Стальные колеса

Энрике Ду Амарал
    
     История о том, чем могут закончится поездки  на УАЗИКе в жопу пьяным по ночному африканскому городу.

     Эта история случилась ровно через неделю после того, как мы совершенно неуклюжим образом пытались приобщить к русской бане нашего ангольского водителя Симона.  Опять наступила долгожданная пятница – банный день, день расслабления.  По сути, суббота, которая следовала за ней, могла считаться уже выходным днем. В субботу мы приезжали на базу ВВС хмельные и расслабленные после вчерашней бани не пойми для чего, и уже после обеда оставались дома. Так вот в ту самую пятницу нам, жителям Аламеды был пожалован, или как говорят военные, выделен «УАЗИК».  О том, что у нас теперь есть собственный автомобиль объявил генерал на утреннем разводе и передел доверенность на управление, а также ключи полковнику Владимиру, тому самому, что неделю назад водил Симона в баню. Володя - самый старший из всех нас, советских ассессоров, живших в Аламеде.  Старший, и по возрасту, и по званию.  Всего жило пятеро ассессоров, так что мы все прекрасно вмещались в УАЗИК.  Нужно сказать, что автомобиль в Анголе того времени - вещь весьма ценная. Он давал тебе полнейшую свободу передвижения. В городе, где полностью отсутствует общественный транспорт, где только мы, переводчики, могли поднять руку и попросить подвезти кого-то из местных. Но вообще «ездить на попутке» мало кому приходило в голову, кажется только я со своим тассовским другом Юркой это делал. Теперь у нас появился свой «железный конь», на котором мы начнем ездить на работу, ездить на прасу, ездить на илью, ездить, да куда угодно. Хоть за бананами в ближайшую деревню. Все мы после развода пошли посмотреть на наше чудо.  Отрытый «без верха» УАЗИК, почти новый, настоящий военный автомобиль. Он пах бензином и духом авантюризма.  Я отчетливо видел, что Володе ужас как не терпится сесть уже за руль, выжать сцепление, нажать на газ, и уехать куда-нибудь нафиг подальше.  Но приходилось терпеть и ждать обеденного перерыва.  И вот он настал.
                -------------
- Слушайте, отлично.  Сцепление-то, сцепление, почти новое. То, что нужно.  Долго еще проходит.
    Володя счастлив. Он сидит за рулем нашего уже теперь УАЗИКа и мы все вместе едем обедать в Аламеду.  Ура! Ура!
- Ну а мне дашь порулить? – спрашивает Вадим.
- Может. Может.  Но не сейчас.               
- А когда?
- Ну пока только на меня оформлено. Вот поездим, посмотрим.   
- Может на прасу?
-Так уж и сразу? На прасу потом. В другой раз.  Нет. Сейчас обед.
    Я сижу тихо, не вмешиваясь в разговор. Сам я не умею водить машину, но вижу, что Володя слишком резво это делает. Обгоняет по «встречной полосе», сигналит всем подряд, орет: «Куда прешь!» Или же по-португальски, часто употребляемую хабирами, но малопонятную для кондратов фразу: «Cabeca nao trabalha!»  (У тебя голова не работает!) В общем наш московский таксист.  Я молчу.  Жаркий ветер обдувает нас, и все же это намного лучше, если бы «верх» был закрыт. В закрытой машине без кондея здесь ездить невозможно.  В считанные минуты мы достигаем Аламеды и идем обедать. Все наши хабиры возбуждены, как дети, которым только что подарили ГДР-овскую настольную железную дорогу. Рад и гражданский Азамат. Конечно же, и ему найдется местечко в нашем УАЗике. Но Азамат так сильно пьет, что я и не помню, ездил ли он хоть раз на пляж. Весь его досуг занят потреблением старого армянского коньяка, покупаемого в посольском магазине.
     На обед нам подали салат, суп-пюре, рыбу «Капитан» - на второе (очень вкусная океаническая рыба почти без костей) с вареной картошкой и по бутылке «зеленого вина» «Матеуш».
- Ну что? – поднял тост Вадим. – Теперь мы все лошадные.  Выпьем же за нашего «железного коня», чтобы он бегал долго и не ломался. 
