Диплом. Коммуникация. Проповедь как вил речевой ко

Виктор Тарасенко
                ОДЕССКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ СЕМИНАРИЯ


                ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕМА: Коммуникация. Проповедь как вид речевой коммуникации


Выполнил: студент 4-го курса Тарасенко В.Г.
Руководитель дипломной работы: Александренко Н.А.
                Санников С.В.
















                г. Одесса 1995 г.















                2. АННОТАЦИЯ/АNNОTАTION.

В данной работе сделана попытка взглянуть на проповедь с необычной, но в то же время с присущей ей стороны – со стороны коммуникации.
В первой части работы даётся общее определение этого термина, его истоки и значение. Рассматриваются различные виды коммуникации, в частности обсуждается ряд вопросов, связанных с массовой коммуникацией и использованием современных технических средств в деле провозглашения Евангелия. Затем подробно рассмотрена одна из составляющих коммуникации – вербальное (речевое) общение. Прослеживается развитие этого термина, его значение, этимология. Поднимается проблема общения, и как оно представлено в Ветхом и Новом Заветах. Исследуется значение греческого слова «койнония». Обсуждаются различные виды общения Бога с человеком, механизм действия общения, невербальная коммуникация.
Далее рассматривается проповедь как вид речевой коммуникации, и даётся ряд ценных советов по её приготовлению. Рассмотрены семь этапов подготовки и произнесения проповеди. Особое внимание уделяется на разработку схемы проповеди, как средства улучшения коммуникации и само её произнесение.
Предпоследний раздел дипломной работы рассматривает основную цель коммуникации – воздействие, и обсуждает условия подготовки и процесс целенаправленного воздействия на адресата.
Последний раздел работы показывает, как можно улучшить проповедь и достичь успеха в деле коммуникации грешника с Богом. 

In this present work the author attempts to look at preaching from an unusual but at the same time characteristic point of view – that of communication.
In the first part of this work, the author gives a general definition of this term, its history and meaning. He then examines the various types of communications with particular regard to questions of mass communication and using modern technology as a means of proclaiming the Gospel. Then the author will at length examine one of the most basic forms of communication – verbal (speech) communication – tracing the development of the term as well as its meaning and etymology. This theme will be develop as it was present in the Old and New Testaments followed by an explanation of the meaning of the Greek word koinonia. The author then discusses various aspects of God`s communication with man and the means of this communication, including nonverbal.
This is follow by a further look at the sermon as speech communication and a series of valuables tips on preaching sermons looking at seven stages of preparation for sermon delivery. Special attention will give to the fleshing out of the design of a sermon as a means of improving the communication techniques of the sermon itself.
The next to last section of this diploma work will look at the basic goal of communication – influencing a person – discussing the levels of preparation and the process of purposeful influence on the recipient of communication.
In the last part of this work the author shows how to improve a sermon better communicate with a sinner about the things of God.


                3. СОДЕРЖАНИЕ (ОГЛАВЛЕНИЕ)

1. Титульной лист.
2. Аннотация.
3. Содержание.
4. Введение.
5. История вопроса.

6. Общие понятия о коммуникации.
6.1. Определение коммуникации.
6.2. История термина «коммуникация» и его значение.
6.3. Массовая коммуникация.
6.4. Функции и задачи массовой коммуникации.
6.5. Процесс массовой коммуникации.

7. Коммуникация как общение.
7.1. Определение общения.
7.2. Виды общения.
7.3. Речевое (вербальное) общение.
7.4. Механизм действия вербального общения.
7.5. Теория речевой деятельности.

8. Общение в Библейском понимании.
8.1. Упоминание слова «общение» в Библии.
8.2. Значение слова «КОЙНОНИЯ» (ОБЩЕНИЕ).
8.3. Виды общения Бога с человеком.

9. Невербальная коммуникация
9.1. Дополнительные средства общения.
9.2. Жесты.
9.3. Взгляд.
9.4. Улыбка.

10. Проповедь как вид речевой коммуникации.
10.1. Постановка вопроса.
10.2. Определение проповеди русской Православной церковью.
10.3. Определение проповеди Католической церковью.
10.4. Определение проповеди Протестантской церковью.
10.5. Что значит проповедовать?

11.   Этапы подготовки проповеди.
11.1. Понимание задачи и цели проповеди.
11.2. Нахождение главной идеи для проповеди.
11.3. Толкование и изучение текста.
11.4. Сбор материала.
11.5. Составление схемы.
11.6. Создание стиля.
11.7. Произнесение проповеди.
12. Воздействие – как основная цель коммуникации.
12.1. Психологические основы воздействия.
12.2. Правила ведения речи.
12.3. Речь – как проводник информации.
12.4. Речевой воздействие как риторическая проблема.
12.5. Внимание.

