Сварщик Толик

Александр Дед
 
Порт Октябрьский, что под Николаевым вна Украине. Как всегда грузимся бронетехникой и ракетами на порты Алжира-Сирии-Пакистана-Индии. Деда своего знаю с училища, на три года раньше меня заканчивал. Больше в машкоманде знакомых нет. Из палубы-только боцман, Иван Орлов (царствие тебе Ваня небесное), с ним ходил на «Скульпторах» еще молодым третьим механиком.
Один из мотористов-бывший сварщик БТОФ (База Технического Обслуживания Флота)  Анатолий. Невысокий парень, примерно моих лет. С животиком и усами. О нем мой рассказ.



Такого редкого .....человека я не встречал в своей жизни ни до, ни после. Человек без чувства юмора абсолютно, ну  и туповат слегка.
Утренний развод на работы. Так, ты- к четвертому, ты - со мной заниматься кондиционерами, ты- токарные работы, ты Толя,к третьему механику, очистка сепаратора топлива №2.
- Не пойду. Я-сварщик. Что варить?
-Ты-моторист по судовой роли. Очистка сепаратора.
- Я-сварщик. Что варить?
-Сварочных работ нет. Физдуй чистить сепаратор!
-Я-сварщик! Что варить?
-Анатолий! Сварочных работ нет! Или сепаратор, или выходной день тебе ставлю!
Уходит из ЦПУ(Центральный Пульт Управления). Приходит минут через пять. «Что чистить?».
И так, почти каждый день. Народ флотский с юмором и Толю подначивают постоянно. И человек верит!


Идет моточистка цилиндра. Снята крышка, вынут поршень со штоком. Команда чистит поршень, перебирается сальник штока. Толик, как самый неквалифицированный работник, сидит в цилиндре и пробивает продувочные окна. Тропики, жарко, большая влажность, окна сильно закоксованы. Трап, по которому он спустился, вытащен, чтобы не мешал работе. Длина втулки  около 2,5 м. Сам не вылезешь, я уже пробовал.
Наклоняюсь над цилиндром посмотреть, как движется работа. «Толик! Смотри, чтобы не забыли про тебя и не закрыли крышкой!»-шучу я.
Подходит время обеда. Кто-то из мотористов, проходя мимо, тоже шутит: «Бля, про Толика то забыли !». Толик возмущенно орет из втулки. Народ подхватывает, ржет и спускает во втулку трап. 



Стоянка закончилась, выходим в море. Очередной перекур в ЦПУ.
Толик подходит ко мне и цепко глядя мне в глаза спрашивает, а что бы было, если бы его забыли во втулке. Я уже забыл про свою шутку и не воспринимаю сразу вопрос. Лицо Толика такое же серьезное, как и его вопрос.  Недоумеваю, но отвечаю ему так же серьезно: «Пипец котенку бы был». Толик продолжает допытываться: « И что?» Народ оживляется, предчувствуя развитие событий, и подтягивается ближе.
-Что, что? Провернули его.
-А как узнали, что он там?
В разговор вступает третий механик Саша : «Как, как? Через индикаторный кран глаз вылетел! Чей глаз, спрашивают? Твой? Нет! Может твой? Нет, не мой. Голубой глаз у сварщика-БТОшника  был!
-И что?-допытывается Толик.
- Что… Крышку открыли, он форму вредного пространства принял… Цилиндрическую…
- А дальше? Толик просто неутомим в любопытстве.
Вписывается четвертый механик Леха. « Сварной у них хороший был. Из нержи гробик сварил цилиндрический. Уложили туда и запаяли. Так и хоронили, в банке консервной…»
Кто-то из мотористов добавляет глядя в пол: « А фамилию на бумаге крупными буквами написали и по кругу банки наклеили, как на шпротах. Чтобы в аэропорту не потерялся, пока на Родину летел.»



Наконец Толику приходит счастье-работа по специальности. Свищ в трубе охлаждения. Надо варить новую. Народ напутствует: «Толя, без свищей вари! За свищ раньше БТОшникам по фаланге пальца на судах рубили. Поссала труба- фаланга прочь!». Следует дурацкий вопрос Толика: « И что?». Народ развивает тему. «Многие и без пальцев домой возвращались. Есть нечем было. Жены изолентой вилки-ложки к культяпкам приматывали».
Толик верит всему сказанному. Идет варить трубу в сварочную. Переживает от услышанного, варит плохо, труба ссыт через пору, народ ржет.
Развлечений на судне мало.