    Еще пара тостов в том же духе. И мы идем по своим номерам спать.  Пока я жил один, я всегда смотрел перед сном телевизор. Минут 15 не больше. Главным образом, чтобы совершенствовать свой португальский.  Нужно сказать, что в Анголе тогда существовал всего один телевизионный канал, но на мой вкус, смотрел я его с большим интересом, чем все каналы на родине.  Кроме новостей, где доблестная ангольская армия постоянно крушила ненавистную УНИТУ, там показывали бесконечные бразильские сериалы, португальские мультфильмы, английские познавательные программы Би-Би-Си (на английском без перевода), а по вечерам иногда «крутили» рок концерты, да такие, которых в те времена в Союзе не показывали. И вот я увидел рекламу концерта «Rolling Stones». Новое турне, в поддержку только, что вышедшего альбома «Steel Wheels» (Стальные колеса).   Этот анонс показывали уже много раз, но все никак не мог запомнить, когда же мне смотреть это чудо. Концерт любимых рокеров я пропустить никак не мог. Я себе бы этого просто не простил. И вот опять: «Грандиозные Rolling Stones, в пятницу, сегодня – в 23-00.» С мыслью о том, что я точно теперь знаю, чем занять вечер, я уснул.             
                -------------------------
 - Ну что? На прасу заедем? Перед банькой? Вискарика?  Ну чтобы там отметить, – просит Вадим.
- Я ж за рулем. Ну ладно, заедем по-быстрому. - Володя соглашается.
    Мы начинаем использовать наши новые возможности. Перед баней, мы покупаем пару бутылок рома (но не дешевого как всегда, а старого, выдержанного, чтобы достойно отметить получение УАЗИКа) и бутылку виски.  Я все думаю, как же станет праздновать «наш водитель» Володя. Ведь только он имеет право садиться за руль. Хотя здесь в Анголе, все права и правила весьма условны. 
     УАЗИК неожиданно нас объединил. Я завязал хорошие приятельские отношения со всеми ассессорами, что жили в Аламеде, но вряд ли это называется дружбой. Слишком разные у нас интересы. Все они кадровые военные, старше меня, некоторые значительно. Рассказы о дальних гарнизонах и боевых вылетах меня мало интересовали. Я же пытался вникнуть в местную жизнь, лучше выучить португальский язык, поэтому вечера чаще всего проводил с португальцами Марио и Жозе в беседах о смысле жизни и охоте за девушками.  Довольно часто я ходил в гости к Юрке Ларичеву в ТАСС.  Нас объединяло огромное количество общих друзей, бывших преподавателей, тем и интересов.  Мы никогда вместе не скучали. А бедные ассессоры после службы сидели по номерам пили вискарь и смотрели по видео либо «Место встречи изменить нельзя» все серии разом, либо американскую порнуху.  Что бы подавить плотские желания, они все сильней налегали на вискарь.  Я жалел их, но что я мог для них сделать? Все они находились здесь без жен. Точнее, жены у них конечно существовали, но по разным причинам они не поехали с мужьями в Анголу.  Таким образом мы общались либо по службе, либо во время обеда или ужина. И вот УАЗИК. Мне конечно же нравилась обретенная свобода передвижения, хотя я и не умел водить машину.  Ассессоры же, испытывали необходимость во мне, как в переводчике.  Они конечно же и сами могли объясниться на примитивном уровне: «Лаврушка - есть, кипятильник - продать, за 4 мили.  Ассессор - хочет посмотреть, виски - очень дорого. Голова - не работает».  Но для чего-то хоть немного более сложного, я им требовался перевод. К тому же, чуть не забыл сказать, мы просто сдружились.
- Ай хороша сегодня банька, - говорит Сергей, давно такого пара не бывало. Просто от души. От души.
- Так в честь нашей машины. Теперь все. Сами едем, куда хотим. – Вадим поднимает стакан с хорошим старым ромом. – Давай за тебя Сеня. Ты отличный водитель, очень жаль с тобой расставаться.
    Мы сидим в автобусе у Симона после бани, и по обычаю, выпиваем ром, закусывая огромными бутербродами с ветчиной. Симон, кажется, уже отошел от потрясения, испытанного неделю назад, и вроде бы простил нас. Простил, но понять так и не смог. «Как же все-таки можно в такую жару?» Но это дело уже прошлое. Симон поднимает банку Кока-Колы и чокается со всеми нами.
- Не забывай нас! – говорит Володя.
     Теперь он наш новый водитель. Он опрокидывает добрых 150 граммов рому, и даже не морщится.  Я вижу, что «его несет.»  Меня тоже «несет», мне все по фигу. Я пью также, как хабиры. Залпом и до дна. 
- Давайте еще раз! – разливаю я ром по стаканам. – Давайте за Анголу. За дружбу. Симон – не обижайся. Мы же не думали, что ты жары боишься. Прости нас. 
- За дружбу!
- Ура! 
Все чокаются.
