Почему и зачем кусает человека

Павел Русов
Предисловие.
Я сокращал текст очень долго. Два года. Сократил до одной странички. Перечитал. Не убедительно. Расширил до 20 страниц. Много. Расплывчато. Теряется канва. Опять сократил до 12 страниц. Мало. Плюнул на все и по истечении 3-х лет решил оставить как есть. "Нельзя объять необъятное".

Эпиграф
Если что-то хочется понять – то вопрос – почему.
Если хочется создать будущее – то вопрос – зачем.
Пифагор


Почему и зачем собака кусает человека.
Или где он, пресловутый инстинкт добычи

Вступление.

Что меня побудило к написанию сего эссе?
(Напоминаю, что эссе – очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме (толковый словарь иноязычных слов Л.П. Крысина).)

Первое.

Потому что я «почемучка» и «зачемучка» по духу.
Следует, наверное, дать все-таки определение этих слов (на счет «зачемучка» - моя придумка), дабы было понятно, для чего я употребил в первой части названия эссе следующие слова «Почему и зачем…»
«Почемучка» – человек достающий всех (в детстве) и себя (по мере взросления) вопросом «ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ…»
«Зачемучка» – тот же человек, но с другим вопросом: «С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ…».

Второе.

Потому, что умучился читать вот такие определения (знаки вопроса и подчеркивания – мои, дабы досужий читатель акцентировал свое внимание и впечатлился написанным текстом в полной мере):

«Инстинкт добычи (добыча) – это генетически наследуемое желание собаки преследовать и хватать движущиеся предметы (?) . Этот инстинкт наиболее понятный и легко распознаваемый ( ???!!! ). Инстинкт добычи – это один из двух наиболее важных инстинктов, необходимых для отличной защитной работы (Шутцхунд). Он мотивирует (?) собаку к скоростному и мощному столкновению с фигурантом и позволяет нам, дрессировщикам, использовать его (?) как форму снятия стресса во всех разделах дрессировки (след, послушание, защита)».

(И-эх, не могу удержаться от ехидного замечания: авторы сих перлов решили всех собак скопом генетически детерминировать (здесь: предопределить) в желании преследовать и хватать.)

И знаете ли, уважаемый читатель, – это самое длинное квазиопределение квазитермина. Есть и короче:

«Инстинкт добычи – это когда собака преследует добычу».

Напоминаю, что ни в одном научном труде вы не встретите столь широких обобщений касательно… м-м-м… Наверное, пищедобывательное поведение?
Слово «добыча» имеет явную, однозначную трактовку – ее кушать надоть! (Не трактовку - добычу.) Значит, все-таки, пищедобывательное (к определениям мы еще вернемся).

Что же вы, людей кушать собрались, или там, рукав дрессировочный?

Ай, ай, ай, кричат оппоненты, вы очень узко и догматично понимаете данный вопрос. Под добычей имеется в виду символ, который определяет… Дальше оппонент путается и возмущается. А все почему? Потому – что нельзя использовать слова и определения, которые ты не можешь объяснить.

Ну их, хватит. Хотя, в рамках данной темы («Почему и зачем собака…» ) следует отметить: «Таким образом, на сегодня сложилась ситуация, когда авторы научных публикация избегают использовать термин инстинкт и, что более важно, полагаться на саму концепцию инстинкта, как на полезный инструмент для анализа поведения животного и уж тем более людей. Напротив, в бытовой речи и в популярной литературе термин инстинкт встречается очень часто». (И.И. Шереметьев).
Желающие узнать более подробно о проблеме, могут обратиться к Хайнду («Поведение животных...», глава 18, «Исследование развития поведения»).



Третье.
Потому что много, чудовищно много развилось кинологов, профессиональных инструкторов собак и разведенцев.
И мало, чудовищно мало осталось собаководов, дрессировщиков (по духу) и зоотехников.

Да и хватит, пожалуй, для вступления.
Приступим, непосредственно, к амбуле.



Часть первая
Этапы развития охотничьего поведения у волков и собак.
При общении собаки с человеком, последний, на протяжении веков прерывал на определенном этапе развитие охотничьего поведения в хищном смысле этого определения.
Так ли это?

Охотничье поведение – многокомпонентный поведенческий комплекс, формирование которого происходит поэтапно (я не стал перечислять входящие компоненты, так как из нижеописанного будет и так ясно какие составляющие входят в сложный процесс формирования охотничьего поведения).
Немного определений. Коротких.