13. Совершенствование проповеди – путь к успеху коммуникации.
13.1. Ошибки в проповеди и добрые советы.
13.2. Молитва- краеугольный камень проповеди.
13.3. Любовь – основа успеха.
13.4. Путь изложения проповеди.
13.5. Действия на кафедре.

14. Выводы.
15. Заключение.
16. Приложения.
17. Библиография.


















                4. ВВЕДЕНИЕ.
            
     На пороге 21 век. Всё шире в жизнь человека входят средства массовой коммуникации. Сегодня именно благодаря новейшим достижениям в этой области Благую Весть могли услышать одновременно миллионы людей в более чем 170-ти странах через проповедь знаменитого благовестника современности Билли Грэмма. Возможно это исполнение пророчества записанного в книге Откровения 14:6 «И увидел я другого ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену и языку и народу,…»
     На сегодняшний день проповедь Евангелия через спутники телевидения и радио является отрадным фактом. Наверное, уже скоро слов Иисуса Христа: «И проповедано будет сие Евангелие Царства по всей Вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец.»- Матф.24:14.
    Поистине, миллионы людей имеют свидетельства о Боге через средства массовой коммуникации, но правда и в том, что ещё многие люди не знают вести о спасении.
    Сегодня, к сожалению, в своём подавляющем большинстве, средства массовой коммуникации несут зло и насилие в дома своих сограждан, и человек остаётся неудовлетворённым. Он ищет различные выходы для своей души, он жаждет и ищет общения.
    Парадоксально, но факт то, что массовая коммуникация, сближая человека со всем миром, делая его космополитным с одной стороны, с другой стороны воспитывает его чёрствым и невосприимчивым, отдаляя от   личного общения т.н. повседневной коммуникации. Человек замыкается в рамках своей квартиры, семьи, экрана телевизора.
    Но человек социален по своей природе и такая ситуация не согласуется с его сущностью, он ищет выхода в различных сообществах. Будучи же неопытным в распознании истины, он, обольщается и попадает в различные лжеучения, привлечённый как правило туда тем, что в основном дают все общества закрытого типа – коммуникацией, т.е. межличностным общением.
     Так что же такое коммуникация во всех её определениях? Каким образом можно решить проблему общения, в том числе и в наших церквях? Как привлечь людей в церковь? Является ли проповедь одним из видов коммуникации? Можно ли владея определёнными знаниями в этой области улучшить саму проповедь и само общение внутри церковной жизни? Каким образом Бог общается со Своим творением? Эти и другие вопросы будут рассматриваться в данной работе.
    
   Сегодня проблема коммуникации очень актуальна. Учёные различных направлений и наук изучают её, пытаясь найти способы усовершенствования, и понять сам механизм коммуникации.
   Однако эта проблема возникла не сегодня, ещё философы Древней Греции пытались разрешить эту задачу.
   В виду такого большого интереса светских наук к этому вопросу, просматривается явный пробел в богословской литературе, хотя общение как таковое является сущностью христианства. Общение друг с другом во имя Иисуса Христа – есть общение с Богом! Что может быть ещё важнее для человека?
   Проповедь как раз позволяет осуществить эту коммуникацию Творца со Своим творением. Люди вступают в общение с Богом через Его Слово, а проповедник является своего рода каналом, через который достигается это действо.
Мэтью Симонс в своей книге «Лекции проповедникам» так описывает место проповедника: «Его трон – кафедра, он стоит на месте Христа. Его проповедь – это Слово Божие; вокруг него находятся бессмертные души; подле него стоит невидимый Спаситель.  Дух Святой витает над собранием, ангелы наблюдают за всей этой сценой, а небо и ад ожидают что же произойдёт? Какое величие и какая огромная ответственность!» Хочется лишь добавить, какая великая ответственность быть чистым каналом коммуникации- общения Бога со Своим творением! Поистине, если в нас нет преград, то Слово Божие достигает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит намерения и помышления сердечные (Евр.4:12).
    Наше чистое общение с Богом – вот идеал коммуникации, которую проповедник должен предоставить грешнику. Только коммуникация человека с Богом снимает все проблемы с души человека, через кровь Иисуса Христа он получает спасение и оправдание, возрождаясь к новой жизни в Боге к новому удивительному общению с Богом и людьми в новом качестве – спасённого человека и наследника Царствия Небесного.