Наводчик

Вадим Светашов
                Наводчик.

            В лесу звенящая тишина. Холодное солнце белым матовым шаром зависло низко над горизонтом. Его лучи не пробивают морозной изморози. Температура ниже минус тридцати. Изредка раздаётся треск, похожий на выстрел – это лопаются от мороза стволы деревьев. Наш ГАЗ-66, с фанерной будкой в кузове, медленно едет по трелёвочному волоку через большой выруб, переваливаясь через толстые сучья и стволики брошенного тонкомера. Бригада из восьми человек, несмотря на холод, в полном составе выехала на лосиную охоту.
             В этом году охотникам на копытных не повезло. Охоту официально открыли с первой субботы ноября, но при обязательном условии наличия снежного покрова. А снег выпал в последних числах ноября. Оставалось четыре сдвоенных выходных и пять лицензий на руках. Четыре из них (заготовительные) необходимо было закрыть и туши сдать государству. В противном случае бригада автоматически лишалась права на получение лицензий в следующем году. Судьба пятой (спортивной) никого кроме членов бригады не интересовала, потому, что мясо добытого лося распределялось между ними. И она была именно пятой, так как закрывалась только после заготовительных.
            Машина остановилась. Волок в разных направлениях пересекался лосиными следами. Звери здесь кормились осиновыми ветками и корой с порубочных остатков.  Двое вышли и пошли по волоку впереди машины, считая следы. Один считал ушедших налево, другой – направо. Метров через сорок следы перестали попадаться. Произвели расчёт. Налево уходило на три следа больше. Причём в группе были бык и две коровы.
            Места были мне хорошо знакомы, но тем не менее я развернул лесную карту. Ничего хорошего она нам не показала. Следы уходили в квартал размером два на один километр. Внутри него дорог не наблюдалось. Но по квартальным просекам проехать было можно. Что мы и сделали. Круг замкнулся, выходных следов не было. Лоси остались внутри квартала. Встал вопрос, куда пойдут вспугнутые лоси. Предпочтительнее казалось северное направление. За просекой начинались молодняки, через полтора километра переходящие в обширное моховое болото. Отправив стрелков закрывать северную сторону, через двадцать минут пошёл по следам в загон. У меня даже мысли не возникло, что смогу подойти к лосям на выстрел. Снег не то чтобы скрипел, он визжал под валенками, и они услышали бы за пару сотен метров. Поэтому шёл быстро, не обращая внимания на издаваемый шум.
            Сначала следы шли в «правильном» северном направлении и уже через три сотни метров вывели к лёжкам. Лёжки подёрнулись слоем льда, но под ним был мокрый снег. Значит, лоси встали недавно, явно встревоженные шумом машины. Но напуганы они не были, хотя и решили сменить место дневного отдыха. С лёжек ушли спокойным шагом.  Вот только отправились они не на север, а на запад, всё больше отклоняясь к югу. Неожиданно для себя я вспомнил про ворона. Эта чёрная птица появилась на моём горизонте в позапрошлую зиму. Я точно так же был в загоне, преследуя пару лосей, и впервые обратил внимание на пролетающего надо мной ворона.
             Он молча сделал надо мной небольшой  круг и улетел в том же направлении, куда двигались лоси. Через короткое время услышал его голос. Кричал он несколько необычно: «кра, кранк, кра». Я и раньше слышал подобный крик во время охоты на лося, но не придавал этому значения. На этот раз у меня возникла шальная мысль, а не подводит ли он меня к добыче. Ведь на месте забоя остаются внутренности, зачастую с жиром, которыми умная птица с удовольствием полакомится в компании таких же чёрных личностей.  Как бы подтверждая эту мысль, ворон крикнул ещё раз на том же месте. Вскоре я заметил его сидящим на верхушке сосны и в тот же момент увидел вскочивших с лёжек лосей. Они несколько раз мелькнули между стволами и исчезли. Недовольно каркнув, ворон снялся с вершины дерева.
            Утешением послужило то, что лоси пошли на линию стрелков, и через пару минут послышалось два выстрела. Быка-трёхлетку тогда завалили, а корову пропустили. Когда обрабатывали тушу, в вышине над нами кружили три чёрных птицы. На следующий год ворон дважды участвовал в охоте, причём оба раза удачно. Интересно, что появлялся он только тогда, когда загонщиком был я.
            И вот сейчас, как по волшебству, в тишине надо мной раздалось: «Кларк»! И ещё пару удививших меня звуков. Такие булькающие звуки издают вороны во время токовых полётов! Тут же услышал упругое гуденье крыльев. Ворон пролетел над самыми вершинами сосен. «Клар», вновь услышал я. Значит, соучастник моих прежних охот соскучился и радостно  приветствует меня!  Улыбаясь, помахал ему рукой. Птица сделала надо мной два круга, поднимаясь всё выше и выше, и полетела в направлении ухода лосей. Через несколько минут я услышал  особое карканье ворона. Так он подавал голос над будущей добычей. Несмотря на морозный воздух голос, как мне показалось, раздавался далековато.
            Я прекратил преследование и кратчайшим путём вышел на номера. Собрал охотников, быстро объяснил им новую задачу и отправил закрыть юго-восточный угол квартала. Возвращаясь к следам, слышал урчащий звук двигателя машины, пока он  не замолк где-то на юге. И почти сразу же подал голос ворон. Потом ещё раз и ещё. Голос передвигался в восточном направлении!! Но я полностью доверял ворону и понял, что лоси вновь уходят от звука, издаваемого движущейся машиной.
            На свой страх и риск бросил следы и опять вышел на линию стрелков. Третий раз я переставлял номера, на этот раз отправив охотников пешком, отсечь по квартальной просеке восточную сторону квартала вплоть до входных следов с вырубки.  По накатанной дороге это можно было сделать быстро.  Конечно, я рисковал. Если лоси побежали, то они уже пересекли восточную просеку. Я надеялся лишь на то, что они ушли спокойно и сейчас уже лежат.  Дошёл до следов и обрадовался: звери просто отвернули от надоедливого шума и медленно двинулись внутрь квартала. Как бы в ответ на мои мысли каркнул ворон и минуты через три ещё раз на том же месте. Легли!! Подходить стал намного осторожнее, но лосей так и не увидел. Зато услышал лёгкий треск, и едва заметное поскрипывание снега. Вышел на лёжки и тут же началась канонада.
            В общем, завалили всех троих. До темноты обрабатывали туши, складывали в машину мясо. Ворона я видел. Он перелетел через выруб, поудобнее устроился на вершине крайней сосны, и как-бы задремал. Терпения ему хватило примерно ровно часа на полтора. Затем поднялся высоко в воздух и принялся накручивать круги над нами. Вскоре над нами кружило уже четыре чёрных птицы.
             К моему великому сожалению, следующий выезд я пропустил из-за неожиданно свалившейся под конец недели работы, а друзья охотники отличились, добыв двух лосей, и таким образом закрыли все пять лицензий.  На следующий и последующие годы нашей бригаде определили для охоты другой участок, в противоположной от посёлка стороне. Больше с моим крылатым помощником и наводчиком встретиться так и не довелось.