Матах

Григорий Аванесов
МАТАХ

«Христос горькую соль косвенно признал мудростью. Вся мудрость соли в перспективе, в проекции, в спиральном умножении качества.»
                Виктор Долгалев из «Кибла... Что это?» 25.08.2014

Матах – это двусоставное слово «матуцанел ах» – «подносить соль».

В морали и в поведении типичный армянин консервативен, то есть в достаточной степени сохраняет прошлое.

Дед соблюдал армянские обычаи, несколько раз делал матах. Матах — обрядовая традиция, существующая в Армянской апостольской церкви. Дословно матах означает «вознести соль» — матуцанел (вознести) и ах (соль).

Главный смысл матаха — дар Богу, через сотворение милостыни бедным, пожертвования. Совершается либо в виде благотворительной трапезы, либо — раздачей мяса пожертвованного животного.

Главный смысл матаха — проявление милосердия. Поскольку матах — это не кровное жертвоприношение, роль священнослужителя сводится исключительно к освящению приносимой жертвователем соли.

В строгом смысле матах является не установлением армянской Церкви, а формой народного благочестия (по моему мнению обычай до христианского периода).

Для совершения матаха необходимы животное, которое должно быть особью мужского пола (ягнёнок, бычок, голубь или петух), и соль. Закалывать животное должен старший мужчина. Старинным обычаем также является нанесения креста на лоб кровью жертвенного животного (дохристианский обычай).

После принятия христианства стал традиционен и символический матах, когда голубь выпускается в небо. Теперь вместо мяса животного, может быть совершено любое пожертвование, чаще всего лаваш и хаш, реже другая пища.

Кроме мяса к праздничному столу подаются хлеб, та же освящённая соль, зелень, брынза и красное вино. Перед началом трапезы пища освящается, а в отсутствие священника участники сами читают Айр мер (Отче наш) и молитву перед началом трапезы. По окончании застолья все встают и опять читают Айр мер и молитву по завершении трапезы.

Церковью благословляется не само животное, а именно соль, так как она служит символом чистоты и освящения. Матах могут делать только крещёные и только ради крещёных.

Матах нельзя совершать в среду и пятницу, а также в дни поста. Мясо матаха запрещено хранить дома как обычную пищу, ее необходимо в тот же день съесть за трапезой или раздать бедным, обычно раздают всем соседям.

Основная сущность матаха отвечает духу и заповедям Нового Завета, а не противоречит ему. Матах — не уникальное явление в христианстве, в древней христианской церкви после литургии имели место «трапезы любви», приготовлявшиеся для неимущих.

Принято делать матах в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освящением новой церкви, установкой  хачкаров.

Наверное, это один из самых старых обычаев моего народа.

РЕКОМЕНДУЮ:
"Карабахский гамбит часть1 начало" автор Ион Жани
http://www.proza.ru/2018/02/11/2369 ,

"О русском китайце, армянине и азербайджанце-часть1" автор Ион Жани
http://www.proza.ru/2018/03/12/1161 .

"О благородном цензоре, падшем поэте и не только-1" автор Ион Жани
http://www.proza.ru/2019/02/18/1840