Есть удавы, но нет героев...

Олег Татков
Письмо в программу «Бесогон».
Опубликовано в газете "Литературная Россия" - http://litrossia.ru/item/est-udavy-no-net-geroev/



Безуспешно пытался отправить письмо напрямую адресату, но выясняется, что сделать это невозможно. Реакции нет, либо письма возвращаются с пометкой – почтовый адрес переполнен








Председателю Союза кинематографистов России Михалкову Н.С.


Глубокоуважаемый Никита Сергеевич!

Мне кажется, что тема, которую я Вам хочу предложить для обсуждения на «Бесогоне» заслуживает внимания. Тем более, что она напрямую относится к сфере Вашей профессиональной и общественной деятельности.

Начну издалека. Курсанты лётных военных училищ, учатся по одному и тому же алгоритму; - полгода теория, полгода лётная практика и так 3-4 года.
СCCР, в N-ском лётному училище практика 1 курса. Курсантов привезли на полевой аэродром в лесу. До ближайшей деревеньки с девушками, междугородным телефоном, магазином и проч. «цивилизацией» 12 км. Курсанты развлекались как могли – жгли ночами костры, варили грибы, засушивали кожу убитых в лесу змей, - в общем мальчишки едва вышедшие из пубертатного периода изображавшие настоящих мужиков, тем более, что возраст у них всех был гипертестостероновый. Начались самоволки, чтобы не ходить пешком, - в деревне были украдены все велосипеды. Всё это «добро», вместе с «гражданкой», выпивкой и проч. прятались в каптёрке у надёжного однокурсника. Но мир не без «добрых» людей, каптёрщика кто-то «вложил», курсантов построили, каптёрку «обшмонали» - командир вышел из неё держа в одной руке «патронташ» советских презервативов, а в другой засушенные змеиные кожные покровы. Первая фраза, которую он произнёс, начиная разнос, вошла в новейшую историю ВВС. «Дожились, товарищи курсанты! В каптёрке вместо уставов, наставлений и учебников по аэродинамике, можно найти всё – от гондонов до удавов».

Так и в нашем кино. Смотрю его всю жизнь и всё больше прихожу к мысли о том, что в нём есть всё – от гондонов до удавов, но нет (или присутствует в гомеопатических дозах) главного – духовности, патриотизма, уважения кинотворцов к судьбе человека на экране и в жизни...

Теперь серьёзно – есть реальная история о том, как во времени совпали два события - полёт в космос космонавта и смертельная болезнь мальчишки на Земле. Эти герои не могли даже теоретически пересечься друг с другом, но…
Случилось событие, напрочь перечёркивающее теорию «нескольких рукопожатий», были нарушены все инструкции и друзья космонавта сообщили ему в космос на орбиту МКС, где он летал в то время с американским астронавтом, о том, что на Земле, в России, в Москве, в НИИ детской онкологии, есть мальчишка, умирающий от рака и мечтающий о космосе. И космонавт сначала позвонил мальчику с орбиты, а потом начал посылать ему фото с орбиты МКС из космоса и (наверное, - это чудо) - мальчик выздоровел. И они встретились. Мальчик закончил школу, уничтожил документы о болезни и поступил учиться в два учебных заведения сразу; - на спасателя-пожарника и айтишника, а космонавт стал главным космонавтом России - начальником центра подготовки космонавтов. История продолжается до сих пор – мальчишку мы свозили на Байконур, где он пообщался с улетающими на орбиту космонавтами и присутствовал на запуске. А из фотографий, которые мальчишке в бокс присылал космонавт, в отряде российских космонавтов сделали благотворительную выставку и эта выставка теперь работает во многих городах России и за её рубежами. После окончания выставки, в город приезжают космонавт и мальчик, идут в детский онкоцентр этого города с подарками и дарят эту выставку онкоцентру. Это очень сильно работает в плане моральной поддержки детишек, больных онкологией. Я участник этой истории – врач передавший на орбиту письмо мальчишки. Придуман только финал истории, который предугадать несложно – мальчишка поступает в отряд космонавтов, заканчивает его, становится космонавтом и летит в космос на корабле «Федерация» с космодрома «Восточный».

