Абстиненция

Сергей Михальчук 1
Абстиненция – (от лат. abs – «из-за», и teneo – держаться) – пон. Христианской Философской Антропологии, характеризующее особое состояние, [1] в которое попадает человеческая природа, возникающее в результате прекращения привычного для неё действия алкоголя, наркотиков или иных токсинов, естественного либо искусственного происхождения, вызывающих привыкание, [2] при внезапном перерыве в их приёме.

[1] Подобные «особые состояния» называются пограничными. Их изучение составляет предмет исследования Антропологии пограничных состояний – раздела Аскетической Антропологии.

[2] Всё разнообразие веществ, вызывающих «привыкание» удобнее всего назвать общим термином – «наркотические вещества», невзирая на все особенности в механизмах их воздействия на физиологию и нейрофизиологию человека. В число таких веществ – веществ наркотического характера, входят все виды алкоголя, табак, собственно наркотические вещества всех видов, а также лекарственные и химические препараты, употребление которых вызывает у человека специфические переживания, подобные наркотическим, т.е. переживания формирующие потребность употреблять их снова, и снова.

В отличие от психологии, ХФА рассматривает абстиненцию (далее А.), как феномен не только плотской сферы человеческого существования, а всей «природы человека»: и «плотской», и душевной, и духовной сфер существования. Всей природной полноты жизни, т. е. всех движений и действий, в которых человеческая личность проявляет себя. Причиной А. является привыкание к страсти, которое в аскетической христианской литературе называется греховным навыком. Это «привыкание» происходит постепенно, в результате того, что «личность» многократно совершает какое-либо страстное действие, увлекаемое своей волей. Страстная привычка постепенно оформляется или формируется. При этом «природа» конкретного человека включает часто повторяющееся «страстное действие» в свою систему естественного функционирования (гомеостатическую систему или систему равновесия). После этого в природном аспекте бытия этого человека формируется своя собственная природная воля, которая начинает навязывать эту квазиволю самой «личности» человека, даже если эта «личность» пожелает отказаться впредь от этого «страстного действия». Механизмом принуждения, который использует «природная воля», навязывая себя личности, и является, как раз, феномен А.
Изучением механизмов образования А. и методов борьбы с ней, и занимается «Антропология пограничных состояний».
В различных «сферах существования человека» А. проявляется не одновременно. Проиллюстрируем картину развития А. на примере воздействия на «человеческую природу» наркотических веществ.
В первую очередь развитие А. захватывает плоть человека. Боль и физические страдания «плоти» формируются постепенно и неосознанно для личности, так как они замаскированы наркотической эйфорией и грёзами. А. пока ещё не затрагивает ни душевную, ни, тем более, духовную жизнь человека. Степень и быстрота развития поражения «плоти» зависит от природы «наркотического вещества», его доз и продолжительности употребления. Характерными проявлениями А. в «плотской сфере» бытия человеческой личности являются следующие симптомы: головная боль, головокружение, сухость во рту, тахикардия. Иногда появляются тошнота, резкая физическая слабость, бессонница. Могут развиваться припадки, наподобие эпилептических припадков. Так называемая «ломка». Наиболее известна алкогольная эпилепсия.
По мере того, как человек начинает замечать физические страдания «плоти», из-за их усиления, А. входит в «душевную сферу существования человека». В психике, симптомами А. являются: угнетённые тревожные состояния, пугливость, частая смена настроения, [3] повышенная внушаемость и т. п.

[3] От отчаяния до оптимизма, от ненависти к страсти до поклонения ей.

Болезни плоти и душевные страдания вводят А. в духовную жизнь человека. В «духовной сфере» А. проявляется в борьбе человеческой «личности» с привычками её собственной природы. Она мечется между желанием нормальной жизни и той, угнетающей и больной действительностью, которая у неё уже сложился. Человека терзают попеременно: то раскаяние, то самооправдания. Самообвинения сменяются осуждением всей окружающей реальности. Вера - безверием и разочарованием. Мольба и молитва о помощи – сквернословием и богохульством. Стыд и самообличения – вспышками ярости и желанием продолжать употребление наркотика дальше и больше, назло всему миру. Даже если придётся пойти на преступление. Всё чаще начинают приходить мысли о суициде, чтобы разом решить все проблемы – разрубить «гордиев узел».
Всё это происходит до тех пор, пока человеческая личность не примет решения покончить, с чьей-либо помощью, со своей зависимостью от «наркотического вещества». В противном случае человек погибает.
Картина развития А. от любой другой греховной «страсти» принципиально не отличается от картины только что описанной здесь нами. Различия только внешние. Они объясняются тем, что другие «страсти», как правило, не так глубоко и быстро захватывают человеческую плоть. Поэтому, проявления А. во всех сферах «природы человека» не принимают, обычно, таких крайних и наглядных форм, и не развиваются так стремительно. Хотя, наблюдая за развитием картины нравственной жизни современного общества, нельзя не признать, что имеет место процесс некоторого сближения или сползания степени проявления всех пороков к крайним формам.
Давая определение пон. А., можно сказать, что: «Абстиненция, в ХФА определяется как «механизм», который формируется в природе человека усилиями его личности, увлечённой «порочной страстью». Этот «механизм абстиненции» «персонализирует» природу человека, создавая иллюзию присутствия в ней её собственной «квазиволи» - «природной воли человека». «Квазиволя» навязывает себя человеческой личности, подчиняя и порабощая себе «личную волю человека». Что выражается в привыкании человека к какой-либо «порочной страсти» и образовании зависимости  от неё личности человека, его самосознания».
Таким образом, становится понятным, что борьба с А. – это не только медицинская психофизиологическая проблема борьбы с зависимостью от какого-либо «наркотического вещества», а внутренняя духовномировозренческая проблема человека, борьба двух воль, присутствующих в его природе:
- его собственной «личной воли», стремящейся к жизни, с одной стороны;
- и порочной «квазиволи» его «природы», порабощённой «страстными желаниями», которая склоняет человека к желанию иллюзорного удовольствия ведущего к нежизни, т.е. к смерти.
По сути дела – это борьба добра со злом в каждом конкретном человеке!

Литература: [К78] – с. 5.