                ------------------------
     Мы едем в Аламеду. Баня закончилась, традиционная пьянка после бани прошла. Володя за рулем.  Сейчас он пьян, и может именно поэтому ведет машину особенно аккуратно. Никого не обгоняет, ни на кого не кричит.   К тому же уже темно, а улицы в городе почти не освещены. В гостинице мы все идем ужинать.  Опять все вкусно. Опять «зеленое вино». Но нашим этого мало.
- Давай, доставай вискарь, – говорит Сергей.
     На столе появляется бутылка виски, купленная «для бани», но так до сих пор и не открытая. «Блэк Лейбл» - дорогой сорт, его пьют только по праздникам. 
- Ну что? За нас, мужики. За нас! - поднимает тост Вадим.
- Молодец, хороший ты тост сказал, - отвечает Сергей.  За нас то еще не пили сегодня.
- Давайте! Анатолий, Анатолий, чего же ты молчишь сегодня?  Скажи уж
что-нибудь.
     Анатолий встает: 
- Мужики, я так рад, что попал служить в Анголу. Я всю жизнь на «Северах» да на «Северах». Полгода - день, полгода - ночь. И весь год зима. А тут, и бананы, и ананасы. Я такого прежде не видел.  Это удивительная страна. Я рад, что мы здесь все вместе. Выпьем!
    Все пьют. 
                --------------------
    Мы едем на илью по ночному городу. Кто-то предложил искупаться, чтобы наш «железный конь» зря не простаивал. Раз уж мы его обмыли, нужно же и самим в воду залезть. Я пытаюсь возразить, что мы уже ходили сегодня в баню, но меня не слушают. «Баня не катит. Нужно залезть в океан.»  Володя уже не так аккуратен, как 3 часа назад.  Он едет быстро, я боюсь взглянуть на спидометр. Ветер развивает наши волосы. Других машин в городе почти нет. Уже поздно.  На илье кромешная темень. Шум прибоя. Мы раздеваемся и заходим в воду.  Как когда-то в Крыму я захожу абсолютно голый, вода очень теплая, но ночь пасмурная и звезд почти не видно. От этого делается страшно.  Это же не Черное море, это Атлантика! Здесь водятся акулы, морены, да мало ли кто еще? Я не вижу своих сослуживцев.  И их даже не слышу, потому, что шум прибоя перекрывает все звуки. Не хватает еще, чтобы кто-то утонул по пьянке. Я захожу чуть глубже чем по пояс, окунаюсь с головой и тут же выхожу. Мне страшно плавать здесь, как когда-то в Крыму. Вода делает меня немного трезвей. Почему-то совершенно не хочется вытереться. На губах соль, в волосах соль, соль везде.  Я натягиваю шорты, и прогуливаюсь по пляжу в ожидании своих хабиров.   
     Вдруг я замечаю, что тут совсем рядом рыбаки тянут из воды длинную сеть. При этом они хором напевают рыбацкую унылую песню.  Как будто в каком-то бразильском фильме. Но я не интересуюсь их уловом. Вскоре все наши выходят из воды.  Слава богу! Все четверо. Никого не сожрали акулы никто не утонул. Мы не взяли полотенец, но они и не нужны. Воздух очень теплый. Мы одеваются и едем назад в Аламеду. 
                --------------------
- Ну что ты, как слабак? Право, слово! Накатим еще и разойдемся. У меня вон бутылка «Белой лошади» стоит, припасена на особый случай, - Вадим пытается уговорить меня продолжить пьянку. Все горят этим же желанием, кроме меня.
У меня «Стальные колеса» через 5 минут, концерт Роллинг Стоунз.    
- Да что вам без меня плохо пьется? Я бы рад. Но не могу.
- Ну, ясное дело, парень то с гнильцой! Все вы переводяги такие, вы нас не уважаете. Обзываете хабирами! Знаем мы вас.   
- Мужики, вы старше меня, вы должны быть…
- Ну что мы его упрашиваем?
- Не надо меня упрашивать.   Я мечтал этот концерт посмотреть всю неделю.  Может всю жизнь мечтал.  А выпить, мы еще выпьем и не раз.    
- Ладно. Ясно все нам. Гнилой ты мужик!
- Не обижайтесь.
