В. Верещагин. Победители. Мародёры

Алина Алексеева-Маркезин
ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН.ПОБЕДИТЕЛИ.МАРОДЁРЫ.(1878-1879).Киевский музей русского искусства.

     Во время чествования памяти В.В. Верещагина в Академии Художеств 20 апреля 1904 года И.Е. Репин сказал: «Когда смотришь на этого колосса, все кажется вокруг таким маленьким, ничтожным...»

      Собрание работ Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) является одной из богатейших монографических коллекций музея руского искусства в Киеве.. В своем творчестве, основной темой которого была война, Верещагин, как и его современники, стремился к объективному воссозданию жизни, проникнутой обнаженным нервом правды, остротой чувств. Путешественник, публицист, художник-баталист, находившийся постоянно на переднем крае, Верещагин часто становился очевидцем и участником событий, которым посвящал потом свои работы.

            Делал зарисовки, небольшие этюды писал прямо на полях сражений. Художник и погиб, как воин, находясь на борту броненосца "Петропавловск", который подорвался на японской мине близ Порт-Артура в 1904 году. Верещагин не был художником-баталистом в классическом, традиционном понимании. Он изображал не блеск парадов и побед, а как бы изнанку войны, ее жестокость и бесчеловечность.

           Одним из наиболее значительных полотен в собрании музея является произведение "Победители. Мародеры" (1878-1879), посвященное битве близ болгарского городка Телиш, где полк русских егерей, потерпев поражение, вынужден был поспешно отступить, оставив на поле сражения раненых и убитых, которые подверглись глумлению со стороны турецких солдат. Картина настолько убедительна, что воспринимается почти как документальная. Художник запечатлел нелицеприятную сторону войны, способствующую разжиганию у человека самых низменных инстинктов.

         В картине «Победители» (1878 – 1879, Киевский музей русского искусства) Верещагин изображает турецких солдат, с хохотом переодевающихся на поле битвы в русские шинели и мундиры, снятые с убитых. На первом плане, в траве, видны обезглавленные трупы русских солдат.

           Позы, жесты и лица турецких солдат очень выразительны, и в этом отношении картина «Победители» является некоторым исключением в творчестве Верещагина, вообще не стремившегося к психологической экспрессии. «И все это я видел своими глазами – говорил мне Верещагин» – пишет автор статьи о парижской выставке Верещагина в 1879 году в independence Belge», – т. е. видел не самую сцену трагического маскарада, но когда я удивлялся, встречая турецких солдат, одетых русскими, и пустился в расспросы, то слышал от них самих рассказ об этом эпизоде...»

                В этих словах достаточно ясно выражена суть картины: трагический маскарад. Трагический не только по его внешней обстановке, но и по его внутренней сущности – по чудовищному сплетению человеческого юмора с бесчеловечной жестокостью. Тему зверской расправы турок с убитыми и раненными русскими Верещагин трактует, не делая акцента на изображении внешних ужасов расправы, а остро и глубоко, – в обличительном социально-психологическом плане. Обличение направлено, в сущности, против тех, кто веками держал народы в темноте и варварстве.

           Картина «Победители», в отличие от других картин Балканской серии, писана всецело по воображению художника. Ее композиция, следовательно, целиком «сочинена». Несмотря на это, поражает ее простота и естественность, оставляющие ощущение передачи виденного.