Николо-Дворищенский собор в Новгороде в 1945-1962

Сергей Булин
Практически за весь период после Великой Отечественной войны вплоть до 1990 года церковная жизнь в Новгороде была ограничена единственным приходом, располагавшимся последовательно в двух храмах.  К сожалению, систематизированная история приходской деятельности в советское время как Никольского собора, так и его преемника, храма св.апостола Филиппа, до сей поры составлена не была. Данная работа, составленная на основе архивных источников, призвана восполнить пробел. Приоритетом для автора является восстановление хотя в какой-то мере памяти о людях, чьи имена ныне давно уже благополучно забыты - тех людях, которые когда-то молились и трудились на новгородском приходе.   

Первый год после освобождения.
20 января 1944 года Советская Армия освободила Новгород от фашистов. В городе большинство зданий стояло без крыш и оконных рам, на улицах и во дворах  господствовали завалы из битого кирпича и строительного мусора. Лишь около сорока домов могли быть хоть как-то использованы для временного жилья. Население древнего города составляло 51(!) человек… Сразу же начались работы по расчистке завалов и разминированию домов. Затем приступили к восстановлению зданий, необходимых в первую очередь.  В город стали возвращаться из деревень местные жители, прибывали строительные бригады. Люди жили в землянках, времянках, подвалах разбитых домов, даже в церковных зданиях. Заселены были, в частности, Знаменский и Никольский  соборы, храмы Михаила Архангела на Прусской (в советское время эта улица называлась именем революционера Желябова), вмч. Феодора Стратилата на Ручью, Илии пророка на Славне. Восстановление шло быстрыми темпами - люди трудились помногу и с энтузиазмом.  5 июля 1944 года Новгород стал центром вновь образованной Новгородской области.
Среди остававшихся в городе и возвращавшихся сюда людей были и православные верующие. Не прошло и года после освобождения, как среди разрухи, тяжелых бытовых условий, напряженного труда и крайнего дефицита продуктов ( с июля 1941 и до декабря 1947 гг. в СССР действовала карточная система) в Новгороде появились первые ростки церковно-приходской жизни. 26 ноября 1944-го в облисполком поступило заявление с просьбой разрешить открытие в городе одной из церквей. Под заявлением - пять подписей и адрес для ответа - Никитин Василий Яковлевич, бакенщик, проживающий в… церкви вмч. Феодора на Торговой стороне. 17 декабря поступило второе заявление - более конкретное, подписанное уже 23-мя верующими. В нем излагалась просьба открыть один из двух храмов - вышеупомянутый Феодоровский или Михайловский на ул. Желябова. В обоих храмах жили люди, а в последнем размещалась еще и столярная мастерская. 

Михайловский храм.
27 февраля 1945 года председатель облисполкома П.Еремеев сообщал в Москву, в Совет по делам Русской Православной Церкви, о возможности передачи верующим Михайловского храма, как наиболее сохранившегося из имеющихся в городе. Намечался и настоятель - протоиерей Василий Николаевский, уже прибывший из с.Васильевского Новгородского района.
Там, в Васильевском, в годы оккупации  был центр церковной жизни для Новгорода и его предместий. Туда, почти за 20 километров, и добирались верующие новгородцы на службы, чаще всего пешком. После закрытия немецкими властями 27 декабря 1941 года последнего храма в городе (а им был  как раз этот самый Михайловский), его настоятель, о.Василий, перебрался в Поозерье, в с.Васильевское.  Не удивительно, что налаживать приходскую жизнь в городе предполагалось именно ему.
9 февраля 1945-го о.Василий подал новгородскому областному уполномоченному П.Н.Тихонову справку о состоянии Михайловского храма. 14 апреля Совет в Москве одобрил передачу церковного здания, о чем 12 мая уполномоченный уведомил представителя "коллектива верующих" В.Я.Никитина.
Неожиданно преставился в возрасте 47 лет протоиерей Василий Николаевский. Архиепископу Григорию (Чукову) прищлось срочно искать опытного настоятеля в Новгород. Владыка нашел такого в лице знакомого ему по учебе в Олонецкой Духовной семинарии 75-летнего протоиерея Александра Здравомыслова. После ссылки этот батюшка проживал у сына в г.Копейске Челябинской области. 30 мая владыка вызвал о. Александра телеграммой и  назначил его настоятелем Михайловского храма в Новгороде с поручением забот и по благочинию. 19 июля батюшка прибыл в Новгород и остановился в гостинице, называемой "Дом крестьянина". Служить в городе было негде - власти не торопились освободить храм, ссылаясь на трудности расселения живущих в нем людей. С разрешения уполномоченного до "лучших времен" пришлось ездить на службу в Васильевское.

