Символы малой родины-Урмарского края

Татьяна Дорофеева-Миро
Символы малой родины.
станция Урмары, п.Урмары и Урмарский район


/Опубликовано в Урмарской районной газете "Красное знамя" в №50 от 14 июля и в №52 от 21  июля 2018 года/

По инициативе Правления Союза женщин России, при поддержке Правления Союза женщин Чувашии был проведен конкурс-акция «Символы малой родины», итоги которого подвели в рамках проведения Дня республики и XVI Всероссийского конкурса мастеров декоративно-прикладного искусства «Русь мастеровая» в г. Мариинский Посад Чувашской республики.

Конкурс «Символы малой родины» проводился в рамках программы Союза женщин России «Духовность. Культура. Здоровый образ жизни». Целью акции является укрепление духовно-нравственных основ общества, формирование патриотизма, благодарной памяти, гордости, любви, уважения к малой родине, родной земле, к стране, к отечественной истории.

Призыв достаточно простой: давайте находить и популяризировать символы своей малой родины, как части единого государства, создающие образ нашей самобытной и уникальной страны. У каждого региона есть своеобразие, тесно связанное с культурой, определяющей его самобытность. Однако мало кто знает об этих символах.

По теме была проведена исследовательская работа, в ходе которой невольно вспомнила старую водонапорную башню на территории Ж/Д вокзала.

Всем известно, что наш поселок Урмары начался с открытием станции, а значит, водонапорная башня стала бы ярким символом нашего края. Если бы ее не снесли. Не вдаваясь в подробности, кто и зачем это сделал, хочется отметить, что сейчас важнее другой вопрос: кто и когда возьмется за её восстановление.

И если Урмары и Урмарский район – наш дом, то станция - это колыбель. С колыбели начинается Родина, с колыбели закладываются все лучшие духовные основы, в том числе и патриотизм. Людям нужна эта водонапорная башня, как символ малой родины, как генетическая память о предках, истории своего края, народа. Хочется верить, что возрождение водонапорной башни на территории ж/д вокзала – дело реализуемое, и что в будущем, несмотря на разные трудности, жители района получат в подарок башню, как символ малой родины.

Еще одним несомненным символом малой родины являются реки Урмарского района.

Родина - слово, вмещающее в себя много значений. Это - Род, родные, родник.

С родника - истока берет начало любая река. У родников, как у колыбели, в старину зарождалось село.

Во все времена вода была источником жизни. Вода в реках питала поля, поила животных,- имела важное сельскохозяйственное значение. Вода - в виде двух глаз – родников изображена на гербе Урмарского района. Источник на чувашском языке – ;;лку;. Если буквально перевести: око родника.

Два глаза на гербе Урмарского района Чувашской республики – это две основные речки Аниш и Аря.

В старину на Аре стояло 4 водяные мельницы. Водилась разная рыба. Начало свое речка Аря берёт в прудах западнее села Арабоси. Течет по холмистой равнине, в низовьях пойма реки заболочена. Склоны долины сильно расчленены оврагами и балками. 11 % площади водосбора залесены. Имеет 25 притоков. По мнению ученых, Аря переводится как «промежуток, расстояние, пространство между двумя пунктами» (туркм., турец., азерб., кирг.,татар.) (Э. В. Севортян). Арал - «остров» (тюрк., монг.); «заросли кустарников, урёма по берегам рек и озёр» (алт.) (Э. М. Мурзаев). Но в районе есть маленькая речушка Ар, что в переводе с чувашского на русский язык означает «мужчина». Если Ар - мужчина, то Аря - женщина.

Другой речкой, которая стала символом малой Родины - это речка Урмарка. Название созвучно с названием района. Урмарка протекает по территории Староурмарского сельского поселения. Название Урмарка, вывеска на мосту, судя по всему, появились совсем недавно. На всех картах и во всех документах она указывается, как Сиспевар. Это – одна из малых речек района, но окрестности такие красивые, что там отдыхает душа.

Это имеет большое значение в жизни каждого человека и занимает особый уголок в сердце. Ведь родину не выбирают, и заменить ее невозможно, как невозможно заменить мать.

Говоря о матери, материнстве, следует отметить третий символ малой родины- памятник «Мать и дитя» у входа в Комсомольский парк п.Урмары.

Испокон веков чуваши отображали свою жизнь в разных ритуалах, праздниках и даже в своей жизни, используя разные символы. На пути познания смысла символов малой родины рождается много открытий.