     Я иду в свой номер. Делаю себе джин-тоник. Включаю телек. С небольшим опозданием начинается концерт. Любимые «Роллинги». Что-то из них я видел в Москве у друзей по видео. А вот так, чтобы полный концерт с публикой - это впервые.  Полнейший восторг! Жаль – нет никого рядом, с кем бы вместе я мог поорать.  Джаггер какой заводной!  А уж годков то ему! Да он петь никогда не прекратит. И все они молодцы. Ричардс особенно.  Похож на Кощея бессмертного. Да он и есть бессмертный. Говорили, он должен был умереть от наркоты еще 20 лет назад. А живет же, курилка. Молодец. Пол жизни на героине. А может и вся его жизнь.  И курит постоянно во время выступления даже не вынимает сигареты изо рта.  И песни то, совсем немого новых, но хороших, нужно признать, а так - старые добрые хиты.  Как и положено, и про Хонки Тонк Вуман, и про Рок-н-Ролл, и про Сатисфекшин.  Самые любимые песни.  Посмотрев концерт до конца, я лег спать. После бани, пьянки, ночных купаний в океане, я как будто бы провалился. Сон наступил мгновенно. Глубокий и крепкий.
                --------------------
- Вставай, вставай. Срочно! Нужно. Быстрей. Надо помочь!               
     Я никак не мог понять, что происходит. Меня кто-то очень сильно тряс за плечо.  Казалось, что заснул я секунду назад. И вот меня будят.
- Идите в жопу. Я же сплю. Я же сплю! Разве не видно? Без меня нельзя продолжить?  Сплю я!
- Вставай. Вставай.
- Куда? Зачем. Я только лег.
- Вставай давай. Помощь нужна.
     По голосу, я понял, и вправду стряслось что-то серьезное. Я открыл глаза. Боже! Это же Сергей.  Лицо в крови, рубаха порвана.  Его трясет, как в лихорадке. Что-то случилось.
- Серег, Серег. Ты откуда? Что за е.. твою мать?   
- Одевайся.  Скорей. Пойдем.
- Что с тобой? Откуда кровь?
- Это херня. Не кровь.  Вот там.  Вот там, так полный п… дец. Давай, одевайся же быстрей. Там полный п…дец. Говорю же. Бежать надо.
- Что? Где?
- Недалеко тут. Слава богу. У Куки. Рядом. Откуда она взялась?  Черт бы ее задрал! 
- Да кто же? Что случилось то?
- Увидишь. В… ались мы.
- Куда? Когда?  Вы же пить пошли? «Белую лошадь».
- Ну, да. Ну да. Но этот м…ак, Вадим, докопался, хочу за руль, хочу за руль! Покажу, как надо ездить. Что вы, слабаки, как…  В общем поехали мы на илью еще раз.
- Это ж сколько времени то было?
- Хер знает. Я не смотрел. Давай быстрей, быстрей.   Поздно уже. Или наоборот рано. Хер знает.  Доехали до ильи в 3 секунды, ну как там купались, я уже смутно, так сказать, и вот едем назад, этот м...ак в общем,  тут у Куки из-за поворота выскакивает на нас… и бац! В общем я отлетел куда-то. Слава богу, у меня то все на месте. Кровь. Это так чуть-чуть.
- Остальные?
- Я не знаю, там за рулем фургона, тетка, она полицию вызвала, я за тобой. Мы ж ни ухом, ни рылом.  Надо ж объяснять, что-то.  Она орет как оглашенная, а я ни фига не понимаю, чего она орет. 
- Скорую надо вызывать. Хоть живы они?
- Не знаю.
- Как не знаешь?
- Как? Как? Вадик башкой об руль.  Кровища там. Эти повылетали.  Ладно, сам увидишь сейчас. Чего рассказывать?    
     То, что я увидел, это настоящая «жопа с ручкой», или вернее, «полный п… дец.» На перекресте стоял наш УАЗИК, весь смятый, как будто бы он не из металла, а из фольги. Машина врезалась в бочину фургона «Тойота», помяв его довольно значительно.  За рулем УАЗИКА сидел Вадим, его сильно прижало, грудью он лежал на руле, из головы текла кровь. Явных признаков жизни он не подавал. Я подошел поближе: «Дышит, слава тебе, господи!» Анатолий с Володей валялись неподалеку, кажется, в сознании, Анатолий держался за ребра справа и стонал, у Володи что-то с левой ногой, возможно перелом. Но вроде, все живы.  Я настолько обалдел от всего этого, что не разу заметил негритянку уже в возрасте, которая бегала вокруг «Тойоты» и истошно кричала: «Кто мне заплатит? Кто заплатит? Черт знает, что! Кто будет это ремонтировать?» 
-  Не волнуйтесь, - попытался я ее успокоить. – Все починим.  Мы из советской военной миссии. Мы…
- Вы пьяные гоняете по ночному городу. Я даже увернуться не успела, как он со всей силы, меня в бок… Я даже, я не понимаю, как это… скорость километров 120, не меньше.      