Настоятельство прот. Александра Здравомыслова: 1945-1949

Регистрация прихода Никольского собора.
26 июля "коллектив верующих", видимо, не надеясь на скорую передачу Михайловского храма, подал заявление в облисполком с просьбой передать Церкви Николо-Дворищенский собор. На это власти отреагировали положительно и оперативно. Уже в начале августа уполномоченный Тихонов ходатайствовал в горисполком о выселении самовольно поселившихся жильцов из помещений собора. Тогда же он распорядился о передаче новому приходу церковной утвари, книг и облачений из д.Видони Уторгошского (ныне Солецкого) района. 13 августа 1945 года церковная община во главе с настоятелем, протоиереем Александром Здравомысловым, была, наконец, зарегистрирована.
О.Александру, как прибывшему в Новгород без официального вызова облисполкома, в течение полугода пришлось еще "хлебнуть мытарств", оставаясь без прописки. А, следовательно, и без отдельного жилья. В августе месяце просил за него в письме уполномоченному сам Патриарх Московский Алексий, в ноябре - секретарь митрополита Григория протоиерей Павел Тарасов. Однако, так и жил уже очень пожилой о.Александр  в Доме крестьянина до конца 1945-го…
22 августа был подписан договор о передаче Никольского собора Новгородской церковной общине в безвозмездное пользование. Договор со стороны властей был подписан начальником государственной инспекции охраны памятников Новгородской области Н.А.Чернышевым. Со стороны прихода - церковной "двадцаткой" в составе Александры Федоровны Кудряшовой, Прасковьи Васильевны Соколовской, Любови Ивановны Ксенофонтовой, Елены Петровны Кильчицкой, Татьяны Петровны Тейс, Василия Яковлевича Никитина, Елизаветы Васильевны Никитиной, Николая Егоровича Никитина, Зинаиды Николаевны Левиной, Анны Николаевны Андреевой, Анны Константиновны Никитиной, Анастасии Ивановны Калягиной, Прасковьи Васильевны Абрашиной, Александры Николаевны Конопляниковой, Дарьи Никитичны Михайловой, Евдокии Матвеевны Малышевой, Алексея Васильевича Максимова, Раисы Васильевны Максимовой, Марии Анемподистовны Ворониной, Людмилы Иосифовны Юневич, Анастасии Яковлевны Дитиной.  Под договором не было подписей членов двадцатки Николая Николаевича Грызина и Валентины Сергеевны Лукиной, за их отсутствием на месте. 9 сентября на общем собрании под председательством о.Александра избраны приходской совет и ревизионная комиссия. Старостой стала З.Н. Левина, помощником В.Я. Никитин, казначеем Т.П. Тейс. Члены ревизионной комиссии - Л.И. Юневич, М.А. Воронина, Е.П. Кильчицкая.
С праздника Успения Божией Матери, 28 августа, в храме стали понемногу совершаться богослужения. Служил о.Александр один, без диакона, с псаломщиком Лукой Ефимовичем Гурихиным. Собору, однако, был необходим ремонт, а затем и подготовка к освящению. Строители и реставраторы сразу приступили к ремонту храма - ведь он значился среди памятников культуры союзного значения. Своими средствами эти работы поддерживал приход. К ноябрю 1945 года самый необходимый для богослужений ремонт собора был завершен. 

Освящение Никольского собора.
По окончании ремонта о.Александр, посетив митрополита Григория в Ленинграде с докладом о церковных делах, просил его лично возглавить торжество освящения собора. Владыка согласился и назначил днем освящения 18 ноября. Секретарь митрополита о.Павел уведомил о предстоящем событии новгородского уполномоченного. П.Н.Тихонов отнесся к этому с большим вниманием. Он позаботился лично встретить и проводить гостей,  предоставить легковую машину для их проезда по городу, предоставить для отдыха одну из лучших комнат в Доме крестьянина, обеспечить питание в "литерной" столовой в Кремле, и даже в тяжелых условиях карточной системы помог достать продукты для торжественного обеда на 50 человек.
Как сообщает Журнал Московской Патриархии, "не смог владыка митрополит возглавить торжество (владыка заболел) и поручил это святое дело совершить секретарю своему, прот. Павлу Тарасову". Перенесли на 25 ноября и сам день торжества.
Гости из Ленинграда - о.Павел и протодиакон Симеон Дмитриев - прибыли в Новгород поездом, накануне утром. После небольшого отдыха, вместе с о.Александром Здравомысловым они посетили уполномоченного Тихонова. В 7 часов вечера, при полном храме (около 300 человек), о.Павел возглавил всенощное бдение, при сослужении о.Александра Здравомыслова и духовенства из других приходов:  протоиереев Александра Медведского (Боровичи), Петра Чеснокова (Бронница Новгородского района), Петра Игнатенко (Молочково Солецкого района), иеромонаха Валентина (Лелянова) (Васильевское Новгородского района), священника Виктора Багрова (Любыни Шимского района), иеродиакона Иоанникия (Костыгова) (Чудово). На следующий день, 25 ноября, собор заполнился прихожанами задолго до начала службы, назначенной на 9 часов. Духовенством было совершено продолжительное пятичасовое богослужение: водосвятный молебен, освящение храма с крестным ходом вокруг него, и, наконец, литургия, за которой причастились многие прихожане. Пел хор из 15 человек. В конце службы, после благодарственного молебна, о.Павел произнес вдохновенную проповедь об исторических судьбах Новгорода и христианской вере на новгородской земле, а также передал благодарность митрополита Григория новгородцам, в тяжелое время восстановления города воссоздавшим Божий храм. На следующий день гостям по их просьбе разрешили осмотреть Софийский собор и Кремль.
После освящения в соборе начали регулярно совершаться богослужения. Они начинались с восьми часов утра. Из-за того, что священник был один, службы совершались не каждый день.