Уже более пяти лет я пытаюсь найти человека из Вашего «цеха», готового взяться за этот материал. Я врач и прекрасно понимаю, что сценарием, продюсированием, режиссурой должны заниматься профи – иначе получится полная хрень и «Гравитация».

За это время я кому только историю не рассказывал, с кем только не встречался. Не буду называть фамилии, но среди них были лауреаты и Каннского, и Венецианского, и Московского кинофестивалей и «Кинотавра».

Есть несколько общих закономерностей в таких разговорах.
1. Сходу говорят, что статус «автор идеи» это всё ерунда, раз история попала в прессу с ней имеют право сделать всё, что хотят. Тот факт, что сценарная разработка «залитована» в союзе кинематографистов и есть свидетельство, вызывает лишь презрительную гримасу.

2. Вопрос о том, что надо заключить договор вызывает у снизошедших до разговора со мной «мэтров» стойкое с видимыми физиологическими проявлениями возбуждение.

3. Предупреждают, что героя мальчика непременно надо сделать девочкой, его мать – матерью –одиночкой, торгующей собой и/или продающей наркотики, чтобы таким способом, помочь сыну выздороветь.

4. Космонавта  лучше бы убить либо в полёте, либо в несчастном случае на Земле, а космический корабль непременно надо повредить либо в аварии, либо метеоритом/астероидом, либо вообще взорвать к чёртовой матери. Непременно надо, чтобы у космонавта в космосе были галлюцинации, а на Земле во время его полёта погиб его сын или жена.

5. Мои робкие попытки что-либо возразить по этому поводу сходу отметаются с очень интересной формулировкой – Вы не читали книгу «Как написать историю на миллион долларов», а мы по ней учились во ВГИКе. Что ж это за книга то такая, уважаемый Никита Сергеевич? И почему в киновузах её считают новой «Библией»? Может действительно стоит её прочитать?

Список ахинеи, которую обычно несут на встречах выпускники ВГИКа можно продолжать до бесконечности. Я повторяю – история реальная, в ней всё правда. Даже с учётом законов драматургии я не понимаю зачем из этой истории делать референс «Гравитации» или «Салюта-7», а не «Офицеров», к примеру.

Ещё раз повторяю – я врач, не драматург и своё место в создании фильма вижу как соавтор сценария, собравший первичный материал и «катализатор» взаимодействия героев истории с создателями фильма. С законами драматургии согласен, уважаю их и менять не собираюсь ни в коем случае.

Кстати об «Офицерах». Бойкая не по годам выпускница ВГИКа (мастерская Владимира Меньшова), когда я заикнулся о референсе «Офицеров», заявила, что она «Офицеров» не видела, ничего об этом фильме не слыхала и вообще в свои 23 года она лучше меня (я – кандидат мед. наук, подполковник в отставке - 62 года) знает как надо « рулить» судьбами (повторяю – история реальная) героев чтобы «позацепистее, пожальче» и чтобы безвозвратных денег в Минкульте дали.

Чему её учил уважаемый мною (это без иронии) господин Меньшов все эти годы во ВГИКе лично я не понимаю. На ум приходит только нетленка Михаила Михайловича Жванецкого о консерватории…


Уважаемый Никита Сергеевич. У меня к Вам, как главе отечественной киноиндустрии огромнейшая просьба.

1. Создайте при союзе кинематографистов/Вашей киноакадемии - национальный банк кино идей. Отправил человек свою идею, зарегистрировал и спокойно ищет продюсеров и сценаристов. Ну нет у нас в стране в настоящий момент юридически цивилизованных определений и гарантий авторства идеи кинофильма.

2. Помогите найти вменяемого продюсера, сценариста и режиссёра для этой истории. Очень хочется поучаствовать в создании фильма без «гондонов и удавов…»

С огромным уважением – рядовой кинозритель России Олег Татков.



Картинка из фейсбук Лены Ивановой.