- Вы вызвали скорую помощь?
- Полицию. Да наша полиция. Жди ее!
     Я подумал про себя, а как тут вызывать полицию или скорую. Я даже не знаю, как это делается. Никаких телефонов-автоматов тут нет.
- Нужно их к врачу. В госпиталь. В Советский госпиталь.
- Да вы же пьяные все! От тебя тоже виски разит, от всех вас виски пахнет. Я ехала в свой магазин с товаром, и тут...
-  Во сколько это случилось?   
     В суматохе я даже не взглянул на часы.
- Около 4. Я всегда в 4 еду.
     Тут подъехала полиция. Молодой парень в форме, совершенно неспешно стал осматривать место происшествия. Не обращая никакого внимания на стоны наших раненых.
- Слушайте, - обратился я к полицейскому.
- Подождите. Так, что тут случилось?
- Их нужно в госпиталь, срочно!
- Мне нужно протокол составить.
- В госпиталь!
- Подождите.
- Они умрут. Срочно. В Советский.
- Здесь произошла авария.
- Плевать на аварию! К черту аварию! Тут вопрос жизни и смерти.
- Успокойтесь. Не мешайте мне выполнять свои обязанности.
- К черту обязанности!
- Я сейчас вас арестую.
     Я понял, надо как-то по-другому. Иначе они точно здесь умрут. И никто
им не поможет.   
- Знаете, что? Я -  переводчик главного военного советника, я сейчас еду в советскую миссию, я немедленно сообщаю дежурному, он позвонит вашему министру обороны.  Вы понимаете, что это значит? Вы понимаете? Срочно, всех их везите в госпиталь.  Я ни секунды не шучу!
                -------------------
     Думаю, нет никакого смысла пересказывать речь нашего генерала ВВС на утреннем разводе в понедельник. Все и так понятно. На самом деле, нам всем сильно повезло, если можно так выразится.  Мои коллеги, хотя «переломались» довольно сильно, все же, к счастью, остались живы. И их травмы оказались не критичными. Примерно через месяц, может через полтора, все они «опять встанут в строй».  Кстати сказать, в «строй» то они встанут уже не здесь. Командировки у всех у них заканчивались.  И уже очень скоро, они собирались возвращаться в СССР.  И вообще непонятно, зачем им под конец командировки понадобился этот УАЗИК.  Но, что случилось, то уже случилось. Прошлого не изменишь.  Народ шутил: «Ехали бы трезвые, точно бы погибли. А так, пара переломов и все.» Я не возражал, но про себя думал: «Были бы трезвые, не поперлись бы купаться, а вот если бы не Роллинг Стоунз с его новыми «Стальными колесами», то… нет лучше об этом не думать».  Скандал с женщиной, в которую врезались мои хабиры, как-то удалось унять. Помню, что это оказалось непросто, потому как я сам ездил переводить все дрязги, возникшие из- за аварии.  УАЗИК же погиб окончательно, по сути целым у него остался только двигатель. Теперь, пока мои хабиры лежали в госпитале, я оказался единственным жителем Аламеды, за которым присылали автобус. Почетно, но вскоре я краем уха услышал разговоры: «А не переселить ли его, в дом, где живут семейные офицеры?   Слишком жирно живет он в своей этой Аламеде. Его кормят, за ним убирают, форму стирают. А мы все это делаем сами. И деньги на продукты тратим.»  Тем более, что эти «гоняльщики по ночным улицам», как выпишутся из госпиталя, уедут в Союз.  А мы только за одним целый автобус посылаем. Это неправильно.» Меня такие разговоры напугали не на шутку. Не то, чтобы я не мог убрать квартиру, приготовить себе еду, или постирать одежду. Мне это совсем нетрудно. Но в Аламеде то настоящая свобода! Я дружил с Марио и Жозе, мой португальский в результате этой дружбы, стал таким, что кондраты шарахались от меня, когда я заговаривал с ними с неподдельным лиссабонским акцентом. Им казалось немыслимым, что русский (а по виду меня нельзя спутать ни с кем другим) может говорить, как настоящий португалец. Совсем рядом жил мой друг Юрка, я ходил к нему в гости каждые выходные. Да и он ко мне захаживал, пока я оставался без соседа. В доме же, где одни русские (тем более военные) со свободой пришлось бы попрощаться.  Все друг друга знают, все друг за другом следят, а уж «контакты с иностранцами» там просто невозможны.  Нет. Я категорически не хотел никуда переселяться. И к счастью этого не произошло.