Приходская жизнь в 1946-1949.  Дальнейшее обустройство прихода.
Получив в декабре 1945-го жилье, настоятель о.Александр, преодолевая возрастную немощь, кроме совершения богослужений стал более активно трудиться над дальнейшим обустройством прихода. В январе 1946 года батюшка попросил уполномоченного помочь  достать за счет прихода стройматериалы для небольшого ремонта колокольни, а также помочь и в поиске колоколов. П.Н.Тихонов с готовностью откликнулся, сделав запросы по стройматериалам в горисполком, а по колоколам - начальнику областного НКВД, в контору водников и дом заключенных на Посольской улице. Кроме того, 26 марта, согласно просьбе о.Александра, уполномоченный разрешил забрать 5 засыпанных строительным мусором колоколов с полуразрушенной колокольни Георгиевского храма в Поозерье.
6 июля отец настоятель ходатайствовал перед уполномоченным о передаче из музея Софии святых мощей святителя Новгородского Никиты. Несмотря на поддержку ходатайства митрополитом Григорием, власти отказали.
Летом 1946-го, выехали, наконец, последние постояльцы, жившие в соборных пристройках. Теперь стало возможным оборудовать помещения для приходских нужд. 15 октября последовала просьба к властям о разрешении силами прихода восстановить теплый храм в западной пристройке к собору, для служения в холодное время года. О.Александр даже обратился за поддержкой в решении вопроса  к Патриарху Алексию. Однако 25 января 1947 года на заседании научной комиссии (председатель профессор А.П.Удаленков) было принято решение об отказе в просьбе. Причина отказа: пристройка планируется к разборке, как искажающая первоначальный объем памятника. А приходу для зимнего храма может быть передана одна из рядом  стоящих церквей - Параскевы, Прокопия или Жен-Мироносиц. В своем заявлении от 14 февраля о. Александр отказался брать отдельный храм по причине скудости средств для его ремонта. И написал, что весной и летом община примет меры к отоплению собора. К концу 1946 года обустройство собственно храма было в-основном завершено. Сохранилась опись икон и церковной утвари, кратко обозрев которую, мы можем несколько представить себе очень скромную обстановку богослужений того времени.
Иконостас 4-ярусный. Первый ярус - местные иконы. Справа - Вседержитель "с припадающими", свт. Николай (храмовый образ). Слева - иконы Божией Матери Коневская, Всех Скорбящих Радость (выдана из музея), архидиакона Стефана (на северной двери), образы Спасителя и Воздвижения Креста. Второй ярус (10 икон) - образы двунадесятых праздников. Третий ярус (15) - иконы апостолов, в центре - Вседержителя. Четвертый ярус (15) - иконы пророков, в центре - Знамения Божией Матери. Над Царскими вратами круглая икона Тайной Вечери, справа - Поклонение волхвов, слева иконы не было. В храме 23 иконы, в т.ч. девять выданы из музея и одна поступила из храма с.Подгощи Шимского района. 
Антиминс один, освящен епископом Кинешемским Арсением в 1914 году. Два престольных Евангелия, два требных. Крестов престольных позолоченных 3, медных 3. Крестов запрестольных два. Две деревянные рипиды. Евхаристические комплекты два, но неполные (нет одной звездицы и одной лжицы). Один потир "поломан немцами и был ремонтирован". Чаша водосвятная. Литийница. Книг богослужебных основных полный набор, даже Архиерейский чиновник в наличии.
В ризнице - облачений священника 12, диаконских 4, архиерейских саккоса 4,  палиц 4, омофора два. Плащаница. По два облачения на Престол и Жертвенник. Покровцы 3 комплекта. Покров бархатный для отпевания.
В храме - Голгофа с предстоящими, 5 пар хоругвей (в т.ч. 3 пары из Подгощского храма), медная купель.
В 1947 году приход продолжил труды по организации своей деятельности. С весны до осени о.Александр неоднократно обращался с просьбами к уполномоченному А.Н.Городецкому. 22 марта - о передаче общине подвального помещения, занятого трестом "Новгородстрой". 30 апреля - о помощи приобрести 10 кубометров досок для настила пола. 27 июня - о передаче колокола из Хутынской церкви. 13 июля - о передаче колоколов из деревень Хлевищи и Три отрока в Поозерье. 23 июля - о восстановительном ремонте вышеупомянутой западной пристройки собора, которую разбирать так и не стали. Все эти просьбы отвергнуты не были - еще продолжалась по отношению к Церкви "мягкая" политика государства. А в западной пристройке община после оборудовала теплый храм для служения в зимнее время.   
Только в передаче общине чудотворной иконы "Знамение" 25 сентября было отказано. Отказал Новгородский музей, в котором находилась святыня. Причина - уникальность иконы. Зато не было отказано в просьбе 12 января 1948 года передачи нескольких икон из закрытой церкви в д.Старое Ракомо, в т.ч. Старорусского образа Божией Матери. Правда, процесс затянулся почти на два года (о чем речь впереди).
С приходом весны 1948-го наступило время для более серьезного восстановительного ремонта собора. Смета в сумме 169470 рублей была представлена специальной проектно-реставрационной мастерской и утверждена митрополитом Григорием.
Интересно сообщение о.Александра уполномоченному от 7 мая о праздновании Пасхи. "Молящиеся начали собираться в храм 1 мая с пяти часов вечера…Громадное большинство не имело возможности попасть в него и стояли вокруг храма. Тем не менее крестный ход шел беспрепятственно. Для народа, оставшегося вне храма, служили утреню на улице, на северной стороне храма…Пение было слышно на Московской улице за Федоровским ручьем. Милиции не видно было, но несомненно, она наблюдала за порядком." По словам батюшки, никаких инцидентов не было. Празднование продолжалось всю Светлую неделю - вечером с 6 до 8 часов, утром с 8 до 10-ти, после литургии совершались крестный ходы вокруг храма, который каждый день был заполнен молящимися.
Осенью 1948 года, по окончании ремонта соборных пристроек, начались труды по устроению в них придельных храмов. 13 октября о.Александр просил передать для оборудования приделов иконы из закрытых церквей г.Боровичи, хранящиеся там на складе при Успенском соборе. Разрешение было получено 25 декабря. С этой же целью он вновь поднял вопрос о передачи икон из Ракомо. Разрешение уполномоченный Н.В.Иудин дал 4 февраля 1949 года, но сама передача вновь затянулась. В конце января этого года Новгород посетил митрополит.

Первый визит митрополита Григория в Новгород.
Со времени окончания войны до начала 1949 года ни митрополит Григорий, ни его викарные архиереи Новгород не посещали.  Поэтому первый визит правящего владыки воспринимался новгородцами в качестве большого церковного праздника.  Митрополит  с сопровождающими его протодиаконом Симеоном и двумя келейниками прибыли  в город рано утром 29 января 1949 года. Днем владыка посетил Софийский собор, а вечером в сослужении 10 священников и 3 диаконов служил в Никольском соборе всенощное бдение, продолжавшееся с половины восьмого до одиннадцати часов вечера. Вместе со священниками митрополит сам помазывал елеем народ.
На следующий день, в воскресенье, 30 января, владыка Григорий в 10 часов возглавил служение в соборе поздней литургии. Ему сослужили 8 священников. Диаконский чин возглавил архиерейский протодиакон Симеон Дмитриев. Как вечером, так и утром Никольский собор не вместил всех богомольцев. Многие люди молились на улице. После окончания богослужения владыка Григорий вышел на амвон в мантии и около часу благословлял весь подходивший к нему народ. После трапезы и отдыха митрополит ночным поездом возвратился в Ленинград.

Священнослужители и церковнослужители прихода в 1945-1949. 
Штат Никольского собора сформировался не сразу. Сначала  о.Александр был единственным священнослужителем собора.  30 апреля 1946 года указом митрополита Григория в помощь ему назначен демобилизованный из армии  диакон Иосиф Потапов, к Пасхе 1947-го возведенный в сан протодиакона.
Помещаем штатное расписание Никольского собора в первые годы его послевоенной деятельности. Список датирован 20 января 1947 года.  Настоятель - протоиерей Александр Здравомыслов, диакон - Иосиф Потапов, псаломщик - Лука Гурихин, староста З.Н.Левина, уборщицы Н.Н.Тимофеева и А.Т.Николаевская, сторож  Т.М.Попов.
12 сентября 1947-го в Ленинграде епископом Лужским Симеоном (Бычковым) протодиакон Иосиф был рукоположен во священника к Никольскому собору. С его появлением богослужения в соборе стали совершаться ежедневно. Штат священнослужителей прихода пополнился и третьим клириком - диаконом Иоанном Левочским, переведенным с должности псаломщика из с.Ручеек Боровичского района и занявшим прежнюю должность о.Иосифа.
2 января 1949 года псаломщик Лука Гурихин был рукоположен во диакона, при этом продолжая исполнять прежнюю должность.

