Осенний экзамен

Александр Андриевский
Несколько месяцев Вася Игнатьев, учащийся пятого класса  деревенской средней школы, что находится в небольшом сибирском посёлке , не мог слышать слово осень.  У него  была веская причина для этого: в последних числах мая, классный руководитель пятого "а" класса, Селиванова Римма Петровна сказала ему о том, что по арифметике оставит его на осень. Это означало, что Вася, в начале июля, должен ходить в школу целую неделю, на дополнительные занятия по арифметике, а потом будет писать контрольную работу. Естественно, что написать её нужно  хотя бы на тройку, чтобы его перевели в шестой класс. Всё бы ничего, но эти занятия будет вести математичка Ирина Николаевна, руководитель седьмого класса . К великому сожалению, она была требовательной учительницей, поэтому, не все ученики, сдавали экзамен.               

Однажды, в конце мая, Вася возвращался из школы домой с испорченным настроением. Он думал о том, что некоторые новые одноклассники и одноклассницы, в разговорах меж собой, будут называть его  второгодником. Очень часто, на второй год обучения в школе оставляли отъявленных нарушителей школьной дисциплины, поэтому к ним все ученики относились настороженно. Были среди них такие, кто не хотел учиться и ходил в школу на занятия, потому что так было всем  удобно и родителям, и сельским властям, до определённого времени.      

- Вася, ты чего идёшь домой такой невесёлый?- проговорила Надька Фёдорова, его одноклассница, догнавшая его.- переживаешь, что оставили на осень по математике? Меня тоже оставили на осень,
 что теперь делать? Расстраиваться что-ли? Подумаешь! Не стоит из-за этого расстраиваться! Не напишем мы контрольную, значит лишний год проучимся в школе, я не собираюсь учиться до десяти классов, мне и восемь классов хватит. Жизнь покажет чё делать дальше.
   
***   

Вася Игнатьев, во всех младших  классах школы, по всем школьным дисциплинам, кроме арифметики, учился на хорошо, то есть на четыре и пять. Пятёрки он получал за предмет историю, и за хорошее поведение. Его мать, Галина Ивановна, часто спрашивала его о том, как он учится в школе.
- Мама,-отвечал ей Вася: - По всем предметам я учусь хорошо, кроме арифметики. Хромает у меня арифметика, почему -то. По арифметике  всегда  получаю тройки, иногда могу и двойку получить, но это редко бывает. 

- Сынок, говорила ему Галина Ивановна в таких случаях, - ты старайся учиться по всем предметам на пятёрки и четвёрки. Вам, молодым, все двери открыты в школах. В училищах, в техникумах, и в  институтах  за учёбу студентам  даже деньги платят. Как же вам не учиться? Только учись! Молодым людям сейчас нужно жить и радоваться жизни. Я , сынок, не училась. Мне нужно было маме помогать ростить Петю, Пану, Мишу и  Проню. Я же старшая в семье была. Помню тятя маме сказал:-  Нам с тобой нужно Галю в школу отдавать учиться. Пусть она учится. Мама как накинется на него:- Ты чего выдумал? Учиться! Ага учиться! Кто же тогда будет мне помогать ребятишек ростить? Ты об этом не подумал? Вот и вся моя учёба.Я даже не знаю, как двери в школе открываются. Сама я не училась, зато сестра моя и братья учились в школе, они грамотные. Если бы я была грамотным человеком, то где-нибудь в конторе за бумагами сидела и получала бы хорошие деньги. Не пришлось мне в школе учиться! Мне нужно было маме помогать растить сестру и братьев. А я ведь была способной к учёбе. Мне было сорок лет, когда меня научили расписываться учителя, жившие  в  бараке.Сейчас, вам, молодёжи, нужно жить да радоваться жизни. Для вас все двери везде  открыты. За то, что студенты учатся в училищах, в техникумах и в институтах, государство им платит стипендии. Только учись! Учись, где душа твоя пожелает!         
   
***

С тяжёлым сердцем жил Василий целый месяц, в ожидании начала подготовительных занятий  по арифметике. Жизнь перестала его радовать с того времени, как его оставили на осень по арифметике.
 "Надо же так было случиться!- часто думал он, - лучше бы меня оставили на второй год по арифметике в шестом классе. Арифметику в шестом классе изучают всего два месяца. Вместо неё  будет алгебра. Не повезло мне."

Иногда он мечтал о том, что случится чудо: он напишет на тройку контрольную работу за подготовительные занятия и его переведут в шестой класс, но эти мечты он всегда ставил под сомнение, когда вспоминал о том, что у Ирины Николаевны многие осенники  как правило остаются на второй год  в своих классах. " Если занятия ведёт Ирина Николаевна, то о чуде можно забыть",- всегда заканчивал он мечты о том, что сдаст экзамены по арифметике за пятый класс.

Время меж тем летело незаметно. Вскоре, наступил июль и Вася начал ходить в школу на подготовительные занятия по арифметике. Не успел он привыкнуть к ним, как Ирина Николаевна сказала им с Надькой Захаровой о том, чтобы они хорошенько просмотрели все задачи и примеры по арифметике, которые решали в последнюю неделю.

***

Есть хорошая поговорка, говорящая:" Чего человек боится, то с ним и происходит". Второе я Василия, говорившее ему  о том, что ожидать  чуда ему не нужно  потому, что занятия в школе на курсах ведёт Ирина Николаевна, оказалось право: он написал контрольную работу по арифметике на двойку.
   
Надя Захарова, также как и он написала контрольную работу на двойку. В отличии от него, она  не была расстроена тем, что осталась в пятом классе на второй год обучения. - Подумаешь, - рассуждала она, когда они  возвращались домой, - не беда,что нас с тобой оставили в пятом классе на второй год. Жизнь продолжается. Будет и на нашей улице праздник!
      
Впрочем, она оказалась права. Время скоро залечило душевную рану Василия. Став взрослым человеком, он порой вспоминал школу, вспоминал  осенний экзамен по арифметике, за который получил двойку. " Жизнь, как строгий учитель часто не прощает человеку его ошибки,- думал он, - если он ошибается, то расплачивается за них или страданиями, или деньгами. Самое главное для человека - выйти достойно из всех жизненных испытаний, чтобы подтвердить это высокое звание, которое он получил, когда родился на планете Земля".