«…исследовательское поведение животных составляет начальный этап любого поведенческого акта и обеспечивает животному получение жизненно важной информации об общей ситуации, о предметном окружении, о новых объектах и изменениях, происшедших в привычной, хорошо знакомой обстановке. Животное осуществляет дистантное и контактное обследование новых компонентов и ситуационных изменений, устанавливает их свойства и значимость».
К. Э. Фабри

«…хищническое поведение представляет собой форму пищевого поведения, мотивация которого возникает при восприятии живого, потенциального объекта питания. Охотничье же поведение подразумевает форму пищедобывательного поведения, которое может развиться только после формирования хищнической реакции и на ее базе».

«Под врожденным хищническим поведением подразумевается тот врожденный поведенческий комплекс, который направлен на поимку и поедание жертвы».

«Реакция неопытных волчат и опытных на поимку жертву различается по своей мотивационной основе и является в первом случае исследовательской, а во втором – пищедобывательной (охотничьей)».
Я.К. Бадридзе


Умозрительно представим себе два помета: собачий и волчий.

До того момента, как появится в жизни собачьего помета человек и примет непосредственное участие в делах материно/щенячьего сообщества, надо бы рассмотреть как они развиваются в плане (хи-хи) «инстинкта добычи» и когда, собственно, проявятся явные различия.


У домашних собак, выращенных непосредственно человеком, этот этап – обучение хищничеству – видоизменен (принос костей) или отсутствует (сухой корм). Разберем по этапам, чтобы понять – так ли это?

(Этапы развития хищнического и охотничьего поведения волков взяты из монографии Я.К. Бадридзе «Волк», по собакам – мои наблюдения).

1. Примерно в возрасте 20 дней волчица начинает срыгивать пищу щенкам.
Тоже наблюдается и у собак.

2. Ближе к 30 дням у волчат закрепляется реакция на свежее мясо (сука приносит). А что у собак?
А у собак отчасти, похоже. (Напоминаю, что речь идет о собаке домашней, живущей непосредственно рядом с человеком; и все ее действия старательно регламентируются человеком, начиная от выбора полового партнера и до вмешательства в процессы деторождения, последующего воспитания потомства и т.д.)
Только свежее мясо приносит человек. А так – все похоже.


3.В 40-50 дней родители обучают волчат отношению к потенциальной жертве. Приносят мелкую добычу…
Впрочем, для наглядности цитата (Я.К. Бадридзе «Волк»):
«Волчата обнюхали грызуна, после чего потеряли к нему всякий интерес. Через несколько минут самка поскуливанием подозвала волчат к грызуну и, наподобие кошки, поддела мертвое животное лапой. В ответ на движение жертвы волчата стали ее обнюхивать (исследовательская активность). Их телодвижения при этом напоминали игру — чередовались припадание на передние лапы и отскакивание. Приблизительно через 20 секунд один волчонок схватил жертву и попытался убежать. У остальных волчат немедленно последовала типичная конкурентная реакция: они стали преследовать убегающего волчонка, и один из них схватил жертву. При этом волчата разорвали грызуна на части, и каждый съел добытый кусок».


И еще:
«Именно после первого поедания жертвы у хищных формируется хищническая реакция
как единый поведенческий комплекс».

А у собак в 40-50 дней?

Человек приносит (если приносит) щенкам куски мяса, кости (имитацию жертвы) и вот проявляется явная лакуна в этапе развития хищнического и охотничьего поведения у собак, выращенных при участии человека.
Отсутствует обучение к потенциальной жертве.
Смотрите что в остатке.

Конкурирующая реакция – есть (точно также щенки вырывают друг у друга куски, забиваются в норки и поедают).

Также проявляется игровая реакция (почему она проявляется и у волчат и у щенят – тема отдельная, длинная, нудная) по отношению друг другу, к костям, яблокам, сухарю, до тех пор, пока не последует «проба на зуб» (один из элементов сопутствующих быстрому развитию хищнической реакции).

Однако у волчат после первых же проб на зуб далее следует поедание, игра, как таковая отсутствует, то есть мотивационная основа другая. У собак же отсутствует процесс умерщвления добычи, они имитируют этот процесс. Мотивационная основа – исследовательское поведение!

Однако отношение к хищническому поведению это уже не имеет никакого отношения.
Идет имитация. Коя и подкрепляется человеком.