Приходской совет и церковная двадцатка.
В течение четырех лет настоятельства о.Александра Здравомыслова изменений в составе приходского совета почти не происходило, да и в составе двадцатки тоже. Старостой по-прежнему была З.Н. Левина, помощником В.Я. Никитин, только казначеем с января 1948 года избрана Нина Павловна Высокоостровская. Члены ревизионной комиссии - Л.И. Юневич, М.А. Воронина, Е.П. Кильчицкая. Из состава двадцатки выбыла В.С.Лукина.

Певчие.
Среди верующих к вновь открытому собору потянулись, естественно, и  оставшиеся в живых певчие, которые пели в разных городских храмах еще в 30-е годы. В самое первое время (1945-1947) церковным хором руководил известный в городе в довоенное время регент Владимир Иванович Хахилев.  С 1947 года регентовал Иван Григорьевич Порфиридов, тоже возглавлявший в 1920-е годы церковные хоры в новгородских храмах. Неудивительно, что очень долго на приходе практиковались новгородские распевы.
Помещаем список штатных певчих на 17 февраля 1948 года.  Регент Иван Григорьевич Порфиридов, помощник регента Мария Климентьевна Нахаева, бывшая послушница Десятинного монастыря. И семеро певчих - Ефрем Иванович Певцов, Василий Васильевич Ефимов, Ольга Николаевна Сапожникова, Вера Николаевна Лаврова, Анна Михайловна Родзевич, Александра Васильевна Андреева. В хоре участвовали также и певчие-любители, не состоявшие в штате и официально не получавшие плату.

Преставление протоиерея Александра Здравомыслова.
Через три месяца после визита в Новгород митрополита Григория на 79-м году жизни в лучший мир ушел настоятель Никольского собора протоиерей Александр Здравомыслов. На старческих плечах отца Александра лежала  вся тяжесть забот по организации прихода и восстановлении церковной жизни в разоренном городе.  Превозмогая возрастную немощь и страдая болезнью, батюшка почти до кончины был на ногах и слег только за шесть дней до нее. 27 апреля 1949 года  о.Александр отправил свою последнюю просьбу уполномоченному - разрешить снять в музее копию с чудотворной иконы "Знамение" для устраиваемого придела в соборе. Батюшка преставился 2 мая 1949 года, в 14 часов 45 минут. Чин священнического отпевания  новгородского настоятеля в Никольском соборе совершил 4 мая викарий Ленинградской епархии, епископ Лужский Симеон (Бычков). Погребение состоялось на Рождественском кладбище Новгорода.

Настоятельство прот. Николая Чернышева: 1949-1953

7 мая 1949 года митрополит Григорий назначил настоятелем Никольского собора  и благочинным Новгородского округа протоиерея Николая Чернышева, переведя его в Новгород  из Казанского храма г.Чудово. Отец Николай в свое время воспитывался при Макарьевской пустыни (ныне территория Ленинградской обл.), и поэтому службы, которые он совершал, по своему духу тяготели к монастырским. Батюшка был любителем церковного пения. Будучи уроженцем Новгородской области (г.Малая Вишера), и прослужив до войны много лет в родном городе, он  всячески поощрял хор исполнять на богослужениях новгородские распевы.

Священнослужители и церковнослужители прихода в 1949-1953.
За время настоятельства о.Николая Чернышева численность клира увеличилась еще. 23 апреля 1953 года в собор был назначен третий священник - протоиерей Александр Кузьмич, прибывший из Белоруссии и отслуживший четыре года в вышеупомянутом с.Подгощи.
Вместо переведенного 24 мая 1949 года в г.Валдай  диакона Иоанна Левочского в штат зачислен о.Николай Погунов, переведенный из Парголово (ныне в черте Санкт-Петербурга). К Пасхе 1950-го он был возведен в сан протодиакона. Почти четыре года служил в Новгороде протодиакон Николай. 16 апреля 1953 года он стал священником и был направлен в с.Велебицы Солецкого района. До осени диаконскую службу отправлял диакон-псаломщик Лука Гурихин. 5 мая 1953 года в штат зачислен второй псаломщик - Александра Павловна Ежова (инокиня Александра) из с.Подгощи, вероятно, по просьбе о.Александра Кузьмича.

Освящение приделов Никольского собора.
Продолжались труды по устроению в соборных пристройках придельных храмов. Настоятель в очередной раз поднял перед уполномоченным вопрос о передаче икон из Ракомо. С третьей попытки вопрос этот был решен. 28 ноября 1949 года собору переданы 8 икон, в т.ч. две - Божией Матери (Старорусская и Знамение). Кроме того, переданы царские врата, запрестольный крест, киот и 4 деревянные колонны. Из икон, находившихся в свое время в разных иконостасах, сформировали иконостасы для приделов. Наконец, 30 января 1950 года о.Николай освятил правый, Знаменский придел, а 22 мая - левый, в честь преп. Варлаама Хутынского.

Работы по благоустройству собора.
Постепенно обустраивался и сам собор, и храмовая территория. В 1949 году сделан ремонт и окраска фасада, устроен тротуар со стороны Московской (ныне Большой Московской) улицы, в следующем году перекрыты новым железом крыша и купола. В 1952-м капитально отремонтирована ограда, внутри нее посажены деревья.
В 1953 году начат капитальный ремонт колокольни. Тогда же, по инициативе настоятеля, проводилась промывка древней живописи в соборе (этим занимался  вновь назначенный клирик о.Александр Кузьмич).

