларионович от неожиданности.

-   А почему нет?  -  в свою очередь удивилась Клавдия Михайловна.

-   Клаш, ты в своём уме? Во-первых, я староват для них. А во-вторых, меня же из партии сразу наладят и партбилет отберут, у нас с этим строго. Не, я честно не могу. И что, только на мне свет клином сошёлся? Вон, Сёмка, чем вам не крёстный отец?

-   Да мы ему уже предлагали. - подключился к разговору Валерка.

-   И что, отказал?  -  строго спросил Ларионович.

Валерка кивнул.

-   Семён, а что такое? Я тебя не узнаю.  -  растерялся директор.  - Вроде подружились вы с Валериком, а тут... на тебе!

-   Ларионович, я же атеист, ну какой из меня папаша крёстный?  -  спокойно ответил Кочкин.

-   Вы места занимать думаете или все сюда подтянулись с одной целью - обсудить заданную мамой тему, а кто же у нас кумом будет?  -  весело сказала Катя, она только что вошла с большой глубокой тарелкой картофельного пюре, исходящего вкусным запахом. Так!  -  продолжила она, размещая блюдо между холодцом и жареной свининой.  -  Девочки, вы за мной на кухню, я вам буду подавать тарелки с закусками, а ты, Люся, - обратилась она к подруге,  -  устанавливай их на столе.

Медсёстры дружно подскочили, готовые оказать любую помощь.

-   Может и я на что сгожусь?  -  крикнула им вслед Ирина.

-   Нет, Ирина Анатольевна, вы сидите. Мы тут сами, нас много! - остановила её Катя.

-   И что же получается?  -  взволнованно произнесла Клавдия Михайловна для Кочкиных.  -  Вы что, и своего ребятёнка, что ли, не будете крестить? Так нельзя, одумайтесь!

-   Пока нет.  -  также спокойно произнёс Семён.  -  А когда Артём подрастёт, то уже сам пусть решает, как ему распорядиться своей судьбой. Ведь принять крест можно в любом возрасте, не так ли?
 
На что пожилая женщина лишь покачала головой.

Клавдия Михайловна потом долго будет вспоминать это застолье, так оно пришлось ей до сердца. Девушки с парнями особенно с ними не задержались, убежали в клуб на танцы. А они потом сидели втроём почти до рассвета. Песни пели, о жизни разговаривали. Она не отпускала Зубковых, предложила постелить им в своей хатёнке, но Ларионович настоял:

-   Не, Клаш, мы до дому. Как раз и воздушком чистым подышим, а то, чувствую, что пару рюмок я точно лишних выпил, потому надо просвежиться.

-   Ой, не сочиняй ото, Ларионыч!  - укорила его хозяйка.  -  Да ты и не пил почти, чего на себя напраслину наговариваешь?

-   Клаш, а какой бы я пример молодёжи подал, если бы взял и налакался тут в дрезину? От то-то...

-   Да где она, твоя молодёжь? Они на танцы ушились. Ну и позволил бы себе, так сказать, в честь праздничка, или я им проболтаюсь, кто и сколько пригубил? Да они бы и не спрашивали.

-   Клаш, да мы так хорошо побеседовали, юность вдоволь повспоминали, что и не до водки было. Я очень доволен, что мы сегодня сидим с тобой за одним столом. А то скучали бы вдвоём с Иришкой, ведь в доме единственное развлечение - это телевизор. У нас всегда одно и то же. А человеку требуются разнообразия в его жизни.

-   Твоя правда, Ларионович, всем необходимо это разнообразие. Потому заранее вас приглашаю на все последующие торжества. Даже можете не предупреждать, а просто собирайтесь и приходите.

Валерка немного переживал, чтобы им нынче на пути не встретился Сашка. Да ещё и пьяный.

"Ну не хватало, ещё с ним подраться и всем испортить новогоднее настроение."  - думал он.

Но Сашка в клубе не появился, а чуть позже Семён ему шепнул, вроде к Свете два раза за месяц скорая из райцентра приезжала. С сердцем у неё было плохо.

И Валерка устыдился своих мыслей.

"Сашке, наверное, не до чего, а я тут фантазирую. Совсем уже за бандюгана отпетого его принимаю. А что, если завернуть к нему с поздравлениями?"  -  но тут же он отмёл свои добрые побуждения. Самое обидное будет в том, что Сашка выпроводит его взашей и даже не станет с ним разговаривать. Ну и чего нарываться на неприятности, пусть уж всё идёт своим чередом, как оно есть.

"Если суждено нам когда-то вновь быть друзьями, то мы ими станем. А не суждено, то так тому и быть."

Но что-то ему подсказывало, будто у них с Сашкой уже никакими силами отношения не наладятся.

"Кабы он не любил мою Катьку, то мы бы уже давно с ним помирились. Да, дело лишь в любви. Только в ней, проклятой."