Современные нравы этнокультурных регионов

Максим Гуреев
Аннотация к рабочей программе
«Современные нравы этнокультурных регионов»
(специальность Культурология, ИГУМ) (2011)

          Цель изучения дисциплины: подготовка специалистов, обладающих знанием морального климата, специфики современных нравов этнических культур, их социально-исторических предпосылок, и умеющих организовать эффективные коммуникативные практики с представителями иных обществ.
          Задачи изучения дисциплины:
          - вооружить студентов знаниями о морально-нравственном регулировании взаимоотношений представителей различных этнических культур;
          - выработать способности и навыки разрешения межкультурных споров в областях культурной политики и культурного туризма, организации рациональных внутриэтнического и межэтнического диалогов;
          - обозначить эффективные критерии толерантности по отношению к представителям иных этнокультурных регионов.

          Формируемые компетенции:
          - владение системой знаний о фундаментальных особенностях нравственности этнокультурных регионов (ОК-1);
          - демонстрирование знания общих и специфических черт международных и локальных этических систем (ОК-1);
          - наличие чёткой ценностной ориентации на выработку гуманистически ориентированной толерантности (ОК-3);
          - способность применять свои знания в контексте налаживания, сохранения и развития полноценных дипломатических отношений с представителями иных этнических культур (ОК-9);
          - осознание роли государственно-правовой системы в культурном механизме моральной кодификации нравственных установок (ОК-5);
          - способность и готовность анализировать результаты собственной моральнотворческой деятельности, осознание при этом гражданской ответственности за нравственные нарушения (ОК-7);
          - способность и готовность защищать свои собственные нравственные установки при соблюдении толерантного отношения к фундаментальным моральным традициям локализованного этнокультурного региона (ОК-8);
          - способность и готовность заниматься просветительской деятельностью в морально-нравственной сфере общества (ОК-8);
          - стремление к нравственному саморазвитию, повышению своих квалификации и мастерства (ОК-6);
          - использование теоретического и экспериментального исследования современных нравов этнокультурных регионов (ОК-10).
          Краткое содержание программы.
          Глобальные нравственные проблемы современности и пути их разрешения. Современное нравственное состояние Российской Федерации: культурно-исторические предпосылки, последствия и перспективы. История возникновения, становления и развития зарубежных и отечественных моральных кодексов. Взаимодействие светских и религиозных ценностей и смыслов, идей и образов в контексте оформления и трансляции этнических нравов.
          Понятие, предмет и методы моральной кодификации. Принципы прикладного регулирования нравственной сферы общества. Соотношение национальной нравственности с другими системами этнокультурных нравов. Культурное кодирование и моральная кодификация. Морально нормированные межэтнические и внутриэтнические взаимоотношения. Источники и условия этнически ориентированной нравственности.
          Нравственное регулирование социальных взаимоотношений в культурах Запада и Востока: общие и специфические исторические черты и механизмы. Связь традиционных моральных и нравственных установок с научно-техническим прогрессом. Роль и влияние мировых и этнических религий. Проблема сохранения традиционных гуманистических ценностей и смыслов в символическом пространстве современной глобализации. Диалектика культуры и цивилизации как центральная нравственная проблема техногенного общества.

          Виды учебной работы: лекции и практические занятия.
          Форма проведения аттестации по учебной дисциплине: зачёт.