Традиции богослужения.
Когда в соборе появился второй, а затем и третий престолы, в воскресные и праздничные дни стали совершаться две литургии - ранняя в шесть утра и вторая в восемь. В будние дни служба начиналась в восемь. При о.Николае была заведена традиция соборного служения акафистов: в среду вечером - свт.Николаю, и в пятницу - перед образом Знамения Божией Матери, с пением всего канона "Многими содержимь напастьми" (Параклисис).
Интересно сделанное в 1951 году краткое описание чина отпевания, совершаемого в соборе. Пелись все ирмосы канона. После девятой песни читались стихиры преп. Иоанна Дамаскина, с благословения митрополита, по-русски. После разрешительной молитвы читались стихиры "Приидите, братие", тоже по-русски, на манер проповеди. Мнение очевидца - отпевание совершалось "особенно трогательно".

Архиерейские службы в соборе.
Только с конца 1953 года в Новгороде ежегодно, хотя поначалу и  изредка, стали совершаться архиерейские службы. По благословению митрополита Григория делами Новгородской епархии занимались его помощники-викарии:  с 1947-го епископ Лужский Симеон (Бычков),  с середины 1952 года до конца 1954-го - епископ Таллинский Роман (Танг), в ноябре 1954-го  - январе 1955-го - епископ Старорусский Михаил (Чуб), и до ноября 1955-го - вновь епископ Роман. В бытность настоятелем о.Николая Чернышева архиерейских богослужений в Новгороде  совершено не было.

Приходской совет и церковная двадцатка. 
Состав приходского совета и ревизионной комиссии за время настоятельства о.Николая не изменился. А вот двадцатка значительно обновилась. И увеличилась до 27 человек (законом позволялось, чтобы было не менее 20 членов).  Помещаем ее список на 10 августа 1949 года: А.Н.Андреева, М.А.Воронина, Н.П.Высокоостровская, Н.Н.Грызин, А.Я.Дитина, А.И.Калягина, Е.П.Кильчицкая, А.Н.Конопляникова,  А.Ф. Кудряшова, З.Н.Левина, Р.В.Максимова, В.Я.Никитин, Е.В.Никитина, П.В.Соколовская, Т.П.Тейс, Л.И.Юневич. Новые люди: Агриппина Яковлевна Баранова, Варвара Григорьевна Григорьева, Мария Сергеевна Григорьева, Алексей Максимович Егоров, Федор Егорович Ефимов, Екатерина Петровна Захарова, Семен Ивлевич Ивлев, Пелагия Ивановна Калинина,  Дарья Ивановна Кудрявцева, Евфимия Дмитриевна Кузьмина, Дмитрий Васильевич Софронов.

Преставление протоиерея Николая Чернышева.
Неожиданно, в возрасте 55 лет, преставился протоиерей Николай. Это произошло в праздник Рождества Божией Матери, 21 сентября 1953 года. После вечерней службы у него случился инсульт со смертельным исходом. Здоровье батюшки подорвали тяжелые труды по устроению  мира  на приходе (об этом впоследствии прямо говорил  настоятель собора о.Александр Ильин (сохранилось письменное свидетельство).
Много сил отнимали и многочисленные заботы настоятеля большого собора, противоречащие иноческому устроению его доброй, отзывчивой и впечатлительной души. За два года до своего ухода батюшка заочно закончил Ленинградскую Духовную Академию… 
Отпевание почившего настоятеля совершил прибывший из Старой Руссы архимандрит Сергий (Гаврилов) в сослужении 14 священников и трех диаконов. Погребение о.Николая состоялось на Рождественском кладбище.

Настоятельство архимандрита Сергия (Гаврилова): 1953-1954

3 октября по благословению митрополита Григория, до назначения нового настоятеля приход временно возглавил архимандрит Сергий (Гаврилов). Он был недавно переведен из Псково-Печерского монастыря в Старую Руссу также для временной замены настоятеля Георгиевского храма. В Новгороде о.Сергий исполнял обязанности настоятеля четыре месяца - до первых чисел февраля 1954 года. Помощником ему был назначен игумен Феодосий (Григорович-Борисов), служивший в Ленинграде, на Смоленском кладбище.  В ноябре в штате заполнилась вакансия диакона - ее занял о.Алексий Тимошев из Кировской епархии.
19 декабря 1954 года в Никольском соборе впервые за последние пять лет было совершено архиерейское богослужение. В день престольного праздника литургию возглавил епископ Роман. Накануне владыка совершил всенощное бдение.
В конце года подала заявление об увольнении "по состоянию здоровья" староста З.Н.Левина. Митрополит Григорий благословил на приходском собрании переизбрать весь исполнительный орган (приходской совет) вместе с ревизионной комиссией (пользуясь мягким характером о.Николая Чернышева, не желавшего на приходе  конфликта, староста, согласно епархиальному отчету, "долгое время создавала ненормальное положение во взаимоотношениях руководства прихода, …старалась взять власть в свои руки, и это ей удалось"). Собрание под председательством архимандрита Сергия состоялось 15 января 1954 года. На нем приняли в состав двадцатки 6 человек и переизбрали совет. Приняты были Вера Ефимовна Иванова, Анна Николаевна Левочская, Татьяна Матвеевна Михеева, Екатерина Ильинична Монахова, Анна Георгиевна Павлова, Татьяна Федоровна Ревенская. Старостой избрали А.Н.Левочскую, помощником - П.В.Соколовскую, казначеем - Н.П.Высокоостровскую. В ревизионную комиссию - В.Е.Иванову, В.Я.Никитина, Л.И.Юневич. Зарегистрирован новый состав 6 февраля.
А 4 февраля вышел указ митрополита Григория о назначении настоятелем Никольского собора и благочинным Новгородского округа настоятеля Казанского храма г.Луга протоиерея Александра Ильина. 13-го архимандрит Сергий передал о.Александру храмовое хозяйство.

Настоятельство протоиерея Александра Ильина в Никольском соборе: 1954-1962

Отца Александра знали как священника необычного. Он не только был сильным и убедительным проповедником, но и сам вел интенсивную внутреннюю духовную жизнь. В быту батюшка предпочитал уклад аскетический, близкий к подлинному монашескому. А наиболее важным для духовной жизни считал искреннее и глубокое покаяние в сочетании с частым причащением Святых Христовых Таин. Почти весь период его настоятельства в Никольском соборе и Филипповском храме совпал с периодом самостоятельности Новгородской епархии.

