Тамань

Анатолий Музыченко
Летом 2011-го я решил съездить вместе с моим товарищем Володей Алексеевым по его приглашению в экспедицию на Тамань, где он давно изучает грязевые вулканы. 

Он кандидат физико-математических наук и поначалу изучал свойства жидких металлов в закритических состояниях, что было отмечено Госпремией Украинской ССР, после чего увлекся другим.

Алексеев - это вечный двигатель, и нынешний легендарный Жак Паганель нашего времени. Где он только не бывал, и даже по нескольку раз! И на извержениях вулканов Камчатки, и на Эльбрусе, и в батискафе на глубине 800 метров в Охотском море, и в Дагестане и на раскопках в Крыму…

Особая страница его странствий – экспедиции в Сибирь на поиски тайн Тунгусского метеорита, и за его вклад в эту эпопею его именем названа малая планета диаметром девять километров VLADALEKSEEV. 

И главная его страсть - он стремится быть там, где есть хоть одна загадка для естествоиспытателя, рожденного, чтобы все увидеть, потрогать и узнать.

                - - -

В этот раз с ним были трое: Нина Алексеева - его однофамилец и сотрудник по работе, Володя Сотсков - студент 6 курса Физтеха в Долгопрудном, и Людмила, геолог. Они измеряют наличие водорода, ртути, и изучают аэрозоли.
Я пробыл с ними неделю, но завтра мне уже уезжать, и сегодня иду с ними на маршрут.

- Володя, надень рубашку! - в пятый раз требовала Нина, которая оставалась на базе в Веселовке, где она вместе с Людой жила в отдельном из бревен домике наверху. - Сейчас же надень, я тебя не пущу!

- Ты проводи мониторинг. Вон там, - показал он на трещины в крутом откосе за домом. - Это серьезная сейсмическая задача. Занимайся своим делом, мы пошли.

- Володя, надень рубашку! Давно ты не болел? Ведь только-что… Сейчас же надень!

- Я уже давно выздоровел! Ну, хватит, всё, всё! - И более не слыша возражений, он зашагал вниз, а за ним и мы, остальные.

- Дай, понесу рюкзак, - протянул он руку к Людмилиному рюкзаку, где был ее прибор.

- Нет, мы с ним сроднились, - запротестовала она, - мне так удобнее.

- А я в пятьдесят лет так ходил, что мне кирпичи в рюкзак накладывали, чтобы не убегал, - пояснил Алексеев, который в этот раз ничего не нес.

…Через километр начались овраги с жесткой сухой травой и небольшими кучками колючек, где и были вулканы. Здешние вулканы - это не исполины до неба, а размером в блюдце, тарелку или до 1-2 метров немного выпуклые возвышения из грязи, у некоторых в центре или сбоку прорывались пузыри, в других небольших углублениях иногда видна нефть.

В пятистах метрах внизу к морю проехала машина, дул ветерок и на море блестело большое и яркое солнечное пятно.

- Вот, - сказал Алексеев. - Море рядом, а здесь никто не бывает. Это хорошо. Все едут мимо, чтобы поскорее искупаться.

- Ты не хочешь, чтобы сюда приехала буровая машина? - спросил я.

- Естественно.

- Чтобы нефть не раскопали?

- Естественно.  Тут Турция рядом. Им главное все поскорее выкачать, продать и купить виллу в Лондоне.  А мы здесь каждый год проводим исследования, и не обязательно всем об этом знать, - закашлялся он и пошел выбирать места для приборов.

- Иди на ту горку, - показал он Люде. – Там был источник. Сейчас он почти сухой.  Этот вулкан знаменит тем, что в нем я провалился в нефть и битум. До самого пояса. Потом полдня брюки снимал, так прилипли.  Та-а-к… Измеряем в той трещине...

Она вставила трубку-газоотборник и включила прибор с вентилятором, вглядываясь во вшитое в чехол стекло, где замелькали цифровые отсчеты.

- Чей это прибор? - поинтересовался я.

- Это делали у нас, в России. Для геологов.  Для ртути он стоит 400 тысяч рублей, а для поисков нефти  вдвое дороже.

Я подошел и спросил  Алексеева – не стоит ли сделать небольшой прозрачный конус с трубочкой наверху, чтобы зажечь газ из вулкана? Будет красиво. И потом, слышав  как он провалился в нефть, я сказал о трудностях, о которых не надо забывать.

- О трудностях говорить нельзя.

– Почему?

– Они есть всегда. Все это знают, и нечего зря языки чесать. Главное – результат. А все другое не имеет значения.

И он принялся ходить и приглядываться к разным лужам и пузырькам.

– Вы должны запомнить, – объяснял он нам, – это уникальная долина. Здесь место рождения грязевых вулканов.
– А сколько их?
– Здесь все меняется. Но в среднем – примерно 80 или 100. Мы этому посвятили двадцать лет. Вон там вулкан, мы его называем «Томским», они тоже были здесь. Это «Витино поле». Он их сотрудник, и умер в экспедиции. Мы тут мерили целый год. Лазерами, измеряли электрическое поле, дисперсию. Результаты потрясающие! Вот сейчас измерим ртуть.

Володя Сотсков вытащил прибор с цифровым табло и вставил трубочку в расщелину. Почти бесшумно зажужжал всасывающий вентилятор, и он попросил нас не ходить с наветренной стороны.

Его руководитель по диплому – доктор наук, сын академика Анатолия Петровича Александрова. Сам Володя – старательный парень. Он присел у чемоданчика и более плотно занялся прибором.

