Аннотация к программе
«Культурология стран Востока и проблемы межкультурной коммуникации в обществе»
(специальность Культурология, ИГУМ) (2012)
Цель изучения дисциплины: подготовка специалистов, обладающих знанием культурно-исторических особенностей стран Востока, толерантным отношением к ним и умением организовать полноценный механизм эффективной межкультурной коммуникации с представителями восточных культур.
Задачи изучения дисциплины:
- вооружить обучаемых знаниями о дипломатическом регулировании межкультурных взаимоотношений;
- выработать способности и навыки разрешения межэтнических споров в рамках различных миграционных процессов, организации рационального межкультурного диалога;
- сформировать гуманистически ориентированную культуру межэтнического общения.
Формируемые компетенции:
- владение системой знаний об общих и специфических исторических особенностях возникновения, становления и развития восточных культур (ОК-1);
- демонстрирование знания международных норм по охране культурного наследия (ОК-1);
- наличие чёткой ценностной ориентации на организацию, сохранение и развитие полноценного процесса межкультурной коммуникации с представителями восточных культур (ОК-3, ОК-4);
- способность применять свои знания в контексте конкретных межэтнических взаимоотношений (ОК-4);
- осознание роли и влияния государства в процессе организации межкультурной коммуникации (ОК-9);
- способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности, направленной на урегулирование межэтнических конфликтов (ОК-7);
- способность и готовность самостоятельно отстаивать свою гражданскую позицию в рамках своей культуры и культур восточных обществ (ОК-10);
- способность и готовность заниматься общепросветительской и специально-культурологической деятельностью в сфере межкультурных взаимоотношений (ОК-9, ОК-10).
Краткое содержание программы.
Глобальные проблемы межэтнических взаимоотношений и пути их разрешения. Современное состояние миграционных процессов в Российской Федерации. Кризисное состояние отечественного востоковедения в контексте современных социогуманитарных дисциплин.
Россия как связующий ценностно-символический центр Востока и Запада. История возникновения, становления и развития межкультурных отношений России со странами Востока. Роль и влияние советского наследия в контексте простраивания межкультурных отношений.
Понятие, предмет и методы культурологии стран Востока. Фундаментальные ценностно-смысловые и символические основания традиционных восточных обществ. Проблема сохранения культурного наследия России и Востока: взаимосвязь пространственно-временных границ и специфика проявления. Религиозные верования восточных культур и их влияние на развитие межкультурных коммуникаций.
Нацизм как следствие этнической идентификации, неадекватной современности; роль и значение Второй мировой войны для перспективного простраивания межкультурных отношений. Международный терроризм и манипулирование массовым сознанием на основе злоупотребления традиционными ценностями Ближнего Востока.
Социокультурные процессы, функции философии, науки, религии, искусства в историко-культурологическом контексте, представленные в памятниках культуры, образцах ремёсел, произведений искусства, нормах и кодексах морали и права, научных достижениях, в деятельности социальных институтов, в биографиях и творчестве великих личностей Востока. Универсализм и компилятивность философских и религиозно-мистических традиций восточных культур. Преемственность, взаимовлияние культурных моделей Востока друг на друга, вклад каждой из них в общую сокровищницу мировой культуры.
Виды учебной работы: лекции и практические занятия.
Форма проведения аттестации по учебной дисциплине: экзамен.