Там, где вечно дремлет тайна... Сергей Есенин

Анита Карелина
                Там, где вечно дремлет тайна,
                Есть нездешние поля.
                Только гость я, гость случайный
                На горах твоих, земля...

                («Там, где вечно дремлет тайна…» - Сергей Есенин)


Поводом для данной миниатюры послужило воспоминание о моей дискуссии в СМИ с одним из читателей, приславшим занимательное письмо в редакцию. Это было в конце 90-х. Господина Ч. очень взволновали «есенинские кусты», которые его и вдохновили на раздумья: «Кусты под нашим русским небом в видении поэта – это райские кущи на земле. В них вечно дремлет тайна, тишина, вселенская глубина». По его словам, кусты оказались незаслуженно забытыми, но «как неизвестные солдаты, совершившие вечный подвиг, льют нам тихий, несказанный, есенинский свет».

Я слегка призадумалась: а может, прав почитатель есенинских кустов? Кусты-то они действительно присутствуют в стихах моего любимейшего поэта, но не смогла припомнить их в образе «главных героев». Тогда я взяла 1-й том собрания сочинений поэта со стихами, написанными С.А. Есениным в период с 1910 по 1920 гг., и внимательно прочла все 167 стихотворений... Захотелось выказать и своё мнение. В любом случае, подумала я, спасибо есенинским кустам, которые позволили вновь погрузиться в поэзию гениального поэта.

Только 14 из них оказались очень тесно «связаны с кустами». Причём в двух («Осень» и «О красном вечере задумалась дорога...») слово «куст» употребляется не в прямом смысле, а лишь ассоциируется с образом рябины. Ещё в двух  - «Не ветры осыпают пущи...» - наставление матери сыну-Христу и «Троицыно утро, утренний канон..» - слово «кусты» употребляется в значении «букеты», которыми украшались помещения в этот праздник. Следующие два стихотворения непосредственно к кустам как таковым не имеют отношения: "По-осеннему кычет сова...", "Хулиган" («Куст волос золотистый вянет», «Ах, увял головы моей куст...»). Остальные восемь стихотворений – образные зарисовки, где кусты – часть картины природы, как фон при описании некоторых событий.

У каждого человека своё видение и личные предпочтения. Ничего не имею против кустов и кустарников. Красиво цветущим или плодоносящим кустарникам также посвящаются стихи. Они, конечно, заслуживают особого внимания.

Вспоминаю «Персидские мотивы» - практически во всех стихах розы, цветы... Но и в этом случае я не стала бы утверждать, что именно кусты роз главные виновники вдохновения. Цветы только усиливают каскад чувств, охватывающий душу поэта, усиливают лирические воспоминания, облекая размышления в розовое цветение. Не связываю «половодье чувств» поэта и его любовь конкретно с «кустами». И не приходят ко мне мысли о том, что «вдохновлённый кустами» поэт, уносит любимую в эти самые вдохновенные кусты – слышу в этом лишь юношеский восторг ожидания. Вовсе не о кустах я вспоминаю, когда читаю «Лисицу», а о беззащитном, загнанном, безжалостно растерзанном зверьке.

Не в «кустах» вдохновение поэта - в его тонко чувствующей душе. Вот поэтому множество стихов Есенина положено на музыку. Вся поэзия Есенина - песня: бесконечная любовь к Родине, его радость и боль, созерцание и чувственность, печаль и протест... Хочется, чтобы поэзию Сергея Александровича Есенина воспринимали как единое земное объятие России, как откровенное общение человека с природой, которая неотделима от его сути, учились любить и ценить всё живое, что окружает нас.




Фото автора