– Слушай, – энергично направился Алексеев к Людмиле и указывая чуть в сторону. – Этот вулкан, который всю неделю молчал – выплюнул нефть! Иди туда, посмотри!  Ну, вам повезло!

Затем вернулся ко мне.

– Иди туда, вниз, – показал он. – Посмотри, работает ли вулкан. И там, дальше.

Держась за былинки и камни, я стал спускаться вниз. Вскоре показалось черное пятно с пузырями, и в пяти метрах другое. Я осмотрел и посчитал число и диаметры пузырей. Вернувшись и обсудив эти сведения, мы пошли к живописной и слегка выпуклой поверхности диаметром 4 метра из плотной, будто полированной смеси грязи и битума, и с небольшим кратером наверху. Весь склон жирно блестел, и с одной стороны было с десяток влипшей в битум саранчи.

– Люда! - позвал Алексеев. - Будет время, сними эту саранчу! Сфотографируй!

Затем повернулся ко мне:

- Надо сделать схему расположения брекчей.  Бумага есть? Хорошо. Будем считать от этого вулкана. Ты рисуй, а я посмотрю там.

- А что такое «брекчия»?

- В отличие от геологов, мы называем так грязевый вулкан. Грязная или, бывает, серая вода.

Я спросил, где расположен Север и, силясь шагать метровыми шагами, начал измерения.

Этот район находится вблизи стыка Евразийской, Африканской и Аравийской тектонических плит, а поскольку границы разломов являются зонами повышенной сейсмической активности, то все виды вулканов, включая грязевые, дают важный материал для изучении тектоники Земли. Зная, что Алексеев всегда докладывается на специализированных конференциях и публикует свои работы, я измерял расстояния поточнее, чтобы мировое сообщество было им довольно. В одно из возвращений к исходной точке я спросил:

– У этого вулкана есть имя или номер?

- Есть. Да мы его и так знаем.

- Предлагаю назвать его «Центральный». На моей родине в Кузбассе в Киселевске все шахты имеют свои имена. «Центральная», «Тайбинка», «Маганак», «3-бис», «Шахта Сталина» и другие. Смотри, как звучит!

- А мы так его и зовем, «Центральный».

На схеме появилось 14 точек. Один грязевый размером в блюдце и идеальными острыми бортиками был красивее всякой игрушки. Другой такой же опрятный водяной вулканчик весело пузырился и разбрасывал во все стороны искрящиеся в радуге мельчайшие капли, подбрасывая их на 5-8 сантиметров. Шагах в двадцати был еще один, и в нем шипело и шваркало как в сковороде.

Я пошел к «Томскому». Это подернутая нефтяным слоем лужа, в центре всплыл пузырек диаметром 1 см. Затем всплыл в пять раз больший и оставил после себя круглое желтое пятно.

Вчера встретился "поющий" вулкан. Газ с интервалом в 10 секунд по узкому каналу подымается наверх, издавая по пути различных оттенков звуки и посвисты, которые заканчиваются в кратере бульканьем большого пузыря.

Недалеко и другие вулканчики. Однако, судя по следам, сюда забредают и случайные туристы.  Вот валяется пакет и две мятые бутылки. В другом месте еще большее кощунство - в вулкане вверх дном торчит стеклянная бутылка. Я спросил у Алексеева - как подымается рука делать такие безобразия?

- Да, бывает и такое, - не имея возможности наказать громом и молниями обидчиков вулканов, тоскливо ответил он. - Если сможешь, убери, пожалуйста, я не могу смотреть и даже подойти. Я бутылки ненавижу...

Я вытащил и долго не мог найти, куда девать, везде она смотрелась диссонансом и портила все вокруг. Решил закопать.

…Светило Солнце, и в двух километрах отсюда на пляже загорают и купаются отпускники. Но здесь в экспедиции царит ладный и дружный закон, которым издавна живет Алексеев: «Все остальное сегодня только после того, как будет сделан план».

И едва ли этот вечно ищущий человек знал и сможет хотя бы приблизительно объяснить, что означает слово "отпуск".

- …этот факт удивительный, - доносился его голос. - Какая диффузия? - удивлялся он. - Нефтяной замок, и из него ничего не выходит. Отли-ично!

- …А тут квинтэссенция, мало ртути, - слышалось уже из другого места. - А там было  в двадцать раз больше!?   Это надо зафиксировать…

- ...Ты представляешь, мы уже ушли, а он напрягся - и плюнул! Нефтью! Я это приветствую! Я тронут…

- …Раньше тут был ручей и впадал в Черное море. Сейчас он сменился на группу сероводородных источников. Запиши, - обратился он к Люде: - «…родились четыре сероводородных источника. Два не действуют.  А два активно действуют». В общем, подымайтесь туда. Нет, не туда. Меня взволновала вон та точка. Идем. – И маршрут продолжается.

          - - -

    …Вспоминая поездку, могу сказать, что мне повезло увидать нечто большее, чем работа с приборами и походы в маршрут. Часто экспедиции проводятся за свои деньги. И если собрать хотя бы часть сведений и материалов о сделанных Володей в его жизни многих делах, достойных объемной эпопеи и лучших легенд, то окажется, будто под его фамилией действовали множество самых разных интересных и неутомимых деятелей и исследователей необычайно широкого кругозора и профиля. Я лучше узнал Алексеева, и наука может быть спокойна, имея таких подвижников, как он.

               
                - - - - -
   


12-19 сентября 2011.