Деснянские байки. Вспомнилось...

Михаил Рыбаков 1
          Я приходил со школы, вытаскивал из-за пояса три самодельных тетради, укладывал на красный угол стола...
- Внучок, чего уселси, в хате ни капли воды, ишь уморился...
- Бабуля, я ж утром два ведра внёс....
- И-и-и, дитятко! А два чугуна картопли поросяте, а чугун борща, в печке преет, а пойло Лысухе?
- Ладно счас принесу...
Только внёс вёдра, поставил на услон,  как бабуля:
- А ты в хлев когда заглядывал?
- Та, с утра, сено давал...
- А под ногами что видел?
- Навоз, ба.
- То-то навоз... Лысуха скоро горбом в балку упрётся... Иди, хоть слой сними.
Ага...слой, где он тот слой? Утоптано так, что вылы не загонишь... Но бабушка, как то выделяла меня из всех домашних... То сухариком поддобрится, то по шее съездит незлобливо. Так и её понять можно, мама с папой на работе, а хозяйство порать надо... А тут болячка ей на правую ладонь пожаловала... Товарки говорили: "Бедная Улька, волос словила, без руки быть". Так оно и сталось, кисть усохла, скукожилась, на непогоду болела сильно и никакие мази, не помогали.
Копал я тот "слой" и вилами и лопатой, кое-как, к вечеру кучу навалял, дай боже... Подстелил трухи да соломки малость... А к утру такой морозина ахнул - мама не горюй... Хоть весь навоз обратно заноси.
Пришлось Лысуху в тёплые сени переселить - вот-вот телиться, а тут морозище...

       Меня собрали одним днём. Утром шёл  судоверфовский ЗИС, в Чернигов и я на нём отправлялся на курсы рулевых!
- Ма! И чего ты торбу собираешь, там же кормить будут...
- Э-э, сынок, своё, не трёт.
Я и не спал ту ночь. Мама только дотронулась и я вскочил - пора... Шофер Михаил Решетников жил, недалеко, но отец сказал:
- Провожу.
Только-только отпраздновали Пасху... Людей набралось порядком. В кузове , хоть стой, сесть негде, но как-то устроились... А дорога, разбитая войной, ещё, не тронутая, с ухабами, могилами, искуроченной взрывами техникой... Восемьдесят километров...а попали  в город, на третий день пути...
Классы расположились в самом здании речного вокзала, в боковых флигелях, кормили  в столовой старого буксира-отопителя. Три недели пролетели, как один день, от глубинки областной центр отличался напрочь! Экскурсии, походы, посещения - занимали целый день, а учить уроки - ноченька, но странно, при такой нагрузке, экзамены сдали все, до единого захудалого.. А вручили нам удостоверения и назначения по судам. Я был на седьмом небе - попал на пароход "Восход", где, до войны, работал старшим штурманом отец. Жалко, что он уже ушёл в снабженческий рейс, по пристаням, пополняя уголь и припасы, для навигации 1952-го. Пришлось мне догонять свой пароход, на пароходе "Десне", но это уже другая история. А тут случилось непоправимое...
Телефонограмма поджидала нас целые сутки, в тридцати километрах от дома. "Спеши попрощаться бабой Улей" - всё. Я бежал, пока не задохнулся, посидел чуть, побежал подтюпцом, переходя на аллюр,  а прибыл к поминкам... Так и не знаю, чего хотела сказать мне баба, перед кончиной...
                09.10.17