Архиерейские службы.
Назначение в Новгород епископа Сергия (Голубцова). 5 ноября 1955 года преставился митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, 28 ноября главой митрополии был назначен митрополит Елевферий (Воронцов). А 30 октября 1955 года состоялась хиротония преподавателя Московской Духовной Академии архимандрита Сергия (Голубцова) во епископа Старорусского, викария Ленинградской епархии. Передача ему дел состоялась 25 декабря. В течение года в Никольском соборе было совершено четыре архиерейских богослужения. 2 октября - епископом Романом, и еще трижды владыка Роман и владыка Сергий служили вместе - 4-го, 10-го и 19-го декабря.
Митрополит Елевферий ходатайствовал перед Патриархом Алексием о предоставлении Новгородской епархии самостоятельного статуса. 22 ноября 1956 года она была выделена из состава Ленинградской митрополии, и епископ Старорусский стал ее управляющим. Владыка Сергий был иконописцем, а также специалистом в нескольких областях -  искусствоведении, археологии и реставрации. Он жил по-монашески скромно, любил часто совершать богослужения. По инициативе владыки Сергия в 1956 году из Новгородского музея  Церкви были возвращены мощи святителя Никиты Новгородского. А в 1959-м - проводилась реставрация стенных росписей в соборе, в ходе которой обнаружилась темперная живопись XVIII века. В том же году владыка написал надгробный образ святителя Никиты, для чего использовал подлинные черты лица святого, сохранившиеся на мощах.

Возвращение мощей святителя Никиты.
Это желанное для новгородских верующих событие исполнилось при содействии Святейшего Патриарха Алексия. Вопрос о возвращении святых мощей Церкви был решен в Москве. " 19 сентября 1956 года после вечерней службы около 9 часов вечера владыка Сергий с местным духовенством на грузовой машине приехал к Софийскому собору, бывшему тогда отделением музея. Работники музея показали, где лежат святые мощи (там находится ризница). Духовенство вместе с владыкой Сергием погрузили мощи в машину и около 10 часов привезли в Никольский собор. Внесли в алтарь и поставили на приготовленный стол. Из музея также была привезена старая рака для мощей. В той раке, как говорили, находились когда-то мощи святой благоверной княгини Анны. Мощи святителя Никиты были без всякого облачения, завернуты в бумагу и лежали в большом фанерном ящике. Священнослужители достали святые мощи, развернули бумагу, обтерли мощи ватой и облачили в архиерейское облачение, присланное патриархом Алексием из Москвы. Затем раку поместили в храме, где был отслужен молебен. Разошлись по домам к утру." (см. Кафедра новгородских святителей. т.3. ч.2. Великий Новгород. 2011. С.1935 (нумерация сквозная). Через некоторое время после этого события в одну ночь в соборе произошло чудесное самовозжигание паникандила, лампад и свечей. Свидетелями чуда были две женщины - ночной сторож в храме и просфорница, проживавшая в подвальном помещении собора. Извещенный по телефону о.Александр благословил служительниц молиться возле раки со святыми мощами. Они молились около часа, после чего светильники постепенно стали угасать, и вскоре погасли.

Служение  в соборе владыки Сергия.
Владыка Сергий, естественно, был тесно связан со своим кафедральным собором. На первых порах (1956-1957) даже епархиальное управление было при соборе. Оно состояло из трех помещений - канцелярия, жилье епископа и епархиальный склад. Только в 1957 году управление переехало в два деревянных дома по ул.Заставной на Торговой стороне.
Владыка много раз совершал богослужения в Никольском соборе. Накануне литургии он нередко служил всенощное бдение. Даже на будничные службы иногда приходил, чтобы поучаствовать в них в качестве псаломщика. Приходил в таких случаях пешком, в обычной рясе. Молебны и акафисты тоже регулярно возглавлялись архиереем. Если иметь в виду активные разъезды владыки по епархии, то служил литургию в соборе он достаточно часто: 1956 год - 24 раза, 1957-й - 56 раз, 1958-й - 60 раз, 1959-й - 69 раз, 1960-й - 64 раза, 1961-й - 82 раза.
С 22 августа 1959 года, в связи с 1100-летием Новгорода, Святейший Патриарх Алексий даровал епископу Сергию право именоваться традиционным для новгородских архиереев титулом - Новгородский и Старорусский.

Священнослужители собора в 1954-1962.
По просьбе о.Александра митрополит Григорий благословил в Никольском соборе четвертую священническую вакансию. На нее настоятель пригласил знакомого ему молодого священника Анатолия Малинина, служившего в с.Черное Мгинского района Ленинградской области. О.Анатолий был близок о.Александру по духу и мировоззрению. 5 сентября 1954 года он стал клириком Никольского собора, оставшись в Новгороде навсегда. В 1958 году владыка Сергий благословил о.Анатолию послушание секретаря епархиального управления.
Прослужив в Никольском соборе семь с половиной лет, протоиерей Александр Кузьмич получил 15 ноября 1960 года назначение в Старую Руссу, где месяц спустя стал благочинным местного округа, а еще через месяц - и настоятелем Георгиевского храма. Вместо него в штат был назначен переведенный из Старой Руссы священник Иоанн Миронов, ставший впоследствии известным петербургским пастырем.
Дважды заменялись диаконские вакансии. В 1955 году вместо о.Алексия Тимошева назначался о.Иоанн Артеменко, переведенный из г.Снежное Донецкой области. А в 1956 году вместо о.Иоанна штатным диаконом стал о.Анатолий Горностаев. По-прежнему служил на ставке псаломщика  диакон Лука Гурихин, а псаломщицей трудилась инокиня Александра (Ежова).

Традиции богослужения.
Отец Александр поддерживал многие  из богослужебных традиций, заведенных отцом Николаем. Богослужения с принятием в штат четвертого священника стали совершаться ежедневно. Была установлена недельная череда служения: каждый священник совершал будничные службы в течение недели. Утренние службы по-прежнему начинались в 8 часов, в воскресные и праздничные дни - в 6 и в 8. Так же по-прежнему совершалось соборное служение акафистов. С появлением в храме святых мощей святителя Никиты владыка Сергий благословил служение и  третьего акафиста - вечерами воскресных дней. Служение акафистов часто возглавлял сам владыка. Вместе с хором пели и прихожане. После акафистов в среду и воскресенье обязательно была проповедь. "После вечернего воскресного богослужения о.настоятелем проводятся чтения с разъяснением Ветхого Завета". О.Александр установил традицию пения канона "Многими содержимь напастьми" на молебнах после поздней литургии в воскресные дни. После перенесения мощей свт. Никиты по каждой литургии стали совершаться и молебны святому. По благословению владыки Сергия торжественным  чином совершались богослужения в дни памяти собора новгородских святых - в третью неделю по Пятидесятнице и 17 октября. На архиерейских службах проповеди произносились дважды - по запричастном стихе настоятелем, после отпуста - архиереем. Совершались даже и особые местные празднования - в воскресный день после праздника Знамения Божией Матери дополнительно отмечалась память обретения мощей святителя Иоанна Новгородского, а в первое воскресенье Великого Поста особо молились перед Тихвинской иконой Божией Матери, которая находится сейчас в Рождественском приделе Софийского собора.
       
