Сумеречная степь

Данат Шарип
Как спалось?
За грубо сколоченным деревянным столом сидел коренастый лет сорока пяти мужчина и пил утренний чай с молоком. Звали его Жомарт. Широкие плечи с развитыми мышцами говорили о недюжинной силе, а низкий лоб с широкой переносицей о том, что в своих поступках долго думать не привык.
Аскар не ответил. Только пожал плечами.
В отличие от Жомарта  он был высокого роста, худощав и широк в плечах. Внешне не выделяясь особой силой в его фигуре и движениях было что-то звериное.
Ничего ночью не слышал?- продолжал расспрашивать Жомарт.
Нет, я крепко сплю,- коротко ответил Аскар, присаживаясь за стол, на котором уже стояла чашка горячего чая. Он не спеша сделал глоток и замер, ощущая, как теплая волна разливается по венам, вытесняя ночной холод, наполняя тело жаром начинающегося дня.
Так крепко, что не проснулся, когда стучал в твою дверь?- стал уточнять Жомарт.
Оставь его. Лучше пей свой чай, пока не остыл,- подавая очередную чашку горячего чая, произнесла Айша.
Она была женой Жомарта и даже внешне походила на него. Человеку, не знавшему, что они являются мужем и женой, могло показаться, что приходятся друг другу братом и сестрой. Только Айша была чуть ниже ростом и коренастее. И глаза были чуть больше, но также прятались за массивными надбровными дугами. В них было больше теплоты и участия чем в глазах мужа.
Ты ведь знаешь, он ночью дверь никому не открывает, никого не впускает и сам из дому не выходит. Мы с тобой, не приведи аллах, конечно, ночью гореть будем, а Аскар пальцем не пошевелит, чтобы потушить. И не поймешь, чем всю ночь в доме занимается. Запрется, и пока солнце не взойдет, не выходит.
Он у нас большой интеллигент и вдобавок еще пунктуальный. Работает по времени. Вот только домашний скот по часам не вырастишь,- сквозь зубы промолвил Жомарт.
Аскар невозмутимо продолжал смаковать свой чай, словно речь шла о ком-то другом.
Айша подошла к нему с чайником и предложила долить горячего чая. Аскар молча протянул чашку.
Что у тебя с руками, они кровоточат?- задала она вопрос, увидев исцарапанные в кровь пальцы Аскара.
А чему удивляешься, как будто впервые видишь,- вмешался в разговор Жомарт. У него каждый месяц руки в кровь разбиты. Как новая луна нарождается.
Так этой же ночью было новолуние,- воскликнула Айша.
Вот именно. Только непонятно какая связь между луной и его руками. Не хочешь рассказать?- внезапно обратился он с вопросом к Аскару.
Аскар, не слыша вопроса, не спеша допил свой чай и встал из-за стола.
Спасибо,- поблагодарил Айшу.
Я погоню скот на дальние пастбища, поэтому меня не будет несколько дней. Скажи своим работникам, чтобы изгородь починили, - обращаясь к Жомарту, произнес Аскар. А то в одну из ночей овец можем не досчитаться.
А почему бы тебе самому не исправить, ты ведь тоже мой бич. Или уже забыл, при каких обстоятельствах появился здесь. Могу напомнить,- резко ответил Жомарт.
Айша замерла от страха. В кухне повисла тишина, словно в грозу, когда после молнии ждешь вспышку грома.
От этих слов Аскар вздрогнул, словно получил разряд электрического тока. Мышцы плеч резко напряглись, ноги напружились, в больших карих глазах промелькнула звериная ярость. Казалось, даже ногти на пальцах рук вытянулись и заострились, став похожи на когти. Он был готов броситься и зубами сцепиться в горло Жомарта. Тот даже испугался и резко отодвинулся к стене, ища опору и защиту для спины. Но мгновение спустя, ярость как внезапно зажглась в глазах Аскара, также быстро погасла. Аскар только повторил, что будет на дальних пастбищах, и вышел из кухни.

Не задирай ты его,- попросила Айша мужа. Я вся похолодела, когда он посмотрел на тебя. Чистый волк.
Ничего. Волков бояться в степи не жить. И не таких зверей приручал,- ответил жене Жомарт.
Его приручить не получится. Какой-то он одичалый,- возразила Айша.
Ты мой характер знаешь. Кого не могу подчинить того я убиваю,- угрожающе ответил он и вышел из кухни вслед за Аскаром.
Пройдя к деревянному загону, сооруженному на небольшой возвышенности не далеко от дома, Жомарт стал удивленно смотреть вокруг, будто что-то ища.
Зачем лошадей выпустил,- спросил подошедший к нему Аскар.
Я не выпускал. Думал, ты выгнал на пастбища. Но ошибся. Видимо это кто-то другой вместо тебя сделал. Иди, тащи сюда двух этих бичей.