Итак, вывод по первой части эссе: вместо того, чтобы писать, произносить безграмотно «инстинкт добычи» – все-таки следует употреблять следующее: «Конкурирующая реакция с элементами игрового поведения».
Однако это лишь отчасти объясняет «почему и зачем…»

Часть вторая

Точнее на первый вопрос «по какой причине (почему) собака кусает человека» дан ответ не полностью. Полностью ответ звучит так: развивая с определенного возраста «конкурирующую реакцию и игровую реакцию» человек добивается таких действий от собаки, которые ему наиболее удобны.
Кстати о злости!


Злость – это всего лишь эмоциональная составляющая конкурентной борьбы между щенками/взрослыми особями и… Но об этом чуть ниже.
Схватить «убегающую» тряпку – в детском/подростковом возрасте – это одно. Щенок хватает предмет у человека, убегает с ним, грызет, «убивает» – вариант соперничества; гомо сапиенс модулирует то, что творят щенки между собой.

По мере взросления, конкурентная борьба между щенками все больше и больше выходит на личностный уровень. Любой предмет – повод к разборкам.
А если человек продолжает настаивать на своем? Отбирая жгутик/тряпку/рукав?
Правильно! Элементы игрового поведения превалируют все больше и больше, злость – как эмоциональная составляющая конкурентной борьбы исчезает (в игре лишь идет имитация злости), а взрослая собака все больше становится похожа на щенка.
А щенок…

Конкуренция с себе подобными (а потом и с человеком) с возрастом начинает расти в плане масштаба (если так можно выразиться). Претензии на территорию, на лучший кусок, на право начинать и продолжать игру, на лучшее место для сна (возвышенность)… Много чего! И при этом все чаще вход идут зубы (по мере их обновления и укрепления). Выигрывает тот, кто по складу характера самый настойчивый, упрямый. Тот, кто может рыком задавить оппонента. ЗЛОЙ ЩЕНОК!

А злость* – это эмоция. Сильная эмоция. Эффект от однажды проявленной злости - на всю жизнь. Однажды разозлившись на однопометников до такой степени, что те, не вступая в контакт, быстренько отошли от желанной кости, означенный щен так и будет поступать. Дрожа, поначалу от ярости, а по мере морально-физического укрупнения просто злобно смотря и глухо порыкивая!
Так с какой целью молодая собака «пробует на зуб» гомо сапиенса?
Зачем?
Однозначного ответа нет и быть не может. Можно, конечно, перечислить некие пункты, но, отчасти, я уже обозначил их при рассмотрении вопроса «Почему».
Я много лет наблюдаю за щенками. Кто-то предпочитает добиваться искомой цели используя «зубы», кто-то «бегство с зубами», кто-то… Много вот этого самого «кто-то»!
Вывод.
Одно ясно – преследуя определенные цели собака, на основе конкурирующей реакции, коя подкрепляется элементами игрового поведения (гомо сапиенс иногда очень даже и слишком енто дело подкрепляет) решает «пускать в ход зубы».


А добыча?
О, боги, мои! Raub – это немецкое слово, означающее, в одном из переводов – жертва.
Да и вообще, с нынешними кинолохическими терминами, хочется вспомнить старый анекдот.
На лекции в университете:
— Григорий Перельман сумел доказать, что каждая односвязная трехмерная поверхность является гомеоморфной трехмерной сфере…
— Профессор, а можно попроще.
— Он исследовал, как будут взаимодействовать трехмерные объекты…
— Ну, а еще проще?
— Короче, ему первому удалось натянуть глаз на жопу!






Примечания
• В кинологии часто употребляют слово «злость» и «злоба». Используя именно в контексте «развить злость/злобу», что вносит изрядную путаницу в и так нестройные ряды собакознатцев. Если коротко, то:
1) Собственно, злость – это сигнализация организму. Эмоциональное состояние, при котором запускаются некие химические процессы, могущие настроить оное тельце (напоминаю, речь идет о собаке, мало того о собаке, речь о собачьем детёныше) на борьбу/бегство. Вкратце – злость – это эмоция направленная на разрушение преграды. И эмоция сия – кратковременная.
2) Злоба – это… Это патология. В общем, как говаривали предки: «Перманентная болезнь печени/желчных протоков»

И посему мне грустно слышать такого рода высказывания: «Развить/убрать злость/злобу». Эмоции (речь идет о «злости») можно научиться контролировать (сей диковинный процесс называется, кстати, дрессировка), а болезнь – купировать.