Приходской совет и церковная двадцатка.
Численность двадцатки продолжала увеличиваться. 10 июня 1954 года в нее вошли шестеро: Галина Харитоновна Крылова, Сергей Степанович Пикулик, Иван Дмитриевич Пономарев, Мария Николаевна Субботина, Михаил Иванович Федоров, Николай Николаевич Филимонов.
В 1955-м новое пополнение: 20 февраля добавилось еще пять человек: Ефим Васильевич Матвеев, Андрей Тимофеевич Левин, Михаил Иванович Воробьев, Мария Дмитриевна Васильева, Николай Павлович Воскресенский. Ввиду необходимости вести хозяйственные дела собора тогда же переизбрали заместителя старосты. Вместо П.В.Соколовской, отказавшейся вести эти дела, избран был С.С.Пикулик.
27 мая 1955 года переизбрали и казначея. Вместо заболевшей Н.П.Высокоостровской им стала А.Г.Павлова. В состав двадцатки  вошли еще трое: Ольга Кирилловна Ильина, Прасковья Алексеевна Пакулева, Федор Михайлович Петров. Помещаем ее список на тот момент: А.Н.Андреева, А.Я.Баранова, М.Д.Васильева, М.И.Воробьев, Н.П.Воскресенский, Н.П.Высокоостровская, В.Г.Григорьева, А.Я.Дитина, В.Е.Иванова, О.К.Ильина, П.И.Калинина, Е.П.Кильчицкая, Г.Х.Крылова,  А.Ф. Кудряшова, А.Т.Левин, З.Н.Левина, А.Н.Левочская, Р.В.Максимова, Е.В.Матвеев, Е.И.Монахова, В.Я.Никитин, Е.В.Никитина, П.А.Пакулева, Ф.М.Петров, С.С.Пикулик, Т.Ф.Ревенская, П.В.Соколовская, Д.В.Софронов, М.Н.Субботина, М.И.Федоров, Н.Н.Филимонов, Л.И.Юневич.
В 1956 году состав пополнили Вера Павловна Велицкая, Антонина Петровна Громцева, Ульяна Прокофьевна Кабанец, Александр Антонович Яковлев.
15 марта 1956 года в полном составе была переизбрана ревизионная комиссия. В ее состав вошли  Ф.М.Петров, В.П.Велицкая, М.И.Воробьев. 19 ноября вместо С.С.Пикулика, попросившего освободить его от должности по состоянию здоровья, помощником старосты избрали Е.В.Матвеева.
Состав приходского совета до закрытия собора менялся два раза. 3 августа 1959 года вместо вышедшего из ревизионной комиссии Ф.М.Петрова ее председателем избран М.И.Федоров.
В 1961-м некая прихожанка, будучи недовольной ведением приходского хозяйства и, видимо, побуждаемая завистью, написала донос уполномоченному на старосту А.Н. Левочскую. Воспользовавшись поводом, уполномоченный Г.Е.Капица в своих интересах и без объяснения причин снял ее с регистрации. 12 июня 1961-го двадцатка избрала нового старосту - М.Н.Субботину… Впрочем, немного позже, Анна Николаевна вернулась к прежним обязанностям, о чем разговор будет ниже.
Под сильнейшим давлением государства священноначалием Церкви 18 июля 1961 года   был принят новый приходской устав. Согласно которому настоятели приходов были удалены от решения хозяйственных и финансовых вопросов. Эти функции передавались приходскому совету и старосте, которые легче могли контролироваться  властями, чем духовенство. Принятие устава было предварено решением Священного Синода от 18 апреля о начале процессов передачи на приходах. В итоге передача приходского хозяйства в Никольском соборе прошла даже раньше времени принятия устава - 14 июня 1961 года.
В связи с новшеством была проведена перерегистрация "исполнительного органа" (или в советских документах - "исполоргана"), как стали преимущественно именоваться приходские советы. На 23 сентября 1961 года значились: староста М.Н.Субботина, заместитель Е.В.Матвеев, казначей А.Г.Павлова, члены ревизионной комиссии М.И.Федоров, В.Е.Иванова, В.П.Велицкая.

Певчие.
Помещаем список штатных певчих Никольского собора на 1 мая 1960 года. Регент Иван Григорьевич Порфиридов, второй регент Мария Клементьевна Нахаева, певчие Иван Константинович Федоров, Петр Алексеевич Смирнов, Николай Петрович Трезоров, Иван Федотович Камнев, Софья Афанасьевна Никандрова, Анна Михайловна Родзевич, Вера Николаевна Лаврова, Анисья Ивановна Жукова, Александра Васильевна Андреева, Анна Николаевна Трезорова, Клавдия Константиновна Ульянова, Ирина Петровна Федорова (инокиня Ирина), Екатерина Дмитриевна Борисова, Васса Семеновна Шведова. Как видим, хор возглавляли те же регенты, что и в конце сороковых годов. Второй регент, М.К.Нахаева, как указано в документе, не брала вознаграждения за свой труд. К началу 1960-х происходит "постепенное и серьезное ослабление хора по ряду причин", т.е. в деятельности его начал проявляться  какой-то кризис.

Работники собора.
Помещаем и список работников собора на 1960-1961 годы. Алтарники - Михаил Никанорович Граблин ( он же электрик), Иван Степанович Малинин, Андрей Тимофеевич Левин (внештатный). Бухгалтер - Мария Дмитриевна Васильева (с 1954). Уборщицы - Евдокия Петровна Гвоздецкая (инокиня Евфимия), Людмила Ивановна Григорьева, Мария Кузьминична Трофимова, Наталья Васильевна Назарова (с 1961). Сторожа - Ирина Петровна Федорова (инокиня Ирина), Мария Николаевна Абрамова. Просфорни - Федосья Адриановна Николаева, Анастасия Васильевна Борисова. Прачка - Александра Владимировна Прокофьева. Шофер - Евгений Иванович Землемеров (приход имел подержанную машину "Победа", приобретенную в 1954 году). Дворники - Юрий Петрович Рождественский и Раиса Васильевна Иванова. Звонарь - Вера Антоновна Семенова (в 1961 году она переведена уборщицей из-за сокращения должности звонаря).