Только иду оттуда. У них в доме перевернуто все, словно табун лошадей пытались спрятать. А самих нет.
И что?- спросил Жомарт.
Что, что?- не понял Аскар.
Спрятали?- уточнил Жомарт.
Издеваешься?
Даже не начинал. Жомарт повернулся, подошел вплотную и приблизил свое лицо к лицу Аскара.
А сейчас начну. Приведи сюда этих кулов, быстро.
Я же сказал их нет, исчезли куда-то.
Так найти их,- крикнул в ответ Жомарт.
Гнев затмил твой разум. Определись, что важнее для тебя. Табун лошадей или два бича, о которых никто не вспомнит, даже если умрут. Но чтобы тебе стало легче, скажу, где они,- сохраняя спокойствие, произнес Аскар.
И где же?- спросил Жомарт.
Там же где и твой табун.  Найдем твоих лошадей, найдем и твоих кулов. Только зачем искать, бичей, что ли мало, в степи похоронено. Позвони Пастуху. Он тебе новых людей привезет, на выбор.
Думаешь, Пастух бесплатно бичей привезет. За каждого не меньше барана возьмет. А если он профессором окажется, то не меньше двух запросит.
А зачем тебе профессор?- удивился Аскар. Они ведь работать не умеют. Школьник больше знает, как со скотом обращаться надо, чем эти переученные.
Для форса. Меня ведь в свое время со школы выгнали. Сказали, что я и знания вещи несовместимые. Только вон как все обернулось. Не помогли им их знания. Теперь мой скот пасут. 
Жомарт рассмеялся и со злости ударил камчой по голенищу своего кирзового сапога.
Ну, куда они могли деться. За последние три года уже шестеро потерялись. Только ты один у меня держишься.
Жомарт внимательно посмотрел на Аскара, словно подозревая его в чем-то.
А ведь ты у меня три года работаешь. А до тебя ни один человек не терялся. Как думаешь почему?
А я откуда знаю. Твои бичи ты и разбирайся,- резко ответил Аскар.
И все-таки, где ты был ночью?- внезапно спросил Жомарт.
Спал, дальше что?- ответил Аскар.
И ничего не слышал?- продолжил расспрашивать Жомарт.
А должен был что-то услышать?- в свою очередь спросил Аскар.
Ну, хотя бы как волки выли,- ответил Жомарт.
Аскар рассмеялся.
Ты что волков боишься,- стал подначивать он Жомарта. Тогда тебе в городе жить надо. А волков не бойся, они слишком благородные, чтобы в гости к тебе напрашиваться.
Лишнего не болтай. Пока еще ты у меня работаешь, а не я у тебя. Я родился и вырос в степи. С малолетства за скотом хожу. Мне волки твои как щенки от сучки безродной. Шею свернуть руки не дрогнут. А вот овец с жеребятами задрать могут. Так что говори, где ночью был, почему не вышел скот охранять.
А зачем? Когда последний раз твой скот волки тронули, можешь вспомнить?- спросил Аскар.
Жомарт задумался, затем подозрительно взглянув на своего работника, произнес.
А ведь действительно. С тех пор как у меня работаешь, ни один волк в кошару не забирался. Странно даже это как то. И собаки тебя боятся. Может, объяснишь почему? 
В отличие от людей собаки, как и волки не боятся, а опасаются. Бояться это удел человека, который даже молится не потому, что верит в бога, а потому что ему страшно становится. Вот и ты сейчас боишься лошадей потерять.
Конечно боюсь,- вскричал Жомарт. Ты ведь голозадый, тебе терять нечего.
Аскар в ответ только усмехнулся и промолвил.
Лучше быть нищим, чем трусом. Моя бедность позволяет сохранять лицо, а твое богатство сделала из тебя пресмыкающегося.   
Услышав эти слова, лицо Жомарта перекосилось от злости. Он поднял камчу и хотел ударить Аскара. Но увидев спокойный и пристальный взгляд его прищуренных глаз сдержался.
С тобой говорить только время терять. Легко быть нищим, особенно если ничего не делать. Ты вначале заимей свой скот, а потом тут лозунгами бросайся. Мне мои лошади по наследству не достались. И когда совхоз начальники между собой делили и присваивали, никто обо мне заботу не проявил. Хотя с малолетства работал в нем. Даже хромого жеребенка не дали. Поэтому я скот потерять не боюсь. Пусть боятся те, кто на него позарится. За своих лошадей любому шею сверну. А сил не хватит, зубами перегрызу.
При этих словах Жомарт сжал свои ручища в огромные кулаки, да так что пальцы хрустнули.
А ты садись на своего коня и поезжай искать моих лошадей. Нечего здесь трепаться. И без них не возвращайся,- приказал Жомарт.
Аскар подошел к своему вороному жеребцу и легко запрыгнул в седло. Затем слегка подняв коня на дыбы, поскакал на восход навстречу солнцу.