Издревле у чувашей считалось, что основная цель создания семьи - рождение и воспитание детей. Жившие в гармонии с природой, чуваши знали, что и птицы выводят птенцов, и пчелы живут семьями. Трудовой народ хотел, чтобы в семье было много детей. Рожали много детей. В народных сказках и песнях рассказывалось о многодетных семьях. Поэтому, памятник матери с ребенком, расположенный напротив входа в Комсомольский парк п.Урмары стал символом малой Родины.

Белый цвет символизирует чистоту и совершенство, воздух, прозрение, непорочность, невинность. Поэтому, фигура матери с ребенком, установлена на постамент белого цвета. Белый цвет также означает самоотдачу, истину, святость, спасение, священство, духовную власть. Весь этот смысл белого цвета можно отнести к материнству. Именно поэтому этот постамент достаточно возвышается над землей - над суетой. На постаменте – женщина, держащая на плече ребенка, как символ желания любой матери уберечь свое дитя от всего страшного и темного, желание поднять повыше от всего непристойного и того, что может навредить ребенку. Также это может быть знаком первостепенного смысла материнства: ребенок - важнее и превыше всего. Это понимали наши предки, это понимаем сегодня мы. И в то же время, ребенку на плече дальше виден мир, все его четыре стороны. Не зря в старину во время обряда наречения имени чуваши бросали кусочки хлеба в четыре угла дома, с пожеланиями увидеть все четыре стороны света. Сама женщина – как первоначало всего живого, первичная полнота, содержащая все духовные принципы. Символ кормилицы и защитницы, бесконечной любви. Первый объект любви ребенка - мать. Это также и его первый идеал, сохраняемый впоследствии как бессознательный принцип всех представлений о счастье, истине» красоте и совершенстве. Мать - как образ естества и любви. Хранительница ключей плодовитости и врат рождения, смерти и воскресения. Духовно она - дева, дающая жизнь сыну - Свету; мать всей мудрости, умения владеть собой и освобождения через просветление и трансформацию. «Она та, кто управляет из тьмы» и как мудрость способствует трансформации человека от самого элементарного к самому высшему уровню. Материнская социальная модель - матриархальное общество - характеризуется, особым подчеркиванием кровного родства, преданностью земле. Земле, на которой родился. Чуваши с древних времен жили большими семьями. Продолжение рода было важно: нужны были рабочие руки. Почитая законы природы, они трудились на земле, которая их взрастила. С древнейших времен все люди планеты почитали солнце. Не исключение и чуваши, у которых солнце присутствует на гербе республики. Древние чуваши - оседлый земледельческий народ. Ранние формы религиозных представлений показывают, что они поклонялись солнцу. Изображения солнца использовались, а у некоторых до сих пор используются в вышивке, в резных ставнях окон, на воротах и т.д. Солнце – как колесо жизни, вечная и могущественная сила, источник неиссякаемой энергии, благодать и надежда на лучшее будущее. Не зря на многих обрядовых праздниках чуваши использовали этот символ. Вот, на празднике «Акатуй-2018» в сюите был использован символ солнца: на длинном шесте была закреплена тухья, от которой во все стороны расходились цветные ленты. Девушки в национальных платьях привели в движение ленты: как карусель, поплыли по ходу солнца. Это значит, у чувашей, как и у многих народов мира, солнце особо почитаемо. Солнце над головой статуи матери и ребенка - знак того, что жизнь продолжается, что она течет по законам солнца, природы, в гармонии с космосом. Солнце над головой фигур матери и ребенка – символ связи, единения материнского начала и ребенка - как продолжения жизни. Солнце – знак равновесия, естественности течения времени, непрерывности бытия и вечной жизни. Это - оберег, чтобы защититься от любых негативных воздействий. Это – оберег приобретения богатства, счастья, хорошего потомства, сохранения здоровья. Так один из символов поселка Урмары становится символом района, и даже может стать символом республики и страны, потому что все мы рождены матерью, и все родом - из детства. Именно рядом с памятником осознается и ощущается сопричастность к историко-культурному наследию своей малой родины. Глядя на скульптуру матери с ребенком понимаешь, как нелегкая история чувашского народа, условия и обстоятельства их жизни формировали историю поселка Урмары и в том числе,- его символов.

И если мы сегодня будем помнить свою историю, бережно относиться к культурному наследию, уважать и любить свое прошлое, жить, ориентируясь на духовно-нравственные ценности, то можно смело говорить, что будущее у нас есть.