Жизнь на приходе.
Настоятель собора прот.Александр, используя свой духовный, служебный и административный опыт, постарался наладить приходскую жизнь со всех сторон.
Многие прихожане под влиянием личности батюшки стали более серьезно относиться к жизни в Церкви. Проповедь его о настоящем, искреннем покаянии и частом причащении Святых Таин нашли отклик в сердцах людей. Число еженедельно причащающихся возросло до шестидесяти . На этой почве происходили даже довольно сильные недоразумения в отношениях между отцом настоятелем и епископом Сергием, который тогда придерживался старых, традиционных взглядов.
Отец Александр стремился установить мирные внутриприходские отношения на всех уровнях. Если в среде духовенства в целом сохранялся мир, то для достижения такого мира среди членов двадцатки и части прихожан временами приходилось употреблять немалые усилия. Нездоровые отношения между действующими и бывшими членами приходского совета, нарочитое недоверие последних, а также членов ревизионной комиссии к хозяйственной деятельности  настоятеля понудили о.Александра даже просить архиерея о прибытии в собор епархиальной ревизии и переизбрании ревизионной комиссии в полном составе. Епархиальная ревизия беспорядков не обнаружила, и комиссию переизбрали. Это произошло в 1956 году. Несколько лет сохранялся относительный мир. Только время от времени происходили мелкие столкновения между отдельными группами прихожан. Причина была чисто "человеческой" - каждая группа любила только "своего" священника и пренебрегала другими. "Умелое руководство мудрого и опытного настоятеля"  улаживало все эти мелкие ссоры и не позволяло им разгореться.
В 1954 году приход приобрел пять жилых помещений для проживания причта: ул.Ильинская,11; ул.Мало-Московская, 32; ул.Маловишерская, 22/1; ул. Пушкинская, 24/12; пер.Партизанский, 24/12. Тогда же завершился  ремонт колокольни. Дважды на приходские средства проводился капитальный ремонт собора. В 1955 году сделали наружный ремонт храма и "достройку причтовых зданий". В 1959-м - провели реставрацию всей стенной живописи и иконостаса, покрасили собор внутри и побелили снаружи. Было израсходовано в первом случае около 20% годового дохода храма, во втором случае - около 30%.  В 1957 году приход приобрел полдома на ул.Боровичской, 33. Тогда же пришлось ремонтировать барабан купола, в который ударила молния. В 1960-м были отремонтированы все дома для причта.
Собор помогал организации и деятельности епархиального управления, по благословению владыки Сергия он помогал и бедным сельским храмам. Приходы ссужались денежными средствами, как в долг, так и безвозмездно. В случае большой нужды туда жертвовалось необходимое для богослужения - утварь, книги, облачение.
Кроме того, отец Александр старался помочь многим людям, трудившимся в соборе по штату и не по штату. Небольшая помощь постоянно оказывалась бывшим членам приходского совета и внештатным певчим. Бывший казначей Н.П.Высокоостровская, например, получала ежемесячное пособие в 100 рублей, бывшая староста З.Н.Левина - 150 рублей (по старому курсу). В начале 1961 года на 25-50% были повышены оклады низкооплачиваемым работникам собора.

Посещение собора иностранными религиозными делегациями.
В 1960 году впервые в истории советского периода Новгород дважды посетили православные делегации из других стран. Естественно, побывали они и в Никольском соборе. 21-22 июня приезжала группа семинаристов из Финляндии во главе со своим преподавателем. Гости побывали на седмичном богослужении, а затем совершили молебен на финском языке у мощей св. Никиты. 14 июля с однодневным визитом в Новгороде побывала делегация Антиохийской Православной Церкви во главе с митрополитом Гор Ливанских Илией (Карамом). Митрополита Илию сопровождал митрополит Ленинградский Питирим (Свиридов). Гостей встречал у Никольского собора епископ Сергий со своим духовенством. После осмотра храма был совершен молебен у мощей свт. Никиты. Ливанский митрополит наградил владыку Сергия церковным орденом Неопалимой Купины, а о.Александра Ильина - орденом апостола Марка.

Закрытие Никольского собора.
В рамках антирелигиозной кампании 31 января 1961 года областное управление культуры и Новгородский музей с одобрения областного комитета партии возбудили ходатайство о выселении православной общины из Никольского собора. Причина - деятельность прихода якобы мешает деятельности музея. Да еще и туристы, посещающие  древнюю церковь, свечи ставят перед иконами. В обмен приходу предложили занять на выбор либо разоренный храм Воскресения на Мячине вместе с маленькой церковью св.Иоанна Милостивого, стоящей рядом, либо храм на Петровском кладбище. Епископ Сергий, вынужденный смириться с будущим выселением, от обоих предложений, однако, отказался.
14 августа приход предоставил властям свои предложения по храмам: Знаменский собор, церковь св.Бориса и Глеба, церковь Свято-Духова монастыря, и церковь Филиппа апостола. Уполномоченный А.Н.Ветюков остановился на последнем варианте - этот храм на окраине города, занятый тогда под склад управлением связи, был хотя и двухэтажным, но  наименьшим из остальных.   
7 декабря 1961 года решение об изъятии у общины православных верующих Никольского собора принял Новгородский горисполком, а 23 декабря - облисполком. 27 марта 1962 года состоялось приходское собрание, на котором обсуждался порядок перехода на новое место.
Последнюю литургию в соборе служили в праздник Воздвижения Креста Господня, 27 сентября. Вечером совершили акафист Кресту. После вечерней службы владыка Сергий, причт, члены двадцатки и некоторые прихожане приступили к переезду, который продолжился и ночью. Перевезли большинство икон и мощи святителя Никиты. Утром 28 сентября 1962 года епископ Сергий в  сослужении причта совершил освящение новоустроенного храма св.апостола Филиппа, и затем литургию.